Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 23:09, шпаргалка

Описание работы

1.Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека.Отрасли: общая психология- изуч. Психич процессы, психхич.состояния, псих.св-ва;соц.психология- занимается изуч.

Файлы: 1 файл

ШПРОы_готовые!.docx

— 32.88 Кб (Скачать файл)

1.Психология- это наука о закономерностях возникновения, развития, функционирования психики и сознания человека.Отрасли: общая психология- изуч. Психич процессы, психхич.состояния, псих.св-ва;соц.психология- занимается изуч. Деятельности чел,обусловленной фактом включ.его в различные соц. Группы, а твкже хар-ки самих групп.псих.личн. изуч. Соц. Обусл кач-во чела, закономерности разв. Хар-ра,способности. Клинич. Псих.изуч. пихич.проявления при различных заболеваниях, роль психики на возникн, протекание этих заболеваний, укрепление здор. Историч. Псих. Включ. В себя 3 разл. Содержания: 1донаучная(житейская) – нет критерия истины,безсист, безодоказат.2 философская- умозрительна, нет эксперим. Док-ва. 3научная ( в конце 19 века появилась). Задачи психологии: научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;научиться управлять ими; использовать полученные знания.предметом является человек как субъект деятельности вышения эффективности деятельности людей.

 

2. Методы психологии : общенаучные, теоретические, объективные:…

Опрос – метод сбора первичной ин-фы посредством обращения с вопросами к опр. Группелюдей.Виды: очный, заочный; групповой, индивидуал; письменный(анкетирование), устный) анкетирование. – разновидность опр, при кот. Исслеователь общается с респондентом при помощи анкеты.анк – система вопр. Части: вводная( обращ, , представление,цель, просьба ответить, правила. Благод.), текст анк. (паспортичка, вопросы- открыт(<13) и закрытые( прямые – напр. На предмет иислед. И косв. – опосредованный спос. Выясн.)  + позволяет опросит большое колво людей, анонимность-искрен., инфа, недоступ. Наблюд. – не позв изменить вопр. В завис от ситуации и люд.  Интервьюир. Разновидность опр, имеющ хар-р беседы псих. И инетесующ  его человека. + возможность изм. Тактику опр.( с уч. Обр, настроения человека), можно добиваться ясности. – не аноним, нужен специал.

 

3. Наблюдение  – это планомерное и целенаправленное, сиситематизир. Восприятие какоголиб явл. Особенн, кот фиксир. Исследователь. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Проведение: составление плана наблюдения;

– фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);

– формулировка выводов.      Отличия от обыденного: целенапр, планомерно, вмешат-во в проц., последующ. Анализ.  Виды: открытое, скрытое;  вкдюченное(изнутри), внешнее ; полевое, лабораторное. Может быть единст. Возмож. Спос. Получения данных; позволяет изучить жизн. Проц. Во всём богатсве.  Недостатки:события пролшого наблюдать невозможно. Нельзя набл. За больш. Колвом людей.

4.Эксперимент – (лабораторный и естественный) это специально созданная, смоделированная исследователем ситуация для вяывления причингно-следственных связей. В усл. Эксперим. Испытуемые подразд. На эксперементальную  и контрольную группу. Испытуемые экспремент группы подвергаютя воздейст. Независимой переменной.( их поощряют или чего то лишают) затем проводится анализ данных. Затем анализир данные контрольной группы, но на них  не воздействуют. Основное достоинство-  возмоность специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий. Возможны повт. Исслед в аналогич. Усл недостатки усл. Деятельности испыт не соответст. Реальности.; тспыуем. Знают, что являются объектом ииследований

5 Тестирование. Это метод изучения психологическ св-в личности, с помощью тестов. Тест – стандартизированная испытат. Процедура на выявление и оценку уровня развития психологич св-в, состояний личночти. два основных требования, которым должны удовлетворять тесты: валидность и надежность. Валидность :что он должен оценивать именно то кач-во, для кот предназначен.Надежность:что его результаты воспроизвод с хорошим постоянством у одного и того же человека. Требования к тесту:быстропроводимый, обработка лёгкая, инструкц. Понятая. Виды теста: тест достижений; тест интеллекта; личности;креативности; проективные.(исплоз. Чтобы соринтир в слож. Ситуац)

6 Анализ рез. деят. –это метод,предст собой целенаправленное исследование продуктов деят человека, позв. Опред его индивид особенности. исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется.

8.Ощущения  это простейщий псих. Процесс,  отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, предметов и внутренних сост. оранизма, возникающих при непосредственном воздейств. Раздражит на орг. Чувст чела. Для возникновения ощущений необ прежде всего наличие воздействующих на орг чув-в предм и явл реало мира. Виды ощущ: По модальности зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные.по шеррингтону: экстрацептильные(внешние) т.е. отражают свва внеш. Среды. – контактные(вкусовые, тактильные) и дистантные(Зрение, слух, обоняние). Интроцептивные( ощущ. Сост. Внутренних органов) , пропреоцептивные( ощущ положения тела) Чтобы раздражитель вызывал учела ощущ. Он должен иметь опред. Силу. Миним вел. Раздр от спос выз ощущ.- нижний порог. Ощ. Раздр меньш велич.- подпороговый.  Нижн. Порог. Показатель абсолютной чувствит. Чем ниже этот порого, тем абсол. Чувствит. Выше. Пороги зависят от: Сенсибилизация- повыш чувст.какого либо . анализаора.в рез. Взаимод. Анализпт. Или тренировки.

 

9.Нарушения ощущений. Нар зрительных ощ( слепота, сниж остр. Зр, выпадение уч-ков поля зрения) нар кожной чувтит., нар болевой чувст.,(гипостезия, анастезия, гиперстезия и др.) особенности общ с людьми спл.зр и незр.: 1опред вид нар. 2. Помогая, не стиск. Руку, не тащить за соб. 3 необиж.,если отклан. Пом. 4.описывать ситуцию. 5 характер запахи,звуки и др. 6 собак-повод. 7.неотнимать трость 8. Выяснить в какой форме чел хочет получать инфу. 9. Предупреж Прежде чем читать,не пропускать, не перефр. 10. Обращ. Непосредственно к челу 11 помогая сесть, напр руку на спинку. 12.если перемещаюсь, сообщать. 13. Инструкции чёткие 14.если чел сбит с путь подойти и помочь. 14 по ступенькам ведите перпендик.

10 общение с  инв с нарушением слуха 1 смотреть прямо в лицо 2 своё не загораживать. 3 уточнить степень гл. 4. Чтобы привлечь вним, позвать по имени, если не услышал, тронуть за плечо. 5.говорить ясно, чётко не крич.6. если переспр – повтроить, перефр. 7 уточн- правильноли понял собесед. 8. Точную инфу записать. 9 сообщения прочтые. 10.учитывать фактор внешней среды. 11. Обращ к собеседнку а не кпереводчику 12. Если собес читает по губам: 3 из 10 слов хорошо чита. См в лицо, говорить медленно, исп жесты и телодвиж.

11. Восприятие - психический процесс отражения в сознании чела целостных редметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.результат возд. – перцептивный образ. ( это качественно новый уровень познания, а не сумма ощущ) Свойства восприятия: Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета во всём многообр св-в. Предметность (перц. Обр. всегда отн к какмому то апредмету), Константность( относит постоянство восприятия предметов по велечине , форме и цвету) осмысленность – (восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов) Избирательность преимущественное выделении одних объектов по сравнению с другими. Факторы, вл. На воспр: направл личности и жизненный опыт .виды воспр. В зависим. о преобл какогол орг. Чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные. По особ воспр объекта: воспр физ объектов, муз, речи, человека.  По формам сущ материи: восприятие времени, , движений, пространства. Воспр прва отражение объёмности, форм, велечины предм., удалённости. Сущ линейная и возд перспектива.иллюзия искажённаое воспр величины, формы и удалённости. Воспр. Вр. Отр длит, скор,последовательности явлений действит. Воспр. Дв. Это отр. Во времени изм положения объекта

12 наруш. Воспр.. При резком физическом или эмоциональном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям.- гипертезия. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением агнозия – нарушегие узнавания предметов, звуков, явлений.

13. Мышление. Мышление - это процесс отражения сознания человека, сущности вещей и отношений между предметами и явлениями и закономерных связей. 
Свойство: 
1) мышление - это поиск и открытие существенно нового. 
Мышление- продуктивное. репродуктивное 
(творческое) 
2) налич. мыслительн. процессов.(анализ обобщения) 
3) мышление - это опосредованная и обобщенная форма действительности. 4) обязательная связь с речью. 
5) мышление возникает в ходе общения и деятельности. 
Сама мысль возродилась из практики. 
Мышление - это практические действия ушедшие во внутрь. 
(интериоризация) по содержанию: абстрактное,нагляднобразное, конкретнодейственное

14.нарушение мышл. 1. нарушение операционной стороны мышл. 
-снижение уровня обобщен. 
-искож. процесса обощен. 
2.нарушение динамики мыслительн. деятельн. 
-лобильность (неустойчив.) 
-инертность (невозможность переключ. на др. вид деятельности) 
-нарушение мотивоционного компонента (резонерство - бесплодное мудроство, склон. к большому общению, к мелкому суждению) 
-наруш. целенаправленного мышл.(подконтрольн.) снижение критичн. 
3. нарушение мышления в той или иной степени (огранич. трудоспособ., однако, инвалидность с подобными наруш. м.б. неадекватным повед.) 
Особая. тактика: а) не след. впадать в "сухой" безапплецион. ход. тон. б) доброжелательн. и терпение - основной подход соц. работника. люди с задержкой в развитии: 
1. используйте доступный язык 
2. не используйте образных выражений 
3. не думайте, что вас не поймут 
4. при необходимости, предложите пригласить родствеников 
5. говоря о задачах, рассказывайте все по шагам 
6. при необходимости используйте иллюстрации, повторите, если вас не поняли 
7. общайтесь с такими людьми на равными

15.Внимание  сосредоточенность и направленность психич. Деят на каком либо объекте. ( изибират, бдительность) функция: регуляция и контроль протекания деятельности. виды: внешнее, внутренне; непроизвольное,(пассивное,эмоц) сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Вызывают: Новизна раздражит , Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон.  Произвольное( активное или волевое )и послепроизвольное. Снач. Поддерж волевыми усилями, затем стан непроиз  с появлением интереса. свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость. объём вним. – колво объектов, Или единиц инфы, которые могут воспроизводиться с одинак степенью чёткости.(7+-2) объем внимания зависиттрениров,возраст,сост здор,концентр,степень изученности. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.

16. это процесс запечатления сохранения и последующего воспроизведении прошлого опыта. Образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представления памяти делятся на единичные и общие. Виды памяти Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память

 

 

 

 

   



 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"