Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:20, доклад
Необычный синдром впервые был описан психиатром Грациэллой Магерини (Graziella Magherini) в 1979 г. и назван в честь французского писателя 19 века Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. Он описал в книге "Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио" свои странные эмоции и ощущения, которые вызывали у него произведения изобразительного искусства в храмах Флоренции во время визита в 1817 году во Флоренцию.. Похожие переживания и связанные с ними кратковременные нарушения психики и в наши дни испытывают некоторые туристы после ознакомления с культурным наследием эпохи Возрождения в итальянских городах. Название этого явления дал психолог Магерини — «синдром Стендаля» обозначает психологический дискомфорт, спровоцированный произведениями искусства.
СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ
Необычный синдром впервые был описан психиатром Грациэллой Магерини (Graziella Magherini) в 1979 г. и назван в честь французского писателя 19 века Анри Мари Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль. Он описал в книге "Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио" свои странные эмоции и ощущения, которые вызывали у него произведения изобразительного искусства в храмах Флоренции во время визита в 1817 году во Флоренцию.. Похожие переживания и связанные с ними кратковременные нарушения психики и в наши дни испытывают некоторые туристы после ознакомления с культурным наследием эпохи Возрождения в итальянских городах. Название этого явления дал психолог Магерини — «синдром Стендаля» обозначает психологический дискомфорт, спровоцированный произведениями искусства.
22 января 1817 г. после визита в францисканскую церковь Святого Креста (Santa Croce) во Флоренции, где похоронены многие итальянские художники, писатели и ученые эпохи Возрождения, Стендаль записал в своем дневнике: «Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей... Волнение мое было так велико, что граничило с благоговением. Религиозный сумрак этой церкви, ее простая деревянная крыша, ее незаконченный фасад — все это так много говорит в моей душе. Ах, если бы я мог забыть!..»
В настоящее время Грациэлла Магерини — писатель, психотерапевт, крупнейший специалист в области психологии искусства, президент ассоциации «Искусство и психология». Книга Магерини «Синдром Стендаля» была впервые опубликована в 1989 г. и с тех пор переиздавалась дважды. Она основана на многолетних наблюдениях профессора Магерини за иностранными туристами в качестве главного врача отделения психического здоровья больницы Санта Мария Нуова г. Флоренции. Именно в этой больнице получали первую помощь туристы, у которых после ознакомления с культурным наследием города, в частности галереей Уффици, наступало необъяснимое острое расстройство психики. Доктор Магерини заинтересовалась необычным явлением и взялась за его изучение. Она проанализировала около 100 подобных клинических случаев за период более 10 лет и, сопоставив данные историй болезни с записями в дневнике Стендаля, назвала синдром именем писателя.
Туристы, доставленные в больницу, зачастую требовали госпитализации и неотложной психиатрической помощи, но внезапно наступившее расстройство, как правило, было кратковременным. Опрос пациентов позволил выявить непосредственную связь симптомов с посещением не только Флоренции, но и других городов-сокровищниц искусства. Согласно наблюдениям Магерини, расстройство длилось от двух до восьми дней и характеризовалось двумя вариантами клинических проявлений: психическими и психосоматическими. Психические приобретали форму нарушений восприятия реальности, описывались больными как ощущения неестественности или отчужденности от мира. Наблюдались изменения восприятия звуков и цвета, иногда зрительные галлюцинации и бред преследования со стороны ближайшего окружения. Отмечались тахикардия, боль в грудной клетке, слабость, потливость, боль в животе. Каждый из этих симптомов сопровождался беспокойством или тревогой. Магерини составила усредненный портрет своих пациентов: не состоящие в браке, впечатлительные, относительно молодые люди (преобладающий возраст — 25–40 лет), преимущественно женщины, чаще иностранцы из Восточной Европы, которые путешествуют в одиночку. Как правило, эти люди стремятся за несколько дней поездки увидеть максимум достопримечательностей и впервые сталкиваются с великими произведениями искусства без сопровождения профессионального гида.
Синдром Стендаля актуален и сегодня. Он по сей день регистрируется у многих туристов, посещающих итальянские города-музеи. В своих крайних формах синдром Стендаля проявляется в агрессии в отношении произведений искусства, вплоть до вандализма. Научное объяснение происхождения синдрома до сих пор не получено, все существующие гипотезы основываются на предположениях.