МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ОГУ
ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
ИНТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального
государственного
бюджетного образовательного
учреждения
высшего профессионального
образования
«Оренбургский государственный
университет»
(Орский гуманитарно-технологический
институт (филиал) ОГУ)
Факультет дошкольного
и начального образования
Кафедра педагогики
и методики дошкольного и начального образования
Реферат на тему «Система
естественного оздоровления Г.С. Шаталовой».
Выполнила: студентка 3 к
Гр.10Пед(б)ДО
Макамбетова Б.А
Проверила: доцент Морозова Г.К
Орск 2012
Содержание
1.Психогигиена…………………………………………………………3
2.Психогигиена семьи и половой
жизни……………………………...5
3. Модели выбора партнера……………………………………………9
4.Сексуальное поведение
человека сексуальность в браке………11
Заключение…………………………………………………………….13
Список
литературы……………………………………………………14
1.Психогигиена.
Психогигиена - отрасль медицинских знаний,
изучающая факторы и условия окружающей
среды, влияющие на психическое развитие
и психическое состояние человека и разрабатывающая
рекомендации по сохранению и сохранению и укрепления здоровья.
Само понятие "психическая
гигиена" возникло в XIX веке, когда американец
К. Бирс, будучи многолетним пациентом
клиники для душевнобольных, написал в
1908 году книгу "Душа, которая нашлась
вновь". В ней он разобрал недостатки
в поведении и позициях медицинских работников
по отношению к больным, а в последующем
и вся его деятельность была направлена
на улучшение условий жизни психически
больных не только в клинике, но вне стен
больницы. Следует, однако, отметить, что
еще до К. Бирса решающий шаг для этого
сделал Филип Пинель (1745—1826), снявший 24
мая 1792 года цепи с 49 больных, находившихся
в психиатрической больнице Бисетр в Париже.
В 1948 году в Лондоне была создана всемирная
федерация психического здоровья, которая
собирает информацию о состоянии психического
здоровья и разрабатывает основы и концепции
психического здоровья.
Психогигиена как научная отрасль гигиены
изучает состояние нервно-психического
здоровья населения, его динамику в связи
с влиянием на организм человека различных
факторов внешней среды (природных, производственных,
социально-бытовых) и разрабатывает на
основании этих исследований научно-обоснованные
меры активного воздействия на среду и
функции человеческого организма с целью
создания наиболее благоприятных условий
для сохранения и укрепления здоровья
людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью
гигиены как науки было в основном изучение
воздействия внешних условий на соматическое
здоровье человека, то в настоящее время
предметом её главных забот становится
анализ влияния среды на нервно-психический
статус населения, и в первую очередь подрастающего
поколения. Наиболее обоснованными и передовыми
являются принципы психогигиены, исходная
позиция которых базируется на основе
представлений о том, что мир по своей
природе материален, что материя находится
в постоянном движении, что психические
процессы являются продуктом высшей нервной
деятельности и осуществляются по тем
же законам природы.
2.Психогигиена семьи и
половой жизни.
Психогигиена семьи и половой жизни (псих...
+ греч. hygieinos — приносящий здоровье, целебный),
раздел гигиены и психиатрии, разрабатывающий
правила и принципы взаимоотношений мужчины
и женщины в добрачных и брачно-семейных
отношениях. Неоценима её роль в гармонизации
сексуальных отношений (см. Гармония сексуальная),
предупреждении дисгармоний сексуальных,
в профилактике расстройств сексуальных.
Выделяют следующие основные подразделы:
психогигиена половой жизни молодёжи,
психогигиена половой жизни в браке, психогигиена
половой жизни в предстарческом и старческом
возрасте.
Психогигиена половой жизни молодёжи
предупреждает психоневрозы и нарушения
развития личности. Правильное разъяснение
вопросов половой жизни помогает преодолеть
значительные трудности, связанные с половым
созреванием, и предотвращает различные
расстройства половые, в частности некоторые
девиации сексуальные. Дети должны получать
информацию по вопросам половой жизни,
деторождения в доступной для них форме.
В возрасте 3 — 4 лет вопросы, относящиеся
к проблемам пола, должны разъяснять родители,
позднее, в дошкольном и школьном возрасте,
— педагоги, врачи, психологи и другие
лица, с которыми ребёнку приходится сталкиваться.
В период созревания подростки отличаются
особой впечатлительностью, поэтому психогигиенический
аспект заключается в умении направить
в нужное русло развитие полового влечения
(развитие либидо) и избежать возникновения
различных конфликтов на сексуальной
почве.
Главная задача психогигиены этого периода
в том, чтобы удержать половое влечение
в состоянии минимальной напряжённости
до того времени, пока у молодых людей
не выработаются достаточно сильные, продиктованные
разумом внутренние тормоза, привить молодёжи
убеждение в том, что половой акт должен
быть финалом проявления глубоких чувств,
связывающих двух преданных друг другу
людей, научить молодёжь отвечать за свои
действия в области секса. Огромное влияние
на формирование сексуальных представлений
оказывают личные контакты в семье: гармоничные
отношения между родителями как в сфере
чувств, так и в половой жизни, чувства,
проявляемые родителями по отношению
к детям, знания и воспитательные способности
родителей; совместные классы в школе.
В психогигиене половой жизни в браке
важная роль принадлежит культуре супругов,
а также умению выработать у себя сильные
психические и моральные тормоза, которые
помогли бы партнёрам разобраться с тем,
что их союзу недостаёт в сфере половой
жизни. Заслуживает внимания следующий
перечень советов по психогигиене половой
жизни.
1. Необходимо создавать благоприятную
атмосферу для интимной близости:
а) супруги в спальне должны быть одни;
б) гигиенические мероприятия перед близостью
обязательны для обоих супругов;
в) важен учёт индивидуальных факторов,
стимулирующих взаимное чувство: запах
любимых духов, фасон ночной рубашки, музыка,
полумрак и т. д.;
г) следует помнить, что интимная близость
начинается не в постели.
2.Не следует вести деловых и неприятных
разговоров перед близостью. Не так легко
бывает переключиться с обиды (даже вполне
справедливых упрёков) на волну интимности.
3. Ритм половых встреч должен отвечать
взаимному желанию обоих супругов.
4. Не нужно заранее планировать ритм половой
жизни. Иногда супруги не отказываются
от заведённого распорядка половых встреч,
невзирая на состояние здоровья или психологическую
обстановку в семье. Половые встречи как
исполнение "супружеского долга"
(см. Супружеский долг) не сближают супругов,
часто ведут к сексуальным неудачам. Вместе
с тем поведение супругов в течение дня,
говорящее об их предрасположенности
к интимному контакту, действует эротически
тонизирующе и вполне оправдано.
5. Интимная близость должна давать максимальное
чувство удовлетворения обоим супругам.
Половой акт — акт парный, и оба супруга
в равной степени должны рассчитывать
на удовлетворение от этого сближения,
что бы им для этого ни пришлось предпринять.
6. Соглашаясь на близость, женщина обязана
помочь супругу, настраивая себя на его
ласки.
7. Следует расширять диапазон приемлемости
до его совпадения у обоих супругов. Желательно
помнить лозунг Якобзона, который он рекомендовал
повесить в спальне: "Любящим супругам
дозволено всё". Однако, если второй
супруг не подготовлен к таким активным
действиям, то, грубо нарушая его диапазон
приемлемости, можно получить результат,
прямо противоположный ожидаемому.
8. Супруги должны выбирать свой язык интимности,
помогающий им достичь гармонии чувств
и действий на всех этапах близости.
9. Эрогенные зоны женщины отвечают на
ласку лишь при её психическом настрое
на интимную волну. В начале семейной жизни
супруги ведут поиск и отбор наиболее
эффективно реагирующих зон жены. Словесная
или любая другая коррекция действий мужа
со стороны жены в этом увлекательном
занятии обязательна. Нужно помнить, что
эрогенные зоны могут с возрастом изменяться,
что должно служить поводом для нового
поиска.
10. Длительность стимуляции эрогенных
зон регулируется уровнем полового возбуждения
женщины. Сексуальная разрядка у неё может
произойти и до полового акта. Имиссия
полового члена (см. Интроитус) производится
на высоте полового возбуждения, и лучше,
если это сделает сама женщина.
11. Технические приёмы интимной близости
должны быть направлены на дальнейший
рост полового чувства женщины. Этому
подчинён и ритм фрикционных движений
(см. Фрикции), и длительность самого акта,
и глубина введения полового члена, и поза
полового акта, смена которой производится
по желанию партнёров.
12. Отсутствие сексуальной разрядки у
женщины не освобождает мужчину от стимуляции
её эрогенных зон после завершения полового
акта. Исключение может быть только в одном
случае: если сама женщина откажется от
этих ласк.
13. Повторный половой акт должен быть желанным
для обоих супругов. Нужно помнить, что
не все мужчины способны на повторные
сексуальные действия. Акт считается завершенным
для мужчины, если он заканчивается эякуляцией.
14. Следует применять тот способ предупреждения
беременности, который вызывает наибольшее
доверие, здесь желателен совет врача.
15. Половая близость должна получать оценку
супругов, и всегда только положительную.
Психогигиена половой жизни в предстарческом
и старческом возрасте направлена на просвещение
пожилых людей в области секса, поскольку
неправильные представления об отсутствии
сексуальности у стариков и об их половых
желаниях (действительно, впрочем, ослабленных)
порождают чувство вины или ощущение болезни,
а в связи с этим — внутренние конфликты
на сексуальной почве. Половую жизнь мужчины
в предстарческом возрасте следует считать
нормальным и здоровым явлением. Будучи
совершенно естественной, она не должна
вызывать никакого чувства стыда и вины.
Половую жизнь женщин в климактерический
период следует считать вполне нормальным,
физиологически оправданным явлением.
Половая активность в этот период не должна
служить источником каких-либо внутренних
конфликтов или подозрений на патологию.
В старческом возрасте все предрассудки
насчёт количественного "лимита"
половых сношений (коитусов) не имеют ни
малейшего основания. Никаких абсолютных
запретов в отношении половой жизни людей
в старческом возрасте не существует.
Пожилые люди должны знать, что половая
жизнь не влияет отрицательно на здоровье,
в то же время подлинный вред таится в
ложных представлениях о её вреде, ибо
это приводит к психофизическим расстройствам
и сексуальной дезадаптации.
3.Модели выбора партнера.
Согласно этой модели выбор партнера представляет
собой многоступенчатый процесс. На первой
стадии происходит фильтрация по принципу
гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная
сила человека, сходного по расе, происхождению,
религиозной и социальной принадлежности.
На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного
единства. Симпатия возникает при совпадении
ценностей, убеждений, мировоззренческих
позиций. На третьей стадии фильтрация
происходит по принципу потребностно
- мотивационному. Важным для сближения
и принятия решения о заключении брака
является совпадение базовых потребностей.
Модель максимизации
выгоды. Формирование
пары происходит при наличии у партнера
максимального количества желаемых качеств.
Чем больше совпадений, тем вероятнее
становится факт заключения брака именно
с этим партнером.
Модель дополнительности
(комплиментарности). Притягательным является
ситуация, когда противоположный партнер
обладает чем-то таким (свойствами, чертами
характера, интересами, умениями), чего
нет у первого. Такой механизм компенсации
срабатывает по принципу комплиментарности.
Модель близости. В данном случае,
речь идет о географическом соседстве.
Близость (например, близость проживания,
общее место работы, учебы, отдыха и т.д.)
предполагает возникновение чувства приязни.
Согласно данной модели, люди склонны
выбирать тех, с кем вместе работают, учатся,
отдыхают и т.д.
Социобиологическая
модель. Эта эволюционная модель основана
на трех основных предпосылках. Во-первых,
люди выбирают партнера, руководствуясь
естественными стратегиями, сформировавшимися
в процессе эволюции. Эти стратегии
существуют потому, что с их помощью
были решены определенные проблемы в
эволюционной истории человека. Важно
осознавать, что для использования
этих стратегий не нужны осознаваемые
психологические механизмы. Вторым
компонентом теории является предположение
о том, что в разных ситуациях
используются различные стратегии
выбора партнера. Выбирая партнера
для краткосрочных или длительных
отношений, люди ведут себя по-разному.
В-третьих, в процессе эволюции человека
перед мужчинами и женщинами
при выборе партнера стояли разные
задачи, вследствие чего у них сформировались
различные стратегии.
Итак, у мужчин и у женщин
сформировалось мощное стремление
к тому, чтобы их сексуальный
партнер обладал определенными
характеристиками. Эти предпочтения
не являются случайными - они универсальны
и подчиняются четким закономерностям.
Эти закономерности тесно связаны
со специфическими процессами
адаптации, с которыми столкнулись
мужчины и женщины в эволюционной
истории человека. Для мужчин
проблемы обеспечения уверенности
в своем отцовстве и нахождения
большего количества способных к репродукции
партнерш, а для женщин это проблема нахождения
партнера, желающего и способного обеспечивать
женщину ресурсами. Например, оказалось,
что внешность женщины является наиболее
надежным прогностическим признаком,
по которому можно предсказать профессиональный
статус ее мужа[2;80-81].
4.Сексуальное поведение
человека и сексуальность в браке.
У каждого из нас
есть свои ощущения, отношения и
взгляды, связанные со сферой половых
отношений, но наш сексуальный опыт
сугубо индивидуален, поскольку он
определяется индивидуальным развитием
личности.
Сексуальные сценарии
и философия сексуального поведения.
Хотя сексуальное поведение может восприниматься
как спонтанное, значительная его доля
является "предписаннной" или выученной.
Гагнон и Симон (1974) считают, что сексуальный
сценарий имеет два основных элемента:
внешний или межличностный и внутренний,
т.е. экстернальный и интернальный. Экстернальный
элемент включает в себя сексуально благоприятный
случай как выражение готовности к какому-либо
типу сексуальной активности. Например,
если подростки поехали смотреть широкоформатный
фильм из машины, это может служить сигналом
их готовности к петтингу. Если взрослый
человек появился в баре для одиноких,
то это может быть сигналом его готовности
к сексуальной активности. Интернальный
элемент сексуального сценария касается
физического состояния и мотивации, необходимой
для возбуждения.
Согласно Гекасу
и Либби (1976), сексуальные сценарии существуют
внутри более широкой системы ценностей,
связанной с институтами семьи и брака.
Эти ученые идентифицировали 4 типа философии
сексуального поведения, которые представлены
в американском обществе.
"Традиционно-религиозная
философия" берет корни в
убеждении, что секс вне брака
это грех. От незамужней женщины
само собой ожидается, что она
будет девственной до вступления
в брак, а от супругов, что они
будут верны друг другу. Сексуальность
здесь определяется с точки
зрения репродукции, некоторая
связь которой с любовью все
же признается.
"Романтическая философия"
помогает смягчать жесткие требования
традиционной философии. Эта философия
считает любовь необходимым условием
сексуальной активности. Без любви
секс не имеет смысла; если
же любовь есть, то принимается
секс даже вне брака. В нашем
обществе эта философия характерна
для городского среднего класса.
Женщина больше подвержены при
социализации именно этой философии,
чем мужчины, и этот факт
часто вызывает трудности и
проблемы в гетеросексуальных
отношениях.
"Развлекательная философия"
рассматривает секс преимущественно
как развлечение. Эта философия
превалирует в мужских журналах,
например Плейбой, и в некоторых
женских, например, Космополитен. Эта
философия считает, что секс
не должен быть ограничен рамками
брака, и любовь не является
необходимым условием. Секс рассматривается
как способ получения и предоставления
удовольствия. Этот подход делает
ударение на наслаждении, игривости,
развязности и несдержанности.
"Утилитарно - грабительская
философия" рассматривает секс
как средство достижения каких-либо
целей, не касающихся секса.
Секс не может быть приятен
сам по себе, но он используется
чтобы получать деньги, власть или престиж.
Проститутка, например, производит обмен
секса на деньги; девушка-подросток может
таким образом пытаться повысить мнение
о себе в группе сверстников.
Текас и Либби предполагают,
что влияние каждого из этих философских
подходов изменяется. В результате появляются
новые разновидности, особенно частая
из них"дружеский секс", которая является
комбинацией секса как любви и секса как
развлечения, и защищает равный стандарт
сексуального поведения для мужчин и женщин,
принимает секс при нерегулярных, но любящих
отношениях, и супругам позволяет быть
более сексуально открытыми для других,
чем это бывает при моногамном браке[2;81-83].
Заключение.
Новое направление в психогигиене
— воспитание любви и интимно-брачных
отношений — обусловлено массовым
распадом семьи и брака, упрощением
и разрушением традиционных норм
половых и брачных отношений,
неуклонным ростом проституции, половых
преступлений, венерических заболеваний,
угрозой заражения СПИДом и, в
конечном итоге, падением уровня нравственного
и духовного содержания подрастающего
поколения и населения в целом.
Психогигиена любви и интимно-брачных
отношений направлена на воспитание,
самовоспитание и взаимовоспитание
половой любви в добрачном
периоде, развитие и сохранение любви
в брачных отношениях. В этом отношении
необходимы дальнейшая и строго спланированная
разработка комплекса социологических
и теоретических исследований, повсеместная
организация службы молодой семьи,
единое методическое руководство этой
службой с широким охватом
населения мерами профилактической
подготовки и психогигиенической помощи
— терапии семьи и брака.[1]
Список литературы
1.Для подготовки
данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.sexopedia.ru/
2. Лысова
А.В. Психология семьи. Часть 2
. –– Владивосток:
Издательство Дальневосточного
университета, 2003