Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Зоопсихологии".
Материалистическая наука отвергает все эти четыре утверждения. Она заявляет, что развитие психики начинается с появления у организмов чувствительности – раздражимости к жизненно важным внешним воздействиям. Так возникает психическое отражение – способность отражения организмами воздействий окружающей среды в их объективных связях и отношениях.
Развитие психики животных происходит в процесссе их биологической эволюции. Каждая новая ступень психологического развития связана с изменением условий существования животных и усложнением их физической организации. Так, приспособление к среде приводит в к выделению у животных простейшей нервной системы и органов чувствительности. На этой основе возникает элементарная сенсорная психика – способность отражения отдельных свойств среды.
Переход животных к наземному образу жизни и развитие коры головного мозга приводят к психическому отражению животными целостных вещей, возникает перцептивная психика.
Усложнение условий
Развитие психики определяется необходимостью животных приспосабливаться к среде, психическое отражение является функцией органов, которые формируются в ходе этого приспособления.
Форма психического отражения зависит от деятельности животного, она отстает от развития строения деятельности животных как бы на один шаг. Возникновение новой формы отражения создает новое, более высокое строение деятельности и отставание сохраняется.
Отличие деятельности человека от деятельности животного:
Переход к человеческому сознанию
связан не только с изменением принципиального
строения деятельности и возникновением
новой формы отражения
Учение А.Н. Северцова («Эволюция и Y - ка»)
Способы приспособления организмов к изменениям окружающей среды, существующие и у животных, и у растений:
1.Наследственные изменения
2.Ненаследственное
Существует 3 типа Y - кой деятельности животных:
1.Рефлекторная
2.Инстинктивные
3.Деятельность разумного типа:
определенные действия, которые
не наследуются, требуют
Третий тип имеет большое биологическое значение, т.к. на изменение среды животное отвечает не изменением организма, а изменением поведения.
Разумный тип деятельности у человека был необычайно важным фактором прогрессивной эволюции. Главное значение этого фактора заключается в том, что он повысил способность человека к приспособлению, сделав его существом в самой высокой степени пластичным по отношению к окружающей среде.
Билет №7.Теории возникновения психики: антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм
Основной вопрос: когда возникла психика
I.Теория антропопсихизма – наиболее ранняя и экстремистская: Y-ка возникла только у человека, т. к. только он может предвосхищать результат своих действий. Этого направления придерживались Декарт и вся теологическая школа, хотя современная Y-гия относиться к нему отрицательно( кроме направления когнитолгия)
II.Теория панпсихизма: Y-ка есть у любой материи, даже у неживой. Родоначальники этого направления — французские философы-материалисты. Главная идея: Y-ка — отражение, а отражение — всеобщее свойство материи. Сейчас это направление бурно развивается вне Y-гии (среди психофизиков его поддерживал Фехнер).
!Y-ка всегда подразумевает субъективно-объективные отношения, и они неравноправны!
III. Биопсихизм: Y-ка есть у всей живой материи, но не ограничивается животными. Для подтверждения Вундт провел эксперимент на растениях: присоединил датчики к двум гераням, стоящим рядом. Когда одно растение получало отрицательную информацию (ему отламывали листья), оно реагировало и передавало сигнал опасности другому.
IV. Нейропсихизм: (это направление доминировало в советское время) Y-ка есть только утех, у кого есть ЦНС. Но данное предположение неверно, т.к. нарушает закон Вл. Ковалевского: В эволюции функция всегда опережает новую структуру.
Билет №8. Антропорморфизм и механицизм.
Нет единодушного мнения и о том, как психика развивалась в процессе эволюции. Одно из направлений в решении этого вопроса представляют так называемые «монистические» течения. Они считают психику единым образованием, отрицая сам принцип развития применительно к психике. Монистические течения имеют две противоположные разновидности: «монизм сверху» и «монизм снизу».
Монизм сверху (антропоморфизм). Основная идея «монизма сверху» заключается в том, что в человеческой психике нет ничего такого, чего бы не было в психике животных. Весь животный мир наделён сознанием, волей и разумом. Антропорфисты утверждают существование сознания у млекопитающих, насекомых, беспозвоночных вплоть до одноклеточных и растений. Представители этого направления утверждают, что у муравьёв есть взаимопомощь в строительной «работе», сотрудничество и разделение труда. Видными представителями этого течения являлись: Чарльз Дарвин, Дж. Романес, Вильгельм Вундт, В. Келлер, Р. Иеркс.
Монизм снизу (механицизм). Основной
идеей механицистов является признание
абсолютной пассивности мира, полной
предопределённости жизни и деятельности
живых существ «физико-химическ
Механицистами был сформулирован принцип детерминизма (стимул – реакция).
Фактически, эти исследователи (Ж.
Леб, Ваде) мерят человека и животных
мерой одноклеточных
БИЛЕТ №9.СТАДИЯ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ.
По конспекту:
Когнитивная функция представлена очень скромно, т.е. способность отражать отдельные свойства предмета.
Память существует, а мышления еще нет.
Регулятивная функция самая элементарная – построение движения от угрожающего объекта, но по направлению к пищевому объекту.
Есть дистантные анализаторы (парные), чтобы обнаружить точку – необходимый предмет. Регулятивная функция – поведение. Необходимо организовать свое движение тела до точки в пространстве. +
Поведенческие программы, которые
обеспечивали бы всем необходимым. Появляются
первые врожденные поведенческие программы
– инстинкты. Необходимый объект
запускает необходимые
Коммуникативная функция осуществляется только химически (запах). Все формы взаимодействия химическим путем.
Примеры животных: беспозвоночные и насекомые, кроме ос и муравьев.
Вопрос № 10
Стадия перцептивной психики
Перцептивная психика-высшая стадия развития психологического отражения.
Эта стадия (по Леонтьеву) характеризуется изменением строения деятельности, в которых дан объект деятельности в среде. Есть уже навыки и восприятия. Предметные компоненты среды отражаются как целостные единицы (в отличие от элементарной сенсорной психики). Предметное восприятие предполагает определенную степень обобщения, появляются чувственные представления.
Перцептивная психика различна у животных, стоящих на разных ступенях эволюционного развития. 2 уровня: низший и высший.
На низшем - беспозвоночные-головоногие моллюски и членистоногие. Характеристика уровня - на примере насекомых (класс членистоногих). Обитают на суше, в почве, в воздухе, в водоемах.
Движение-новый способ, с помощью крыльев. Мышечная система состоит из отделов: мышцы туловища, мышцы конечностей, мышцы внутренних органов. У членистоногих мышечная система достигает вершины развития центральная нервная система - строение сложное . Основа – ганлии, связанные друг с другом межсегментными нервными стволами. Стволы сближаются и образуют (внешне) непарную нервную цепочку. Слившиеся ганглии образуют головной мозг в виде надглоточного узла, в котором три отдела : протоцеребрум, дейтоцеребрум, тритоцеребрум.
В первом отделе находятся грибовидные (стебельчатые) тела – ассоциативные и координирующие центры. С протоцеребрумом связана пара сложно устроенных зрительных долей, иннервирующих сложные глаза. Дейтоцеребрум иннервирует усики, тритоцеребрум иннервирует область рта и связан с симпатической нервной системой. Глубокие различия между элементантарной и перцептивной психикой в нервной системе уже на низшем уровне.
Сенсорные способности, таксисы у насекомых есть органы чувств.
А)Зрение глаза простые, одиночные. Глаз - сложный, фасеточный, состоит из участков-фасеток. Высший покров глаза образует над омматидиями
утолщения (роговица или хрусталик), имеющие роль диоптрического аппарата в глазе омматидий содержит 7-8 зрительных клеток, аксоны которых оканчиваются в оптических ганглиях мозга. В мозгу из отдельных омматидиев зрительное раздражение синтезируется в полную картинку.
Ориентация есть положительные и отрицательные фототаксисы. Характер фототаксисного поведения меняется в зависимости от температуры, время дня и т.д.
Предметное восприятие у насекомых есть способность к оптическому восприятию форм (необходимый компонент перцептивной психики). На уровне элементарной сенсорной психики различение форм невозможно.
Общение и групповое поведение у насекомых есть системы коммуникации (общение) с передачей информации. У пчел - химический способ передачи информации о нахождении пищи, у муравьев- химический способ передачи информации о согласовании поведения, есть способ «танцы» у пчел, ритуализация поведения в ухаживании самцов за самками.
Территориальное поведение возможно лишь на уровне перцептивной психики. Животное- хозяин своим видом, голосом или запахом дает знать о присутствии на территории (метит).
Инстинкт и научение в поведении насекомых (танцы пчел)
Общая характеристика низшего уровня перцептитвной психологии
1)Основная роль- ориентация поведения по отдельным свойствам предметов, но не по предметам как таковым.
2)имеет место таксисное поведение (есть все виды высших таксисов, включая мнемотаксисы), они играют роль в пространственной ориентации.
Высший уровень развития перцептивной психики только у позвоночных есть полное развитие и предметному восприятию, обнаруживается наиболее полно проявление психической деятельности. У позвоночных нервная трубка образует в головном отделе вздутия, превратившиеся в процессе развития в головной мозг. Имеется пять отделов головного мозга (продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний мозг).
Локомоция (движение). Мышечная система позвоночных состоит из симметричных сегментов. Мускулатура - соматическая и висцеральная (внутренних органов). Основная функция опорно - локомоторная (пере6движения животных в пространстве).
Манипулирование - дополнительная функция передних конечностей. Животное может удерживать предмет на весу или одной конечностью, это дает возможность для комлексного обследования (оптического, альфакторного, тактильного). Важнымйфактор психического развития.