Синдром Эмоционального Выгорания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:48, доклад

Описание работы

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

Файлы: 1 файл

семиар по выгоранию.doc

— 34.00 Кб (Скачать файл)

Синдром Эмоционального Выгорания

В течение последних трех десятилетий  проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к  личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание".

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью  механизм психологической защиты в  форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".

В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания.

Фаза напряжения.

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником  и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обуславливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу).

В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения.

Фаза  истощения сопровождается общим  падением энергетического тонуса и  ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Каждая  фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Последствием  эмоционального выгорания могут  стать проблемы в семье, нарушение  взаимоотношений с родными и, в первую очередь, с детьми. Под  воздействием эмоционального выгорания  усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения педагога с детьми. Чаще стиль общения становится авторитарным или либерально-попустительским, а это приводит к нарушению благоприятной психологической обстановки в группе.

Среди основных причин, провоцирующих у педагогов синдром эмоционального выгорания, можно выделить: плохое материальное положение, незащищенность, социальная несправедливость, потеря социальной престижности; а также высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка. Также среди причин, влияющих на возникновение синдрома, педагоги ставят на одно из первых мест высокую ответственность за жизнь и здоровье воспитанников

В целях направленной профилактики СЭВ  следует:

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

В работе по профилактике нервно-психической  напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями  пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Конечно, общественные катастрофы, неудачи  в работе, собственные промахи  не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет — и суда нет, как говорят в народе.

Eстественные способы регуляции организма и саморегуляция

Наверняка вы интуитивно используете многие из них. Это длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Своевременная саморегуляция выступает  своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма:

  • смех, улыбка, юмор;
  • размышления о хорошем, приятном;
  • различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • наблюдение за пейзажем за окном;
  • рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
  • мысленное обращение к высшим силам ;
  • вдыхание свежего воздуха;
  • чтение стихов;
  • высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь!

 

 

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43 « Белочка» г.Альметьевск»

МУ « Управление дошкольного  образования Альметьевского муниципального района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар на тему:

Синдром Эмоционального Выгорания.

 

 

 

 

 

Педагог-психолог Петрова Лариса Николаевна

Альметьевск 2011год


Информация о работе Синдром Эмоционального Выгорания