Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:32, контрольная работа
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином «Я-концепция».
Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, Я-концепция - это "теория самого себя". Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием.
Введение
Понятие, значение и структура «Я-концепции»
Основные составляющие Я-концепции
Я-концепция и самооценка личности
Заключение
Список литературы
Тема: Система самооценки в Я-концепции.
Способность к самосознанию
и самопознанию - исключительное достояние
человека, который в своем самосознании
осознает себя как субъекта сознания,
общения и действия, становясь в непосредственное
отношение к самому себе. Итоговым продуктом
процесса самопознания является динамическая
система представлений человека о самом
себе, сопряженная с их оценкой, называемая
термином «Я-концепция».
Я-концепция - это обобщенное
представление о самом себе, система установок
относительно собственной личности или,
как еще говорят психологи, Я-концепция
- это "теория самого себя". Важно
заметить, что Я-концепция является не
статичным, а динамичным психологическим
образованием. Формирование, развитие
и изменение Я-концепции обусловлены факторами
внутреннего и внешнего порядка.
Социальная среда (семья,
школа, многочисленные формальные и неформальные
группы, в которые включена личность) оказывают
сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.
Фундаментальное влияние на формирование
Я-концепции в процессе социализации оказывает
семья.
Причем это влияние сильно
не только в период самой ранней социализации,
когда семья является единственной (или
абсолютно доминирующей) социальной средой
ребенка, но и в дальнейшем.
С возрастом все более весомым
в развитии Я-концепции становится значение
опыта социального взаимодействия в школе
и в неформальных группах.
Я-концепция возникает у
человека в процессе социального взаимодействия
как неизбежный и всегда уникальный продукт
его психического развития, как относительно
устойчивое и в то же время подверженное
внутренним колебаниям и изменениям психическое
приобретение. Она накладывает неизгладимый
отпечаток на все жизненные проявления
человека - с самого детства до глубокой
старости.
Периодом возникновения
сознательного «я», как бы постепенно
ни формировались отдельные его компоненты,
считается подростковый и ранний юношеский
возраст. Практически все психологи указывают
на раннюю юность как на критический период
формирования самосознания и рассматривают
развитие самосознания как центральный
психический процесс переходного возраста.
Рост самосознания и интереса
к собственному Я у подростков ведет к
изменениям в характере становления и
структуре Я-концепции. В раннем юношеском
возрасте (15-17 лет) в рамках становления
нового уровня самосознания происходит
формирование относительно устойчивого
представления о себе. К 16-17 годам возникает
особое личностное новообразование, которое
в психологической литературе обозначается
термином «самоопределение».
2. Понятие, значение и структура «Я-концепции»
Как научное понятие Я-концепция вошла
в обиход специальной литературы сравнительно
недавно, может быть потому в литературе,
как отечественной, так и зарубежной, нет
единой его трактовки; ближе всего по смыслу
к нему находится «самосознание». Но «Я-концепция»
- понятие нейтральное, включающее в себя
оценочный аспект самосознания. Это динамическая
система представлений человека о самом
себе, в которую входит как собственно
осознание своих физических, интеллектуальных
и других качеств, так и самооценка, а также
субъективное восприятие влияющих на
данную личность внешних факторов. Р.Бернс,
один из ведущих английских ученых в области
психологии, серьезно занимавшийся вопросами
самосознания, так определяет это понятие:
«Я-концепция - это совокупность всех представлений
человека о самом себе, сопряженная с их
оценкой. Описательную составляющую «Я-концепции»
часто называют «Образом Я» или «картиной
Я». Составляющую, связанную с отношением
к себе или к отдельным своим качествам,
называют «самооценкой» или принятием
себя. «Я-концепция», в сущности, определяет
не просто то, что собой представляет индивид,
но и то, что он о себе думает, как смотрит
на свое деятельное начало и возможности
развития в будущем» [7;31].
«Я-концепция» возникает
у человека в процессе социального взаимодействия
как неизбежный и всегда уникальный результат
психического развития, как относительно
устойчивое и в то же время подверженное
внутренним изменениям и колебаниям психическое
приобретение. Оно накладывает неизгладимый
отпечаток на все жизненные проявления
человека - с самого детства до глубокой
старости. Первоначальная зависимость
«Я-концепции» от внешних влияний бесспорна,
но в дальнейшем она играет самостоятельную
роль в жизни каждого человека. С момента
своего зарождения «Я-концепция» становится
активным началом, выступающим в трех
функционально-ролевых аспектах:
1. «Я-концепция» как средство обеспечения
внутренней согласованности. Ряд исследований
по теории личности основывается на концепции,
согласно которой человек всегда идет
по пути достижения максимальной внутренней
согласованности. Представления, чувства
или идеи, вступающие в противоречие с
другими представлениями, чувствами или
идеями человека, приводят к дегармонизации
личности, к ситуации психологического
дискомфорта. Испытывая потребность в
достижении внутренней гармонии, человек
готов предпринимать различные действия,
которые способствовали бы восстановлению
утраченного равновесия. Существенным
фактором восстановления внутренней согласованности
является то, что человек думает о самом
себе.
2. «Я-концепция» как интерпретация опыта.
Эта функция «Я-концепции» в поведении
заключается в том, что она определяет
характер индивидуальной интерпретации
опыта, т.к. у человека существует устойчивая
тенденция строить на основе собственных
представлений о себе не только свое поведение,
но и интерпретацию своего опыта.
3. «Я-концепция» как совокупность ожиданий.
Я-концепция определяет также и ожидания
человека, то есть его представления о
том, что должно произойти. Каждому человеку
свойственны какие-то ожидания, во многом
определяющие и характер его действий.
Люди, уверенные в собственной значимости,
ожидают, что и другие будут относиться
к ним таким же образом; считающие же, что
они никому не нужны, не могут нравиться,
либо ведут себя исходя из той предпосылки,
либо интерпретируют соответствующим
образом реакции окружающих. Многие исследователи
считают эту функцию центральной, рассматривая
«Я-концепцию» как совокупность ожиданий,
а также оценок, относящихся к различным
областям поведения.
Во многих психологических
теориях «Я-концепция» является одним
из центральных понятий. Вместе с тем до
сих пор не существует ни ее универсального
определения, ни единства в терминологии.
Термины, которые одни авторы употребляют
для обозначения «Я-концепции» в целом,
другие используют для обозначения ее
отдельных элементов. Чтобы внести ясность
в терминологию, мы будем пользоваться
схемой, предложенной Р.Бернсом [7;62], которая,
по нашему мнению, с одной стороны наиболее
полно отражает структуру «Я-концепции»,
а с другой - упорядочивает терминологию,
встречающуюся на страницах психологической
литературы. В схеме Бернса «Я-концепция»
представлена в виде иерархической структуры.
На ее вершине располагается глобальная
Я-концепция, включающая всевозможные
грани индивидуального самосознания.
У.Джеймс, первый из психологов
кто начал разрабатывать проблематику
Я-концепции, глобальное, личностное «Я»
(Self) рассматривал как двойственное образование,
в котором соединяются «Я-сознающее» (I)
и «Я-как-объект» (Me). Это - две стороны одной
целостности, всегда существующие одновременно.
Одна из них являет собой чистый опыт,
а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект).
Однако не следует забывать об условности
такого разграничения, которое, в сущности,
является лишь удобной семантической
моделью. Невозможно представить себе
сознание, лишенное содержания, как и содержание
психических процессов, существующих
в отрыве от сознания. Поэтому в реальной
психической жизни эти элементы настолько
слиты, что образуют единое, практически
нерасторжимое целое. «Я», как объект существует
лишь в процессах сознавания и является
содержанием этих процессов постольку,
поскольку человек может сознавать самого
себя. Разделять результат и процесс рефлексивного
мышления мы можем только в понятийном
плане; в психологическом плане они существуют
слитно [18].
Из определения Р.Бернса
в «Я-концепции» выделяются описательная
и оценочная составляющие, что позволяет
рассматривать Я-концепцию как совокупность
установок, направленных на себя. В большинстве
определений установки подчеркиваются
три главных элемента:
Убеждение, которое может
быть как обоснованным, так и необоснованным
(когнитивная составляющая установки).
Эмоциональное отношение
к этому убеждению (эмоционально-оценочная
составляющая).
Соответствующая реакция,
которая, в частности, может выражаться
в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к «Я-концепции»
эти три элемента установки конкретизируются
следующим образом:
Образ Я - представления индивида о самом
себе.
Самооценка - аффективная
оценка этого представления, которая может
обладать различной интенсивностью, поскольку
конкретные черты образа Я могут вызывать
более или менее сильные эмоции, связанные
с их принятием или осуждением.
Потенциальная поведенческая
реакция, то есть те конкретные действия,
которые могут быть вызваны образом Я
и самооценкой.
Рассмотрим несколько подробнее
эти три основные составляющие Я-концепции.
3. Основные составляющие Я-концепции
Когнитивная
составляющая Я-концепции или «Образ Я».
Представление индивида
о самом себе, как правило, кажутся ему
убедительными независимо от того, основываются
они на объективном знании или субъективном
мнении. Предметом восприятия человека
могут, в частности, стать его тело, его
способности, его социальные отношения
и множество других личностных проявлений.
Конкретные способы самовосприятия, ведущие
к формированию образа Я могут быть самыми
разнообразными. Описывая самого себя,
человек прибегает обычно к помощи прилагательных:
“надежный“, “общительный”, “сильный”,
“красивый” и т.д., которые, по сути, являются
абстрактными характеристиками, которые
никак не связаны с конкретным событием,
тем самым человек в словах пытается выразить
основные характеристики своего привычного
самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные,
ролевые, статусные, психологические и
т.п. можно перечислять до бесконечности.
Все они составляют иерархию по значимости
элементов самоописания, которая может
меняться в зависимости от контекста,
жизненного опыта человека или просто
под влиянием момента. Такого рода самоописания
- это способ охарактеризовать себя, неповторимость
каждой личности через сочетания ее отдельных
черт. Извечный вопрос о том, может ли человек
познать самого себя, насколько объективна
его самооценка, об истинности образа
Я правомерен относительно его когнитивного
компонента, причем и здесь нужно учитывать,
что всякая установка - не отражение объекта
самого по себе, а систематизация прошлого
опыта взаимодействия субъекта с объектом.
Поэтому знание человеком самого себя
не может быть ни исчерпывающим, ни свободным
от оценочных характеристик и противоречий.
Этим объясняется выделение второй составляющей
Я-концепции.
Эмоционально-оценочная
составляющая Я-концепции или самооценка.
Человек как личность - самооценивающее
существо. Самооценка подразумевает под
собой «известное отношение к себе: к своим
качествам и состояниям, возможностям,
физическим и духовным силам» [77;49]. Самооценка
- это личностное суждение о собственной
ценности, которое выражается в установках,
свойственных индивиду [7;35]. Таким образом,
самооценка отражает степень развития
у человека чувства самоуважения, ощущение
собственной ценности и позитивного отношения
ко всему тому, что входит в сферу его «Я».
Потому низкая самооценка предполагает
неприятие себя, самоотрицание, негативное
отношение к своей личности.
Можно выделить несколько
источников формирования самооценки,
которые меняют вес значимости на разных
этапах становления личности:
- оценка других людей;
- круг значимых других или референтная
группа;
- актуальное сравнение с другими;
- сравнение реального и идеального Я;
- измерение результатов своей деятельности.
Самооценка играет очень
важную роль в организации результативного
управления своим поведением, без нее
трудно или даже невозможно самоопределиться
в жизни. Верная самооценка дает человеку
нравственное удовлетворение и поддерживает
его человеческое достоинство. Более подробно
мы рассмотрим самооценку ниже.
Поведенческая составляющая
Я-концепции.
Заключается в потенциальной
поведенческой реакции, то есть конкретных
действиях, которые могут быть вызваны
«образом Я» и самооценкой. Всякая установка
- это эмоционально окрашенное убеждение,
связанное с определенным объектом. Особенность
Я-концепции заключается в том, что, как
в комплексе установок, объектом в данном
случае является сам носитель установки.
Благодаря этой самонаправленности все
эмоции и оценки, связанные с «образом
Я», являются очень сильными и устойчивыми,
что оказывает очень сильное влияние на
деятельность человека, его поведение,
взаимоотношения с окружающими.
Выделив три основные составляющие
Я-концепции не следует забывать о том,
что «образ Я» и самооценка поддаются
лишь условному концептуальному различению,
поскольку в психологическом плане они
неразрывно связаны. Образ и оценка своего
«Я» предрасполагают человека к определенному
поведению; потому глобальную Я-концепцию
мы рассматриваем как совокупность установок
человека, направленных на самого себя.
Однако эти установки могут иметь различные
ракурсы или модальности.
Обычно выделяют, по крайней
мере, три основные модальности самоустановок.
1. Реальное Я - установки, связанные с тем,
как человек воспринимает свои актуальные
способности, роли, свой актуальный статус,
то есть с его представлениями о том, каков
он есть в настоящем времени.
2. Зеркальное Я - установки, связанные
с представлениями человека о том, как
его видят другие. Зеркальное Я выполняет
важную функцию самокоррекции притязаний
человека и его представлений о себе. Этот
механизм обратной связи помогает удерживать
Я-реальное в адекватных пределах и оставаться
открытым новому опыту через взаимообратный
диалог с другими и с самим собой.
3. Идеальное Я - установки, связанные с
представлением человека о том, каким
он хотел бы стать. Идеальное Я формируется
как некоторая совокупность качеств и
характеристик, которые человек хотел
бы видеть у себя, или ролей, которые он
хотел бы исполнять. Причем идеальные
элементы своего Я личность формирует
по тем же основным аспектам, что и в структуре
Я-реального. Идеальный образ складывается
из целого ряда представлений, отражающих
сокровенные чаяния и устремления человека.
Эти представления бывают оторваны от
реальности. Противоречия между реальным
и идеальным Я составляет одно из важнейших
условий саморазвития личности.
Кроме трех основных модальностей
установок, предложенных Р.Бернсом многие
авторы выделяют еще одну, которая играет
особую роль.
4. Конструктивное Я (Я-в-будущем). Именно
ему свойственна обращенность в будущее
и построение проективной модели “Я”.
Главное отличие «конструктивного Я-проекта»
от «идеального Я» заключается в том, что
он пронизан действенными мотивами и они
больше соответствуют признаку “стремлюсь”.
В Я-конструктивное трансформируются
те элементы, которые личность принимает
и ставит для себя как достижимую реальность.
Необходимо отметить, что
любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное
по своему строению происхождение, состоящее
из трех аспектов отношения: физическое,
эмоциональное, умственное и социальное
Я.
Таким образом, Я-концепция
представляет собой совокупность представлений
человека о самом себе и включает убеждения,
оценки и тенденции поведения. В силу этого
ее можно рассматривать как свойственный
каждому человеку набор установок, направленных
на самого себя. Я-концепция образует важный
компонент самосознания человека, она
соучаствует в процессах саморегуляции
и самоорганизации личности, поскольку
определяет интерпретацию опыта и служит
источником ожиданий человека.
4. Я-концепция и самооценка личности
Я-Концепция - целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны. Она имеет осознаваемый и неосознаваемый аспекты и описывается с точки зрения содержания представлений о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности и устойчивости во времени. В литературе нет единой схемы описания сложного строения Я-концепция.
Можно ли развить в себе правильный «Я-образ»? Важно осознавать, что данная концепция не является статической величиной, отношение человека к себе как к личности может меняться как в одну, так и в другую сторону. Формирование образа — сложный процесс, в котором собственное восприятие играет первую скрипку. В психологии принято разделять два подвида «Я-концепции»: реальную и идеальную. Причем, реальная не обозначает, что человек на самом деле является таковым, она лишь отражает то, что личность думает о себе.
Хорошим примером
разницы между реальным и
Понятие "реальная" отнюдь не предполагает,
что эта концепция реалистична. Главное
здесь — представление личности о себе,
о том, "какой я есть". Идеальная же
Я-концепция (идеальное "Я") - это представление
личности о себе в соответствии с желаниями
("каким бы я хотел быть").
Конечно, реальная и идеальная
Я-концепции не только могут не совпадать,
но и в большинстве случаев обязательно
различаются.
Расхождение между реальной
и идеальной Я-концепцией может приводить
к различным, как к негативным, так и к
позитивным, следствиям. С одной стороны,
рассогласование между реальным и идеальным
"Я" может стать источником серьезных
внутриличностных конфликтов.
С другой стороны, несовпадение
реальной и идеальной Я-концепции является
источником самосовершенствования личности
и стремления к развитию. Можно сказать,
что многое определяется мерой этого рассогласования,
а также интерпретацией его личностью.
В любом случае, ожидание
полного совпадения Я-реального и Я-идеального,
особенно в подростковом и юношеском возрасте,
является мало на чем основанной иллюзией.
По существу, на представлении о том, что
реальная и идеальная Я-концепции в большинстве
случаев (статистическая норма) в той или
иной мере закономерно не совпадают, построены
и некоторые методики измерения адекватности
самооценки.
Самооценка относится к
центральным образованиям личности, ее
ядру. Самооценка в значительной степени
определяет социальную адаптацию личности,
является регулятором поведения и деятельности.
Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет
в том, что самооценка не есть нечто данное,
изначально присущее личности.
Само формирование самооценки
происходит в процессе социализации, в
процессе деятельности и межличностного
взаимодействия. Социум в значительной
степени влияет на формирование самооценки
личности.
Отношение человека к самому
себе является наиболее поздним образованием
в системе отношений человека к миру. Но,
несмотря на это (а может быть, именно благодаря
этому), в структуре отношений личности
самооценке принадлежит особо важное
место.
Самооценка прямо связана
с процессом социальной адаптации и дезадаптации
личности. Несмотря на всю противоречивость
современных данных о самооценке несовершеннолетних
правонарушителей, практически общепризнанными
являются представления о связи самооценки
с асоциальным и делинквентным поведением
подростка. Споры же в основном сводятся
к выяснению того, какой характер носит
самооценка правонарушителя - завышенный
или заниженный. Наиболее распространенной
позицией, основанной на эмпирических
исследованиях, является позиция о завышенной
самооценке подростков-делинквентов,
да и у взрослых правонарушителей.
Отмечается в связи с этим,
что неадекватная, завышенная самооценка,
связанная с социальной дезадаптацией
личности, создает достаточно широкую
зону конфликтных ситуаций и при определенных
условиях способствует проявлению делинквентного
поведения.
Вместе с тем имеется и другая
точка зрения, также основанная на экспериментальных
данных. По мнению сторонников этой точки
зрения, уровень самооценки у несовершеннолетних
правонарушителей ниже, чем у правопослушных
подростков.
Большинство же исследований,
в которых получены противоположные результаты,
как считают сторонники данной концепции,
являются методически некорректными.
В ряде исследований показано, что у молодых
преступников и тех, кто попал в сферу
внимания общественных организаций, занимающихся
"трудными" подростками, Я-концепция
отрицательная.
В работах этого направления
указывается, что неблагоприятная Я-концепция
(слабая вера в себя, боязнь получить отказ,
низкая самооценка), возникнув, приводит
в дальнейшем к нарушениям поведения.
При этом выделяют (Х. Ремшмидт) следующие
воздействия неблагоприятной Я-концепции:
1. Снижение самоуважения и часто как следствие
- социальная деградация, агрессивность
и преступность.
2. Стимуляция конформистских реакций
в трудных ситуациях. Такие молодые люди
легко поддаются влиянию группы и втягиваются
в преступные действия.
3. Глубокое изменение восприятия. Так,
молодые люди с негативной самооценкой
с трудом сознают, что совершают хорошие
поступки, так как считают себя неспособными
к ним.
В целом, надо заметить, что
в современной психологии имеется определенное
противоречие в данных по вопросу о завышенности
или заниженности самооценки подростков-правонарушителей.
В науке часто, когда появляется
такое "тупиковое" противоречие,
актуализируется потребность в разработке
иной концепции, некоего третьего подхода,
имеющего объяснительную силу и снимающего
противоречия.
На рассматриваемую проблему
и создавшееся противоречие можно взглянуть,
и с иных концептуальных позиций. Можно
полагать, что главное в проблеме самооценки
подростков-делинквентов состоит не в
ее завышенности или заниженности, а в
том, что самооценка у них, как правило,
находится в противоречии с оценкой социума,
не соответствует внешней оценке (родителей,
педагогов, класса).
В этом плане оценка всегда
ниже самооценки подростка (даже если
последняя достаточно адекватна). В этом
заключается пусковой механизм делинквентности,
толчок к асоциальному поведению личности
подростка.
Потребность в уважении,
признании является одной из важнейших
потребностей личности. В некоторых концепциях
личности она относится к базовым, фундаментальным
потребностям (например, у А. Маслоу).
Блокирование реализации
этой потребности даже рассматривается
автором концепции общего адаптационного
синдрома Г. Селье в качестве мощного фактора,
дистресса. В связи с этим он подчеркивал,
что человек нуждается в признании, он
не может вынести постоянных порицаний,
потому что это больше всех других стрессоров
делает труд изнурительным и вредным.
Очевидно, все сказанное
справедливо для личности подростка-юноши
в не меньшей степени, чем для взрослых,
но даже в большей, с учетом характерного
для этого возраста кризиса идентичности
и острого переживания его.
В условиях, когда самооценка
подростка не находит опоры в социуме,
когда его оценка другими постоянно низка
в сравнении с самооценкой, когда постоянно
блокируется реализация одной из фундаментальных
потребностей - потребность в уважении,
развивается резкое ощущение личностного
дискомфорта.
Личность не может пребывать
постоянно в состоянии острого дискомфорта
и дистресса, подросток не может не искать
выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка
должна найти адекватную опору в социальном
пространстве. Одним из распространенных
путей решения этой проблемы является
переход подростка в группу, в которой
оценка окружающими личности подростка
является адекватной самооценке или даже
превосходит ее. В данной группе подростка
ценят (это подтверждается постоянно вербально
и невербально), что приводит к удовлетворению
потребности в уважении, а следовательно,
и к состоянию удовлетворенности, комфорта
от принадлежности к группе.
Самооценка подростка, таким
образом, наконец получает адекватную
опору в пространстве внешних социальных
оценок личности.
В раннем взрослом возрасте
личность определяет цели и выбирает средства
для их достижения, оценивает успешность
своих действий в соответствии с Я-концепции,
индивидуализирует самооценку - субъективное
восприятие достигнутых результатов,
согласно которому то, что для одного человека
является успехом, другая воспринимает
как неудачу.
С годами самооценка становится
все более дифференцированной. Взрослый
человек может очень высоко оценить одни
свои качества, например свой интеллектуальный
уровень, и очень низко другие - уровень
межличностных отношений или физические
возможности. Дифференциацию самооценки
психологи объясняют наличием в структуре
Я-концепции человека реального Я (более
или менее адекватного представления
о себе) и идеального Я. Идеальное Я может
быть реалистичным или фантастическим.
Реальное и идеальное Я,
как правило, не тождественны. Разница
между ними порождает как негативные,
так и позитивные последствия. Слишком
большое расхождение свидетельствует
о неадекватности самооценки и болезненное
отношение к себе, вызывает эмоциональные
переживания и неадекватные поступки.
Такая личность не способна преодолеть
разрыв между своим реальным состоянием
и тем, к которому она стремится. Иногда
в поисках выхода из этой сложной ситуации
человек использует деструктивные защиты
(агрессию, конфронтацию, изоляцию, регрессию
и др.)., Которые могут вызвать болезни,
патологические состояния.
Я-концепция и психологический возраст
личности
Поскольку развитие человека
происходит не только в хронологическом,
но и в психологическом времени, Я-концепция
личности имеет индивидуальный временной
аспект. Суть его заключается в наличии
различных тенденций восприятия и оценки
своего возраста и времени на разных этапах
жизни. Если, например, подросток стремится
быть старше своего хронологического
возраста, то люди зрелого возраста, особенно
женщины, пытаются быть моложе.
Внутреннее ощущение возраста
связано с субъективным переживанием
времени. Человек, который считает время
безвозвратно утраченным, воспринимает
себя моложе, чем она есть, т.е. "ее психологический
возраст является меньше реального. Но
если жизнь полна многих потрясений, ее
внутреннее ощущение возраста значительно
превышает реальный.
По адекватной самооценки
четко прослеживаются различия между
людьми, принадлежащих к разным возрастным
группам. С возрастом значительно увеличивается
количество взрослых с психологическим
возрастом, что не соответствует хронологическому.
На этапе ранней взрослости
личность видит еще довольно значительной
свою жизненную перспективу, реалистично
смотрит на жизнь, распределяет будущее
на последовательные этапы. Эта перспектива
выглядит не всегда оптимистичной, поскольку
человек уже знает цену реальным трудностям.
Продолжая ориентироваться на будущее,
она больше связывает себя с нынешним,
оставаясь несколько изолированной от
прошлого.
Я-концепция и семейные отношения
Создав семью, супруги начинают
выполнять новые социальные роли. Меняются
рациональная, эмоционально-ценностное
и поведенческая составляющие этих ролей
- жены (мужа), матери (отца), невестки (зятя),
крестной матери (крестного отца). Ощутимо
изменяет Я-образ личности и критерии
ее самооценки рождения ребенка. Эти изменения
касаются самоидентичности личности,
перераспределения ролей в супружеских
отношениях и во взаимодействии с лицами
старшего поколения. Эффективность этих
преобразований зависит от самооценки
личности. Как правило, те, кто не испытывает
проблем в отношении самооценки, значительно
легче приспосабливаются к новому социальному
статусу.
От степени адекватности
родительской Я-концепции заключается
налаживания отношений с детьми. Органическое
включение в Я-концепцию образов собственных
детей, их ожиданий позволяет налаживать
доброжелательные отношения с ними. Если
центром Я-концепции родителей является
Я-профессий-не, их самовыражения, а проблемы
детей находятся на ее периферии, то могут
возникать конфликты.
Профессиональная Я-концепция и самооценка
Понятие "профессиональная
Я-концепция" означает представление
личности о себе как профессионала. Она
имеет реальную и идеальную составляющие.
Реальная профессиональная Я-концепция
- это реальное представление личности
о себе как профессионалу, идеальная профессиональная
Я-концепция - представление о своих профессиональных
достижениях. Обе они в основном не являются
тождественными, что стимулирует профессиональное
самосовершенствование личности, стремление
к развитию.
Важным элементом в структуре
профессиональной Я-концепции личности
является профессиональная самооценка
- оценка себя как субъекта профессиональной
деятельности. В ней выделяют операционно-деятельностный
и личностный аспекты. Операционно-деятельностный
аспект самооценки связан с оценкой себя
как субъекта деятельности и выражается
в оценке достижений, своего профессионального
уровня (сформированности операций и навыков),
уровня компетентности (Систем профессиональных
знаний, умений и навыков) и стиля деятельности.
Личностный аспект профессиональной самооценки
выражается в оценке личных качеств в
связи с идеалом образа Я-профессиональное.
Эти два аспекта самооценки не всегда
согласуются между собой, что негативно
влияет на профессиональную адаптацию,
достижение успеха и профессиональное
развитие личности.
И так, Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно Собственной личности или, как еще говорят психологи, Я – концепция – это «теория самого себя». На чем базируется эта система? В отличие от фрейдистов и бихевиористов, представители феноменалистического (гуманистического) течения на первый план выносят изучение личности человека и его самоопределения в социуме. Согласно выводам гуманистов, так называемая «теория самого себя» базируется на нескольких основополагающих моментах, главным из которых является социальная среда. В это понятие входит влияние семьи, школы, различного рода формальных и неформальных организаций, в которых состоит личность. Главным фактором, воздействующим на формирование личности, считается семья. От того, насколько комфортно и защищенно чувствует себя человек в кругу семьи, зависит его дальнейшее развитие. В особенности данный факт применим к периоду детства. В юности понятие «Я-концепция» в большей степени связывают с воздействием формальных и неформальных социальных групп. Но следует понимать, что семья, как институт социализации личности, продолжает воздействовать на человека на всех этапах его развития.
Самооценка и Я – концепция. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я – концепции имеют отличия. Я – концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я – концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку). Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
6. Список используемой литературы