Система работы по развитию диалогической речи дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи

Файлы: 1 файл

kursovaya_2014_Kushkhova.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт человековедения

Кафедра методологии психологии и теории психолого-педагогического образования

 

Кушховой Джульетты Хасадиновной

 

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

 РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Курсовая работа, выполненная в рамках изучения дисциплины

«Психология детей дошкольного возраста»

 

Направление подготовки 050400 – «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Научный руководитель:

кандидат психол. наук,

доц. кафедры психологии и теории

психолого-педагогического образования

Поклонская В.Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пятигорск – 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 1.1. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста

1.2. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста

1.3. Методы развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Общая организация  экспериментального исследования

2.2. Методики исследования

2.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недарх которой возникает связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются две основные сферы общения дошкольника – со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте в диалог ребенка вовлекает взрослый. Когда к малышу обращаются с вопросами, побуждениями, суждениями, oн тeм самым активно откликается на его высказывания и жесты, «чинит» диалог (Е. И. Есенина), интерпретируя, «развертывая», распространяя неполные ситуативные высказывания своего маленького собеседника, достраивает их до полной формы. Опыт речевого общения с взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в само презентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером. Наблюдения за развитием диалогической речи показали, что возраст (3-5 лет), особо чувствителен в усвоении диалогической речи детьми. Наблюдая за своими воспитанниками, за тем, как развивается у них диалогическая речь, педагог может выделить две линии: во-первых, совершенствуется ли понимание ими речи взрослых; во-вторых, складывается ли собственная активная речь.  Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы из личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. У них не хватает терпения выслушать собеседника, все начинают говорить одновременно. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни. Прежде всего, для общения детей необходимы материальные условия, т.е. развивающая среда. Диалог является естественной средой    развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога — это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них — ребенок. Дети не умеют использовать доступные вербальные   не вербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться. 

         Объект: Процесс развития диалогической речи, как средство формирования связной  речи.

          Предмет:  Методы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи.

          Цель: Изучить теоритические подходы к развитию диалогической речи дошкольного возраста, как средство формирования связной речи.

         Задачи :

1. Раскрыть особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи.

2. Изучить методику обучения диалогической речи детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи.                                                                                                                                                       Проблема: При помощи, каких методов будет успешно идти развитие диалогической речи детей дошкольного возраста  как средство формирования связной речи?

           Гипотеза: Данные методы будут способствовать успешному развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, если воспитатель использует данные методы, то это будет способствовать успешному развитию диалогической речи детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи.  

Таким образом, нас заинтересовала эта тема потому, что ребенок должен владеть диалогической речью, что чаще всего это является проблемой.    

 

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1.1. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста

В раннем детстве речь ребенка непосредственно  связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно с взрослыми, или с помощью, потому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим его речь, как указывает   Д. Б. Эльконин, представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование в удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности. Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном выполнении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Появляется новая форма речи-сообщения. У дошкольников возникает необходимость договориться об общем замысле деятельности, распределении функций, контролем, за выполнением правил и т.д. На этой основе продолжает развиваться диалогическая речь, и возникают новые ее формы-указания, оценки, согласование действий.[26;с.56] Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А. Г. Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение: они охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый их ласкает. Чем старше дошкольники, тем выше уровень их инициативности в общении, тем чаще появление взрослого не остается незамеченным и используется ими для завязывания с ним контактов. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего. А. Г. Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослым у детей с 2 до 7 лет. Для детей двух-трех лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор. Дети трех-четырех лет начинают беседу не без интереса, но после двух-трех вопросов начинают отворачиваться, ерзать на стуле и, наконец, заявляют: "Я не умею так, я не хочу в это играть" У детей четырех-пяти лет приглашение к беседе не вызывает смущения или желания избавиться от нее. Она протекает даже оживленно. Дети пяти-шести лет чувствуют себя совершенно свободно, испытывают удовольствие от общения с взрослым. У детей шести-семи лет во время беседы появляются инициативные обращения к взрослому. Беседа доставляет им большое удовольствие. Ребенок этого возраста жаждет не только слушать, но и рассказывать, при этом он выбирает для обсуждения с взрослым сложные и сокровенные темы. Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама-Казаку, отметив, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста: у детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты, "сентиментальные объяснения"; многочисленные обращения принимают повелительную форму ("Смотри!", "Слушай!", "Иди!"). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу; диалог принимает форму либо простого или сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми; у детей очень редко диалог состоит из параллельных высказываний, принадлежащих двум говорящим, не интересующимся друг другом. Первый из говорящих обращается фактически к кому-то, а слушатели отвечают ему, иногда не добавляя ничего нового; диалог между ребенком и взрослым носит более сложный характер, нежели между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчеркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придает более точное направление беседы, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемым ребенком-слушателем; структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат только ту информацию, которую запрашивал собеседник.; в диалоге ребенка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики; неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы тремя-четырьмя партнерами. Группировки беспрерывно видоизменяются (один партнер включает в диалог, другой выходит); непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы. Когда один из говорящих, внезапно увлеченный новым интересом, начинает говорить о чем-нибудь другом, группа либо не обращает на это внимания, либо, напротив, вся группа или, по крайней мере, ее часть переключается на новую тему.

 

1.2. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста

    Основная цель развития диалогической речи у дошкольников - научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо сводить задачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы. Дети должны овладеть целым рядом умений, среди которых: умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.); умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора; умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; владение разнообразными формулами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом; не вмешиваться в разговор взрослых); умение использовать мимику и жесты; умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе. Вышеназванными умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно  общаясь со взрослыми и сверстниками, а во-вторых, в ходе специального обучения способам ведения диалога.  В ходе обучения можно использовать разнообразные методы. Разговор воспитателя с детьми. По мнению Е. И. Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делиться с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребенку же она присуща еще в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных больше подходят утренние и вечерние часы.  Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким-нибудь вопросом или сообщением. Но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. При проведении разговоров О. И. Соловьева рекомендует следующее: с самого начала необходимо расположить к себе ребенка, приласкать его, заинтересовать либо игрушкой, либо яркой картинкой, либо животным в уголке природы и пр.; -начинать разговор можно только в том случае, если ребенок не знает, чем заняться. Если он увлечен интересным для него делом, то разговор будет неуместен; разговор должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу; внимание к одному ребенку не должно отвлекать педагога от других детей, надо видеть, чем они занимаются, во что играют; -говорить надо так, чтобы у ребенка осталось удовлетворение от того, что его выслушали; -необходимо знать, каковы интересы детей, их любимые занятия, что происходит у них в семье. Содержание разговоров служит жизнь детей в детском саду и дома, их игры и развлечения, уход за животными и растениями, поступки детей, книги и т.д. Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора. Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, и ее лучшего запоминания. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения. Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации. Например, воспитатель предлагает такую ситуацию: Щенок спешит на футбол: сегодня играла его любимая команда. Он так бежал, что не заметил идущего по дорожке котенка и налетел на него со всего маху. Щенок и котенок кубарем покатились по дорожке. Сначала оба испугались, но когда облако пыли рассеялось, они увидели, что ничего страшного не случилось. В первом случае педагог дает задание типа речевой логической задачи, завершающееся вопросом к детям, на который они должны ответить: "Как вы думаете, о чем могли вести беседу щенок и котенок?" Во втором случае воспитатель предлагает содержание диалога: "Щенок извинился за свою неосторожность и помог котенку встать. Они познакомились. Щенок пригласил котенка с собой. Котенок согласился" Дети должны придумать реплики. Разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными видами диалогических реплик, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика: игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и др.                СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ закрепляют услышанное. усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К. Бондаренко, О. С.Ушакова и др.): "Факты", "Согласен-не согласен", "На ком прекратится беседа", "Не говорить "да" и "нет"" и др. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, содержащие диалоги ("Коршун", "Гуси-гуси", "Краски" и др.), способствуют приучению детей к очередности реплик, к внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Это необходимо, чтобы вовремя вступить в игру и вовремя убежать.

 ИГРЫ-ИНСЦЕНИРОВКИ  И ИГРЫ-ДРАММАТИЗАЦИИ объединяют  детей, хорошо знакомых с текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребенок играет роль сказочного (литературного) персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм.

Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь. Игры-инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений

 

 

1.3. Методы развития диалогической речи детей дошкольного возраста

Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему. Знание беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. П. Короткова и д. р. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить. Дошкольники учатся производить умственные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи. В беседе педагог объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, возбудит интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсужденным явлениям.  Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта, знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, дошкольник из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают – до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения. Подробнее с тематикой бесед можно познакомиться в работах Э. П. Коротковой, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной.[17с.236] Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах.  Также необходимо заботиться о накоплении у детей представлений, которые позволяли бы делать сравнения, сопоставления, раскрывать существующие связи, обобщать. Последующие беседы должны быть несколько сложнее ранее проведенных. По назначению беседы могут быть: Вводными (предваряющими), цель которых-создать интерес к предстоящей деятельности, подготовить детей к усвоению новых знаний, умений, навыков. Они должны быть краткими и эмоциональными; Сопутствующими (сопровождающими), цель которых, поддержать интерес к наблюдению или рассматриванию, обеспечить полное восприятие предметов и явлений, помочь получить ясные, отчетливые знания. Они проводятся в процессе детской деятельности, экскурсий, прогулок. Специфика этих бесед состоит в том, что они активизируют различные анализаторы и закрепляют полученные впечатления в слове; Заключительными (итоговыми, обобщающими), цель которых-уточнить, закрепить, углубить и систематизировать знания и представления детей. Характер общения в заключительной беседе побуждает ребенка целенаправленно воспроизводить знания, сравнивать, рассуждать, делать выводы. Дети начинают усваивать простейшие обобщения, отражающие доступные для них связи между предметами и явлениями.  Эти беседы учат правилам ведения диалога (слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять сказанного, доброжелательно оценивать высказывания товарищей и т.д.). Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое. Обобщающая беседа состоит из трех частей: начала, основной части и окончания. Начало беседы  "крайне ответственно, так как задача педагога -собрать внимание детей и дать направление их мысли. Начало беседы должно быть образно, эмоционально, восстанавливать у ребят образы тех предметов, явлений, которые они видели". Начать беседу можно по- разному: -с обращения к детям типа "Сегодня мне пришлось ехать автобусом. И я подумала, а знают ли мои дети, каким видом транспорта можно передвигаться?"; -с чтения стихотворения (например, началом беседы о путешествии письма может послужить стихотворение С. Я. Маршака "Загадка"); -с показа картины (например, беседу об осени можно начать с показа репродукции картины  И. Левитана "Золотая осень"); -с загадки (например, беседа о библиотеке предваряется загадкой о книге); -с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах (событиях), послуживших содержанием беседы ( например, начиная беседу о железной дороге, спросить: "Дети, кто из вас ездил в поезде?"). В основной части беседы раскрывается конкретное содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставятся вопросы, чтобы развитие темы было целенаправленным и чтобы дети-дошкольники от нее не отвлекались. Воспитателю необходимо много поработать над содержанием и формулировкой вопросов, чтобы они были понятны всем детям и достигли цели. Непродуманная постановка вопросов обрекает беседу на неудачу. По мнению Е. И. Тихеевой, умение спрашивать - дело не легкое. Задать вопрос, значит поставить перед ребенком ту или иную мыслительно-речевую задачу. В зависимости от того, какую мыслительно - речевую задачу выдвигает вопрос, его можно отнести какой? к репродуктивным или поисковым вопросам. Репродуктивные вопросы требуют ответа в форме простой констанции (называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов). Это вопросы: что? как? Они помогают припомнить конкретные данные об объектах, на основе которых можно сделать обобщение ("Какой скоро будет праздник?"; "Как называется профессия человека, который учит детей?" и др.). Поисковые вопросы начинаются со слов "почему", "отчего", "зачем". Эти вопросы требуют установления причинно-следственных связей, обобщений, умозаключений, выводов ("Для чего нужен почтовый ящик?"; "Почему надо бережно относиться к хлебу?" и др.), При проведении бесед важно также использовать: -вопросы, наталкивающие на сравнение: контраст помогает ребенку лучше усвоить понятие. Например, рассматривая картину, на которой изображены корова с теленком, можно спросить: "Чем отличается корова от теленка?"; -вопросы, побуждающие детей к самостоятельным выводам, обобщениям. Так, после беседы о труде помощника воспитателя, можно спросить: "Как можно облегчить ее труд, помочь ей?"; -вопросы, требующие обобщения в слове, т. е. употребления соответствующего понятия. Например: "Яблоко, груша, слива - как все это назвать одним словом? (фрукты)", а "Автомобиль, автобус, трамвай?" (транспорт). В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают дошкольникам не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей пяти-шести лет. Например, основной вопрос "Что варят из фруктов?" (компот); наводящий вопрос "Что очень вкусное, сладкое можно намазать на хлеб?" (варенье, повидло); подсказывающий вопрос "А джем варят?" Е. И. Радина и Э. П. Короткова сформулировали следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

1) формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;

2) вопросы должны  быть конкретными, четко сформулированы;

3) в вопросах не должно быть не понятных для детей слов;

4) не рекомендуется  задавать вопросы, не способствующие развитию мысли;

5) нельзя задавать  вопросы в отрицательной форме, так, как он провоцирует детей на отрицательный ответ;

6)вопросы нужно  формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;

7) количество вопросов  не должно загружать, затягивать беседу.

 В беседе большую  роль играют указания педагога. Они помогают устанавливать порядок и правила высказывания детей. Для уточнения представлений дошкольников при необходимости можно использовать наглядный материал: картинку, игрушку, модель. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Но не следует увлекаться обилием наглядности во время беседы, так как при этом теряется ее специфика как занятия. В основной части может быть несколько подтем, но не более 4-5, все они должны быть логически увязаны между собой. В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами. Изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; провести дидактическую игру на том же програмном материале; предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; прочитать художественный рассказ; дать задание на наблюдение или задание, связанное  с трудовой деятельностью.

Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности дошкольников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию - вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступать во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить. Если же дошкольники имеют недостатки речи, необходимо поработать над их исправлением. 

 Вывод: Диалогическая форма речи является первичной, естественной формой языкового общения. Она состоит из обмена высказываний, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которую могут изменять значение слова

Информация о работе Система работы по развитию диалогической речи дошкольников