Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 15:11, контрольная работа
Каждая наука имеет свой предмет, свое направление познания и конкретный объект исследования. Причем с точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.
Объект - далеко не весь предмет, а только тот аспект предмета, иногда совсем незначительный, который исследуется субъектом науки, т.е. ученым. Объект - это только аспект предмета, который включен в тот или иной процесс духовного освоения, в познавательную деятельность субъекта. Причем другая часть предмета, и нередко, весьма значительная, неизбежно остается за пределами процесса познания.
Предмет и объект психологии……………………………………………3
Психология как наука о психике и психических явлениях……………..6
Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства………………………..10
Место психологии в системе наук. Специфические особенности психологии как естественной и гуманитарной науки………………....18
Система связи психологии с другими науками (по Б.Ф. Ломову)……23
Список использованной литературы………………………………………..27
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические свойства личности.
Психический процесс - это акт психической
деятельности, имеющий
свой объект отражения и свою регуляционную
функцию.
Психическое отражение - это формирование
образа тех условий, в которых осуществляется
данная деятельность. Психические процессы
- это
ориентировочно-регулирующие компоненты
деятельности.
Психические процессы подразделяются
на познавательные (ощущение,
восприятие, мышление, память и воображение),
эмоциональные и волевые.
Вся психическая деятельность человека
- это совокупность познавательных, волевых
и эмоциональных процессов.
Психическое состояние - это временное
своеобразие психической деятельности,
определяемое ее содержанием и отношением
человека к этому
содержанию.
Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.
Психическое состояние - это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.
Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.
Все психические состояния подразделяются на четыре вида:
Психические процессы целостные акты
психической деятельности,
отличающиеся отражательно-регуляционной
спецификой
- Познавательные - ощущение,
восприятие, мышление, воображение, память.
- Эмоциональные
- Волевые
Психические состояния Психические свойства
текущее своеобразие психической типичное
для индивида своеобразие деятельности
(психических процессов), его психической
деятельности обусловленное содержанием
(объектом) Темперамент деятельности и
его личностной значим. - индивидуальные
особенности психической деятельности,
обуславливается врожденным. Мотивационные
типом высшей нервной деятельности,
Эмоциональные
- иерархия потребностей и устойчивых
эмоциональный тон ощущений, мотивов поведения,
ценностных ориентаций
эмоциональный отклик, настроение, и установок
стресс, аффект, фрустрация. Волевые - обобщенные
способы поведения, инициативность, решительность,
тип адаптации к среде целеустремленность,
настойчивость и другие способности.
Уровни организованности - психофизиологические
регуляционные
психической деятельности возможности,
проявляющиеся
(внимание) в конкретных видах деятельности.
Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его психики.
К психическим свойствам личности относятся:
1) темперамент;
2) направленность;
3) способности;
4) характер.
Личность - индивид, включенный в общественные
отношения, это социальное качество человека,
тогда как индивид - это отдельный представитель
биологического рода homo sapiens (таковым является
новорожденный).
Каждая
личность имеет неповторимые сочетания
психических особенностей - психический
склад; это и составляет ее индивидуальность.
Понятие
"человек" более широкое, чем понятие
"личность". Оно включает в себя и
понятие "индивид", и понятие "личность".
Психические процессы, состояния и свойства
человека - это единое
проявление его психики.
И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.
Психика возникла на определенном этапе
развития жизни как механизм активного
взаимодействия живых существ с окружающей
средой.
По мере эволюционного развития у животных
формируется специальный
орган психики - нервная система, обеспечивающая
отражение окружающего
мира и регуляцию поведения.
Первоначальной формой психического отражения
и регуляции поведения
являются инстинкты.
Инстинкты - комплекс врожденных реакций,
стимулом для которых являются отдельные
биологически значимые свойства окружающей
среды. Этот этап развития психики называется
еще и этапом элементарного анализа.
Паук, сидящий в паутине, набрасывается
на запутавшуюся в ней муху. Сигналом, вызывающим
реализацию этой программы действия, является
вибрация. Достаточно приложить к паутине
вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся
из гнезда и бросился на него. Лягушка,
подстерегая свою жертву, набрасывается
лишь на летающую мошку - сигналом к ее
действию является мелькание. С развитием
коры головного мозга появились новые,
индивидуально-изменчивые формы поведения,
основанные на образно-концептуальном
отражении окружающего мира.
Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.
У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в идивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях). Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.
В чем своеобразие психики животных?
В опытах исследователей на глазах у голодной
обезьяны в ящик с
плотно закрывающейся крышкой помещался
банан. В боковой стенке ящика
имелось треугольное отверстие, через
которое крышку можно было открыть. Рядом
с ящиком было положено несколько палок
с различными сечениями: круглым, квадратным,
прямоугольным и треугольным. После длительных
манипуляций, различных проб, перебирая
палки наугад, обезьяна открывала ящик
палкой с треугольным сечением. Однако,
когда опыт повторялся, обезьяна никогда
не брала сразу нужную палку, все начиналось сначала.
Между тем в аналогичном опыте ребенок
во втором случае сразу берет палку с треугольным
сечением. Это свидетельствует о том, что обезьяна
не вычленяет, не абстрагирует треугольную
форму отверстия в ящике и треугольную
форму сечения палки, не соотносит эти
общие свойства. Животные лишены абстрагирующей
деятельности. Они не отражают постоянного
значения вещей.
Основной признак психики человека состоит
в том, что кроме наследственных и лично
приобретенных форм поведения человек
владеет принципиально новым, важнейшим
средством ориентировки в окружающей
действительности - знаниями, которые
представляют собой концентрированный опыт
человечества, передаваемый посредством
речи.
"Сознание" буквально и означает
"совокупность знаний".
Психика человека формируется и постоянно
обогащается в условиях социального окружения,
в процессе усвоения социального, общественного
опыта. Если животное, выращенное в искусственных,
изолированных условиях, сохраняет все
свои видовые качества, то человек без
социального
окружения не приобретает никаких человеческих
качеств.
В истории отмечено около 40 случаев, когда
дети с раннего возраста
вскармливались животными. Они не обнаруживали
не только признаков сознания (у них полностью
отсутствовали речь и мышление), но даже
такого
физического свойства человека, как вертикальное
положение тела при
ходьбе.
С переходом от животного существования
к человеческому обществу возникло два
новых фактора формирования психики человека:
это общественный труд, употребление орудий
труда и общение с помощью слова.
С возникновением прямохождения у человека
освободилась рука, расширился кругозор,
возникли условия для интенсивного развития
его ориентировочной деятельности. Это
привело к возникновению орудий труда, трудового
процесса. Человек начинает жить в мире
постоянных орудий труда, через которые
из поколения в поколение передаются трудовые
операции.
Изготовление самого простого орудия
труда неизбежно требует таких сознательных
действий, как предварительное представление
его функций, формы, свойств материала.
Действия по изготовлению орудия должны
планироваться в определенном порядке.
Они должны осознаваться и запоминаться
для повторного его изготовления.
Изготовление орудий труда связано с мысленным
расчленением целого на части (анализ),
с вычленением (абстракцией) отдельных
свойств предмета, а также с мысленным
объединением (синтез), вычлененных свойств
в представляемые целостные орудия. Совершенствование
трудовых процессов, изготовление все
более и более сложных орудий труда было
связано с совершенствованием аналитико-синтетической
деятельности коры головного мозга человека;
совершенствовалось и орудие этой деятельности
- речь.
Общественная
организация трудовой деятельности привела
к выделению отдельных действий, которые
приобретают смысл только через работу
других людей. Так, в труде возникают сознательные
действия, оторванные от непосредственной
биологической цели, формируется абстрактное
мышление человека, его воля.
В процессе формирования психики человека
его внешние физические
действия с материальными объектами предшествуют
формированию внутренних психических
действий. Лишь на основе действия с материальными предметами
человек постепенно переходит к оперированию
их идеальными образами, к действиям в
уме. Этот переход от внешних действий
к внутренним действиям называется интериоризацией
("превращение во внутреннее"). Благодаря
способности действовать с психическими,
идеальными образами предметов человек
начинает моделировать различные отношения между
объектами, предвидеть результаты своих
действий. Интериоризация осуществляется
на словесной, речевой основе. Слово используется
и как средство обозначения объектов и
как символ их общих, существенных свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий,
умственные действия сами начинают регулировать
внешние действия. Все сознательные действия
человека являются экстериоризацией (внешним
проявлением) его внутренней психической
деятельности.
Одной из особенностей психики человека
является ее обусловленность
общественным сознанием.
К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Существенной особенностью сознания человека
является самосознание.
Осознавая
предметы своей деятельности и свои отношения
к другим людям, человек начинает осознавать
самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего
мира.
Содержанием самосознания является осознание
человеком своих физических и психических
свойств, своих действий и поступков, чувств
и
стремлений. Выделяя себя из объективной
действительности, осознавая
свои достоинства и недостатки, человек
начинает изменять и свою психику, свое
поведение в соответствии с теми требованиями,
которые предъявляет к нему общество,
и целями, которые он ставит перед собой
в процессе самовоспитания.
Самосознание
проявляется в самонаблюдении, критическом
отношении к себе, самообладании и ответственности
перед обществом за свои поступки
и действия. Определенный уровень самосознания
- необходимая предпосылка правомерного
поведения.
Самосознание - целостное интегративное,
концептуальное отражение
человеком своей собственной личности,
это психическая модель своего Я.
Человек направляет и регулирует свою
деятельность, исходя из своей Я-
концепции, которая обусловлена социальными
условиями существования индивида, его
социальной идентификацией (отнесением
себя к определенной социальной группе).
Самосознание - социально обусловленная
установочная система личности, система
ее ценностно-смысловых образований. На
этой основе и осуществляются все поведенческие
акты человека, они приобретают личностное
единство - стиль поведения данной личности.
Итак, психика человека, его сознание -
это система его психической
саморегуляции, основанная на социально
сформированных категориях и
ценностных ориентациях.
Во все времена человечество интересовали вопросы о том, что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?
Информация о работе Система связи психологии с другими науками