Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 08:23, реферат
В области детской психологии Пиаже изучал происхождение и развитие интеллекта у ребёнка, формирование фундаментальных понятий (объект, пространство, время, причинность и др.), особенности детской логики и мировоззрения. Основная задача всех исследований Пиаже - изучение механизмов познавательной деятельности ребёнка, которые скрыты за внешней картиной его поведения. Для выяснения этих механизмов им был разработан метод клинической беседы, в процессе которой изучаются не симптомы, внешние признаки явления, а процессы, приводящие к их возникновению.
Период К. о. ограничен по сравнению со следующим периодом формальных операций в 2 аспектах:
Период формальных операций
(11/12-14/15 лет). В рамках формально-логического
абстрактно демонстрирует один из экспериментов
Пиаже. Дошкольникам, младшим школьникам
и подросткам была предложена задача:
«проблема маятника». Требовалось ответить
на вопрос, каким образом связаны между
собой длина маятника и частота его колебаний?
В действиях дошкольников никакой системы
в их поисках выявлено не было. Младшие
школьники демонстрировали простейшие
приемы научного исследования, но не могли
моделировать ход эксперимента.
Подростки системно выстраивали ход эксперимента,
без искажений обозначали результаты
и, основываясь на наблюдениях, делали
логически непротиворечивый и, по сути,
правильный вывод.
Наличие развитого формально-
Анализ концепции Ж.Пиаже позволил нам осветить процесс познавательного развития ребенка во все возрастные периоды. Мы увидели, что развитие идет от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации.
Интеллектуальное развитие
как способ восстановления равновесия
между субъектом и внешней
средой проходит определенное число
стадий. Сначала равновесие объединяет
только врожденные движения - это рефлекторный
уровень развития; затем приобретенные
восприятия и навыки - перцептивный уровень;
в дальнейшем равновесие устанавливается
между последовательными движениями,
позволяющими найти вновь исчезнувшие
объекты - сенсомоторный уровень; равновесие
между предвосхищающими движениями - интуитивный
уровень; равновесие управляет предвосхищающими
действиями как таковыми - конкретно-операциональный
уровень; равновесие между возможными
действиями, которые были или могли быть
осуществимы - формально-операциональный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследования Ж. Пиаже всегда привлекали внимание отечественных психологов. Отмечается, что сильные стороны концепции Пиаже состоят в раскрытии роли предметного действия как исходного начала развития интеллектуальных процессов, в генетическом подходе к исследованию мышления, в описании этапов становления интеллектуальных операций, в показе сложных отношений между восприятием и мышлением, между познавательной и эмоциональной сторонами в умственном развитии ребёнка. Однако ещё Л. С. Выготский, рассматривая работы Пиаже как крупный вклад в развитие психологической науки, упрекал его в том, что Пиаже подходил к анализу развития высших психических функций абстрактно, без учёта социальной и культурной среды, конкретной обстановки, окружающей ребёнка. Пиаже не учитывал того, что уже первые предметные действия ребёнка осуществляются в условиях его общения со взрослыми, которые организуют действия ребёнка в соответствии с общественно закреплённой функцией предмета. Различия взглядов Пиаже и отечественных психологов проявляются в понимании источника и движущих сил психического развития. Пиаже рассматривал умственное развитие как спонтанный, независимый от обучения процесс, который подчиняется биологическим законам. Влияние среды Пиаже сводил к задержке или стимуляции процесса умственного развития, а самый источник развития помещал внутрь индивида. В противоположность такому пониманию советские психологи считали, что источник умственного развития ребенка лежит вне его, в его среде, а само развитие рассматривали как процесс присвоения ребёнком общественно-исторического опыта. Отсюда понятна роль обучения в психическом развитии ребёнка, которую особенно подчёркивают отечественные психологи и недооценивал Пиаже. Критически анализируя операциональную концепцию интеллекта, предложенную Пиаже, современные отечественные психологи не рассматривают логику как единственный и основной критерий интеллекта и не оценивают уровень формальных операций как высший уровень развития интеллектуальной деятельности. Экспериментальные исследования (А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин) показали, что не логические операции, а ориентировка в предметах и явлениях есть важнейшая часть всякой человеческой деятельности и от её характера зависят результаты этой деятельности. Таким образом, отечественные психологи (от Выготского до наших современников) выступали как "за", так и "против" Пиаже: "за" факты и "против" их интерпретации, т.е. против подхода к фактам детского развития как к природным биологическим процессам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Флейвелл Д. X., Генетическая психология Ж. Пиаже, пер. с англ., М., 1967;
2) Обухова Л. Ф., Концепция Ж. Пиаже: за и против, М., 1981;
3) Выготский Л. С., Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. Пиаже,
4)Аверин В.А..Психология детей и подростков, 1998г.
5) Абрамов Г.С – Возрастная психология, 2000 г.
6) Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Сб. стат./ Под ред. Л.Ф. Обуховой.
Информация о работе Сильные и слабые стороны концепции Ж.Пиаже