Шпаргаока по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология"

Файлы: 1 файл

шпаргалка по возрастной психологии.doc

— 1.61 Мб (Скачать файл)

Следовательно, только ситуация предметного сотрудничества ребенка с взрослым создает необходимость назвать предмет и, значит, произнести свое слово. В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятным он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально- исторической природы (каким является слово) для воздействия на окружающих.

 

Таким образом, потребность и необходимость говорить предполагают два главных условия: потребность в общении с взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то, ни другое в отдельности к слову еще не ведет.

 

Из вышесказанного следует, что взрослому необходимо в своей  работе с детьми до 3 лет по активизации  речи создавать такие ситуации, которые бы сначала заставляли малыша ориентироваться в общем смысле создавшейся ситуации (она является коммуникативной: надо обратиться к взрослому, игрушке, другому ребенку), затем побуждали употребить слово (надо обратиться со словом), в центре ситуации оказывалось слово, которое становится средством обращения (надо обратится с определенным словом).

 

Дети начинают активно  произносить слова только под  влиянием настойчивых воздействий  взрослого, когда он ставит слово  в центр внимания ребенка. Развивать деловое и речевое общение ребенка с взрослым можно в разных ситуациях. Вот некоторые из них.:

Бытовые ситуации, связанные с режимом дня 

В таких ситуациях  ребенок пытается объяснить, что  именно он хочет поесть, что хочет  надеть, куда пойти во время прогулки, с какой игрушкой поиграть во время  купания и т. п. В таких ситуациях часто лучше сделать вид, что не поняли, что ребенок имел в виду. Такое поведение близких лишний раз побудит ребенка постараться применить речевые способы выражения мыслей и желаний, а не жесты, показ.

Например. На прогулке ребенок тянет маму за руку и показывает рукой в определенном направлении, озвучивая свое желание словом: «Там!». Мама догадывается, что ребенок предлагает пойти на снежную горку, но не спешит это показать. Она предлагает ребенку озвучить свое желание: «Куда пойдем?» и ждет ответа от ребенка. Если ребенок затрудняется с ответом, то предлагает ему выбор из вариантов: «Пойдем в магазин? Или пойдем на горку? Пойдем в парк?». Если ребенок отвечает кивком головы, можно сделать вид, что не поняли ответ: «Куда пойдем? Скажи!».

Игры с игрушками  и предметами

После того, как ребенок  хорошо освоит различные варианты действий в играх с кубиками, машинками,, он начинает проявлять больше инициативы – предлагает свои варианты игры. Таким  образом, игра выходит на новый уровень: используя освоенные игровые навыки, ребенок и взрослый действуют на равных, не как ведущий и ведомый, а как партнеры. Ребенок может пойти дальше – попытаться взять на себя роль ведущего, и следует предоставить ему такую возможность.

Например. После того, как в течение нескольких занятий были освоены разные действия с мячом – катить мяч по полу и с горки, бросать мяч в корзину, сбивать мячом кегли, – была организована игра, взрослый предложил ребенку катать мяч по полу, но ребенок не согласился, озвучив отказ словом: «Не!». Тогда взрослый предложил объяснить, как именно ребенок хочет поиграть: «Как будем играть – скажи!». Ребенок попытался ответить, показывая действие с мячом, но не был понят. Педагог снова попросил ребенка использовать речь: «Не понимаю. Скажи!». Ответом ребенка стало слово «гока», что означало, что он хочет катить мяч с горки.

Обычно ситуации общения, возникающие во время игр с  игрушками и предметами, понятны, так как ребенок использует действия, слова и жесты, которые изучались  на предыдущих занятиях.

На третьем  году жизни речевая активность детей стремительно увеличивается. Речь ребенка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая все большие возможности для разностороннего общения с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками. Речь становится основным средством общения, разнообразятся и усложняются поводы обращения ребенка посредством речи к взрослому. Малыш просит показать, как надо что–то сделать,  спрашивает о том, что ему непонятно,  может развернуто рассказать об увиденном, поделиться своими переживаниями. Он задает вопросы по поводу всего, что видит вокруг себя. Любимый вопрос в этом возрасте: «что это?» Малыша пока еще интересуют внешние свойства вещей, но этот интерес является ступенькой к следующему возрастному этапу – дошкольному, возрасту «почемучек». Характерно, что один и тот же вопрос ребенок может задавать и по поводу известного ему предмета и его названия. Это говорит о том, что он ищет у взрослого не только информацию об окружающем, но и побуждает его к общению. Ему нравится внимание взрослого и собственное умение задавать вопросы.

 

 

17.   Зарождение  самосознания. Кризис трех лет.  Психологические новообразования, связанные с периодом кризиса.

 

Кризис 3 лет один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Кризис трех лет связан с осознанием себя как субъекта в мире предметов. Он характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми.

Этот кризис возникает  потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Негативизм – негативная реакция не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот.

Если раньше он выполнял пожелания родителей, то теперь не хочет  делать что-либо, препятствующее его  желанию. Считается, что таким образом  осуществляется необходимый начальный  этап возрастного становления волевых  качеств характера.

Меняется мотивация поведения ребенка. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения уже находится вне ситуации, данной ребенку.

Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.

Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Например, если в семье  принято вместе ужинать, то ребенок  начинает отказываться есть именно в  это время, а затем у него появляется аппетит.

Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать» и т. д., но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделать сам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.

Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. По утверждению Л.С. Выготского, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Выготский Л.С., 1991).

В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Проявления деспотизма таковы: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п. У ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

В раннем детстве ребенок  активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми  осваивает способы действий с  ними.

Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры.

К 3 годам происходит становление самосознания. Появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка.

В 3 года поведение ребенка  начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

 

 

18.   Социальная          ситуация          развития.          Психологические новообразования дошкольного возраста.

 

Дошкольное  детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации.

Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.

Идеальной формой, с которой начинает ребенок взаимодействовать, становятся социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей.

По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это он не может, поскольку жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.

Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.

 

К новообразованиям дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес следующие.

 

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. Для того чтобы объяснить явления природы, дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины. Это подтверждают высказывания детей, например: «Солнце движется, чтобы всем было тепло и светло». Это происходит потому, что ребенок считает, будто в центре всего (начиная с того, что окружает человека и до явлений природы) находится человек, что было доказано Ж. Пиаже, который показал, что у ребенка в дошкольном возрасте отмечается артификалистическое мировоззрение.

В возрасте пяти лет ребенок  превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного  возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

Информация о работе Шпаргаока по "Возрастной психологии"