Контрольная работа № 1
Вариант 3
1.Система юридической
психологии
-Методологический
раздел, включающий в себя
предмет, задачи, систему, методы и историю
развития юридической психологии.
-Правовая
психология - раздел юридической
психологии, изучающий психологические
аспекты правореализации, психологические
закономерности правовой социализации
личности, а также психологические изъяны,
приводящие к дефектам правовой социализации.
-Криминальная
психология - раздел, изучающий
психологические особенности личности
преступника, мотивацию как в целом преступного
поведения, так и отдельных видов преступного
поведения (насильственная преступность,
корыстная преступность, преступность
несовершеннолетних лиц), а также психологию
преступных групп.
-Следственно-оперативная
психология - раздел юридической
психологии, изучающий психологические
аспекты раскрытия и расследования преступлений.
-Судебная
психология - раздел, изучающий
психологические аспекты судебного разбирательства,
проблемы судебно-психологической экспертизы.
-Психология
исправительной деятельности - раздел юридической
психологии, изучающий психологические
аспекты эффективности уголовного наказания,
психологические проблемы исполнения
уголовного наказания, психологию осужденных
и психологические основы их ресоциализации
и реадаптации после отбытия наказания.
2.Сравните метод
тестов и беседу как методы
юридической психологии
Суть метода беседы состоит
в непринужденной беседе с людьми по
интересующим исследователя вопросам.Материал,который
при этом собирается,имеет речевую форму.Исследователь
судит об изучаемом явлении по речевым
реакциям собеседника.
Эффективность такой беседы
зависит от:
1.способности исследователя
вступать в личный контакт
с собеседником
2.наличия тщательно продуманного
плана беседы
3.умения исследователя
задавать не прямые,а косвенные вопросы
Значимость беседы зависит
от бьективности получаемых с помощью
этого метода данных.Поэтому рекомендуется
получать в беседе больше фактической
информации,одни вопросы должны контролироваться
другими,рекомендуется пользоваться магнитофонными
записями,регистрирующими не только содержание
бесед,но и интонации.Повторение беседы
с тем же самым лицом,но с несколько измененным
планом во избежание трафаретности-одно
из условий эффективности метода беседы.
Метод беседы в значительной
степени напоминает допрос,поэтому к нему
предьявляются некоторые сходные требования.В
частности,предпосылкой его успешности
является создание обстановки непринужденности,дающей
возможномть естественно сочетать свободный
рассказ с ответами на конкретные вопросы,который
уточняют,дополняют и контролируют изложение.
Иногда беседу проводят в условиях,наиболее
привычных для человека,личность которого
изучается.Поэтому,если допрос имеет цель
тольео ознакомится с личностью,то его
можно провести по месту работы,жительства,отдыха
данного лица.
Метод тестов используется
для решения различных вопросов:проверки
уровня интеллектального развития,определения
степени одаренности детей,профессиональной
пригодности,для выявления личностных
параметров.
Применяются такие тесты как:
1.прожективные(аффективные)
тесты,предназначенные для выявления
личностных установок,так как провоцируют
человека на то,чтобы он их скрыл.
2.тест Роршаха(с использованием
чернильных клякс)
3.тест тематической апперцепции
Мэррея
4.тест Розенцвейга(фрустрационный)
5.тест с помощью рисунков
и т.д.
Наиболее широко используются
тесты при проведении судебно-психологической
экспертизы и изучении личности преступника.
3.Психологическая
структура личности
Структура личности представляет
собой набор неизменных и стабильных свойств,
которые проявляются индивидуумами в
самых разнообразных ситуациях. В психологии
принято делить свойства на три класса:
черты характера, способности и мотивы.
В каждой структуре проявляются недостатки
темперамента, которые компенсируются
основными достоинствами характера каждой
личности. Личностью является человек,
который приобрел определенный набор
социальных качеств. В число личностных
качеств никак не могут попасть психологические,
которые характеризуют характер личности,
а также его отношение к людям.
Современная психология характеризует
личность, как социально-психологическое
образование, сформированное в результате
жизнедеятельности в обществе. Соответственно,
до рождения, у каждого индивида отсутствуют
личностные качества. Каждый человек индивидуален,
поскольку обладает рядом личностных
свойств, присутствующих только у него.
Становление личности – это
прямой процесс социализации человека,
направленный на освоение им общественной
сущности, проявляемое только в определенных
обстоятельствах жизнедеятельности каждого
человека. Особо четко выделяют две различные
структуры личности – социальную и психологическую.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Психологическая структура
личности.
Психологическая структура
личности включает темперамент, волевые
качества, способности, характер, эмоции,
социальные установки, мотивацию. Психология
характеризует личность следующим образом:
-Интеллектуальность – ограниченность.
-Рассудительность, стойкость,
сдержанность - подверженность влиянию,
суетность.
-Мягкость - черствость, цинизм.
-Дружелюбие, гибкость, покладистость
- ригидность, мстительность, тираничность.
-Реализм - аутизм.
-Добросовестность, порядочность
- недобросовестность, непорядочность.
-Уверенность - неуверенность.
-Тактичность - бестактность.
-Веселость - грустность.
-Общительность - необщительность.
-Серьезность - ветреность.
-Агрессивность - доброта.
-Оптимизм - пессимизм.
-Щедрость - скупость.
-Уверенность в себе - неуверенность.
-Зрелость ума - непоследовательность.
-Спокойствие (самообладание)
- невротичность (нервозность).
-Доброта, ненавязчивость, терпимость
- своеволие,эгоизм.
-Добросердечие, мягкость - злобность,
черствость.
-Сила воли - безволие.
-Открытость (контактность)
- замкнутость (уединенность).
-Очарованность - разочарованность.
-Активность - пассивность.
-Честность - лживость.
-Смелость - трусость.
Самоактуализирующаяся личность
характеризуется способностью отлично
ориентироваться в действительности и
активно воспринимать ее; непосредственностью
и спонтанностью в поступках и выражении
собственных чувств и мыслей; принятием
себя и окружающих в их истинном лице;
развитием способностей и т.д.
Контрольная работа №2
Вариант №1
1.Классификация познавательных
психических процессов.
2.Уровень социализации
личности как фактор профессиональной
пригодности работника правоохранительной
сферы.
3.Проанализируйте,какими
профессионально-необходимыми качествами
вы обладаете,применительно к одной
из юридических профессий.
Психические познавательные
процессы разделяются на несколько видов:
1.познавательные — восприятие,
ощущение, внимание, мышление, воображение,
речь и память;
2.эмоциональные — чувства,
эмоции, стресс и аффекты;
3.волевые — принятие решения,
борьба мотивов и постановка цели.
Основные психические познавательные
процессы и их понятия.
-Ощущение — процесс, позволяющий
отражать конкретные свойства явлений
окружающей среды и предметов в ней, в
том числе и внутренних состояний человеческого
организма при воздействии раздражителей
непосредственно на соответствующие рецепторы.
Различаются модальные (слуховые, зрительные,
тактильные), дистастные (слух, запах, обоняние),
контактные (чувствительность, вкус), проприорецептивные
(оказывающие реакцию на напряжение или
удлинение) и интероцептивные (позволяющие
регулировать на процессы гомеостаза
и обмена) ощущения.
-Восприятие — процесс, отражающий
в сознании человека качества предметов
и явлений, происходящих в окружающей
среде, в совокупности, и действующий на
органы чувств. Основными свойствами восприятия
служат: предметность, структурность,
управляемость, подвижность, целостность,
правильность, константность и избирательность.
-Представление — психический
процесс, который отражает явления или
предметы, воссоздавая их из полученного
ранее опыта, но не воспринимая их в реальном
времени. Различаются зрительные, слуховые
(музыкальные, речевые, темброво-интонационные
и фонетические) представления.
-Воображение — процесс, в ходе
которого окружающая действительность
отражается за счет создания новых их
образов представления и восприятия, которые
были получены в прошлом.
-Мышление — познавательный
процесс, осуществляющий высшую функцию,
поскольку обладает многими взаимосвязанными
признаками, характеризующими роль речи
в человеческом развитии. Различаются
следующие виды мышления: наглядно-образное,
наглядно-действенное, практическое и
словесно-логическое.
-Речь — процесс общения, осуществляемый
с помощью языка.
-Язык — система определенных
символов, которые передаются конкретными
сочетаниями звуков, несущих определенный
смысл и значение.
-Память-система запоминания,
воспроизведения и забывания полученного
опыта с течением определенного количества
времени.
Развитие психических познавательных
процессов просто невозможно без памяти,
поскольку она является промежуточным
этапом между большинством познавательных
процессов.
В качестве простой формы реализации
памяти выступает узнавание предметов,
т. е. распознавание ранее опознанных объектов,
находящихся в центре восприятия. Данный
процесс основан на сопоставлении воспринимаемых
признаков в реальности с теми, которые
отложились ранее.
Память как психический познавательный
процесс подразделяется на несколько
видов:
1.по времени сохранения информации
или опыта:
-сенсорная память,
-кратковременная память,
2.по характеру психической
активности:
-двигательная,
-эмоциональная,
-образная,
-словесно-логическая,
-механическая,
3.по средствам, использованным
для запоминания:
-натуральная (непосредственная),
-внешне опосредованная,
-внутренне опосредованная.
Выделяют следующие факторы профессиональной
пригодности:
1.высокий
уровень социальной адаптации
2.нервно-психическая
устойчивость
3.высокий
уровень интеллектуального развития
4.коммуникативная
компетентность
5.организаторские
способности
Одним
из самых главных факторов профессиональной
пригодности юридических работников является
высокий уровень социальной адаптации,
который заключается в нормативности
поведения юриста в различных ситуациях.
К необходимым качествам личности здесь
следует отнести высокий уровень правосознания;
честность, совестливость; принципиальность
в борьбе с нарушениями правопорядка;
обязательность, добросовестность, исполнительность,
дисциплинированность. Все эти качества
способствуют улучшению и качественному
исполнению всех возложенных на юриста
задач, его неподкупность, стремление
к завершению и выполнению любого, даже
самого сложного и заранее проигрышного
дела.