Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 13:31, реферат
Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………..3
Понятие воспитательной системы……………………………………………………………………………..3
Сущность и содержание воспитание………………………………………………………………………….8
Виды школ…………………………………………………………………………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….18
Литература…………………………………………………………………………………………………………………..18
Значение третьего компонента – подсистемы деятельности и общения – заключается в следующем. Успех функционирования воспитательной системы во многом зависит от правильного выбора системообразующей деятельности, способов и форм взаимодействия членов школьного коллектива в процессе совместных дел, степени личностной и общественной значимости совершаемой работы.
Воспитательная деятельность является системообразующей в том случае, если она отвечает ряду требований: а) выражает общую коллективную потребность и является личностно привлекательной в глазах если не всех, то большинства школьников; б) не формально, а естественно и реально соответствует главной цели и задачам воспитательной системы; в) связана с другими видами деятельности и имеет точно определенное место в целостном содержании воспитательного процесса; г) педагогический коллектив владеет технологией оптимальной реализации воспитательной деятельности; д) в данном коллективе есть материальная и кадровая база для успешной ее реализации.
Четвертый компонент воспитательной системы школы – это внутренняя и внешняя среда, освоенная школьным коллективом (воспитательная среда). Среда является жизненным пространством, в котором реализуются основные цели, задачи и замыслы участников воспитательного процесса. Следует помнить, что не вся окружающая школу социальная и природная среда является воспитательной, а лишь та ее часть, которая освоена школьным коллективом. Освоение воспитательной среды осуществляется несколькими путями, включающими:
– ознакомление школьников с окружающей средой в процессе целесообразного, концентрического, постепенного увеличения радиуса освоения и расширения знаний школьников о доступных объектах;
– педагогизацию окружающей среды за счет участия родителей и общественности в делах и управлении школой, обучения их психолого-педагогической грамоте;
– персонализацию среды, связанную с тем, что каждый индивид и каждая ученическая общность должны найти в окружающей среде свою излюбленную нишу, своих друзей, конкретные объекты для приложения своих сил;
– формирование у учащихся адекватного отношения к положительным и отрицательным явлениям окружающей среды.
Создание и развитие воспитательной системы школы состоит из нескольких этапов.
На этапе становления в существующую или вновь создаваемую школу вносится определенная идея, образ будущей школы. Определяется цель воспитательной системы, разрабатывается концепция ее создания: намечаются принципы деятельности педагогического и ученического коллективов, приоритетные и системообразующие виды деятельности, формы их организации. Основная цель первого этапа – отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. В процесс создания системы вовлекается все большее количество педагогов, учащихся, их родителей, участвующих в совместной деятельности. Главная характеристика воспитательной системы школы на данном этапе – ее стремление к упорядоченности.
На этапе стабильного развития воспитательной системы школы развивается школьный коллектив, ведущей становится коллективная деятельность, формируется стабильное общественное мнение. Создаются органы само– и соуправления, отрабатываются наиболее эффективные педагогические технологии. Главная трудность педагогического управления школьной воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов.
Третий этап – окончательное оформление воспитательной системы школы – характеризуется тем, что школьный коллектив действует как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, совместной деятельностью, отношениями творческого сотрудничества. В центре внимания воспитательной системы находятся воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической позиции, освоение технологий гуманистического воспитания. Система накапливает и передает свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют.
Четвертый этап – перестройка воспитательной системы школы – наступает, когда усиливаются дезинтеграционные явления, связанные с поиском нового, оригинального в жизни школьного коллектива. Причинами таких явлений могут быть дефицит новизны, усталость педагогов, стремление к обновлению жизни школы. Явление кризиса – естественный процесс в развитии системы, в ходе которого она вступает на новый этап послекризисного развития, где преобладающими вновь становятся интеграционные процессы.
Перестройка или обновление воспитательной системы может носить не только прогрессивный (развивающий), но и консервативный (разрушающий) характер. Ведущую роль в этом играют педагогическая концепция, которая лежит в основе системы, а также доминирующий вид деятельности, выступающий главным системообразующим фактором. Система меняется коренным образом в том случае, если вместе со сменой доминирующей деятельности меняются и педагогические концепции.
Система обновляется за счет инноваций, ведущих к ее изменениям. Однако новый этап может закончиться и развалом системы, когда после кризиса не последует очередного витка развития, а произойдет распад системообразующих связей. Развал воспитательной системы нередко связан с уходом из школы ее автора.
Успешность функционирования школы как воспитательной системы и эффективность ее движения от одного этапа развития к другому могут оцениваться на основе двух групп критериев. Первая группа критериев, позволяющая ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, может быть представлена следующими показателями:
• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);
• наличие сложившегося единого школьного коллектива;
• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.
Вторая группа критериев, дающая представление об уровне сформированности воспитательной системы и эффективности ее функционирования, может включать такие показатели:
– степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;
– общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;
– уровень воспитанности учащихся.
Данные критерии условны, они могут конкретизироваться применительно к той или иной воспитательной системе школы.
Сущность и содержание воспитания
Понятие воспитания не является однозначным. С одной стороны, воспитанием можно считать специально организованный, целенаправленный процесс формирования и развития личности. С другой стороны, воспитывает и общество, и семья, и окружающая среда со всеми стихийными событиями, которые зачастую не прогнозируемы и не поддаются планированию. Рассматривая воспитательный процесс, как специально организованную деятельность в предназначенных для этого учреждениях, то основной особенностью его является целенаправленность. В этом случае успешность воспитания во многом зависит от характера и степени сотрудничества воспитателя и воспитанника. Обе стороны должны понимать конечную цель и иметь внутренние мотивы к ее достижению. Сложность процесса воспитания состоит в том, что нельзя однозначно определить его результаты, как, например, в обучении. Результаты воспитания не поддаются тестированию, они изменчивы и неоднозначны, а так же, во многом зависят от индивидуальных особенностей личности. По сути, процесс воспитания длится всю жизнь, он динамичен и непрерывен, так как все многообразие человеческого окружения неизменно оказывает влияние на этот процесс. Организованный процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Причем важнее именно обратные связи, потому что именно они содержат информацию об индивидуальных особенностях человека, его реакции на те или иные действия со стороны педагога. В соответствии с этим и разрабатывается дальнейший план воспитательного процесса, выбираются подходы и методы, наиболее эффективные в данном случае.
В современной педагогике воспитание ставит перед собой массу задач, важнейшими из которых являются:
1) целостное, гармоничное, всестороннее формирование личности;
2) привитие социально адаптированных, культурных, общественно адекватных норм поведения и жизнедеятельности;
3) развитие нравственных и эстетических сторон личности;
4) развитие волевой и эмоциональной сфер человеческого характера, его целеустремленности;
5) приобщение к научным, культурным, историческим ценностям общества;
6) воспитание патриотизма и патриотической идеологии в соответствии с современной политикой государства;
7) развитие индивидуальных способностей, склонностей, желаний и возможностей человеческой личности в интеллектуальной, физической или другой области жизнедеятельности;
8) создание условий для разных видов познавательной деятельности в целях расширения кругозора, повышения уровня образования и культурного опыта;
9) развитие гибкости и способности к быстрой и адекватной реакции на изменение внешних факторов со стороны социальной, политической и культурной жизни общества.
Важным условием выполнения вышеперечисленных и других задач воспитания является правильное понимание и решение вопроса о содержании воспитания. Содержание воспитание в целом складывается из системы знаний, навыков, убеждений, качеств и черт личности, поведения, идеологии и взглядов человека, которые являются конечной целью воспитательного процесса. Процесс воспитания с точки зрения современной педагогической науки имеет многогранную структуру, и содержание его меняется в зависимости от конкретного более узкого направления на каком либо этапе или в рамках какой либо специально организованной деятельности.
1. Формирование основ научного мировоззрения включает в себя в качестве содержания взгляды и убеждения, формирующиеся посредством развитого мышления и волевой целеустремленности. Таким образом, кроме овладения научными знаниями в заданной предметной области, человек обретает способности к дальнейшему развитию своего интеллекта, учится анализировать, рассуждать, систематизировать, исследовать и т. д. Большое значение имеет собственная практическая и теоретическая деятельность учащихся в формировании мировоззрения, знания, умения и навыки, приобретенные таким образом, имеют особую ценность. Особенно актуальными сторонами в формировании мировоззрения современного человека являются экологическое и экономическое и политическое воспитание.
2. Гражданское воспитание призвано вырабатывать патриотические чувства, уважение и подчинение государственной власти, культуру межнациональных отношений, соответствующую политическую идеологию. К содержанию гражданского образования относятся достижения страны в различных областях науки и искусства, история Отечества, знаки и символы Российской Федерации и других стран, обычаи и традиции народов России.
3. Нравственное воспитание неразрывно связано с процессом социализации. Социализируясь, человек учится вести себя соответствующим образом и формирует отношение к обществу в целом, к людям, природе, культурным ценностям, обычаям и правилам, принятым в его окружении. Содержанием нравственного воспитания может считаться гуманность – совокупность личностных качеств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманное отношение подразумевает способность человека к сочувствию, пониманию, отзывчивости, терпимости, уважение выбора и особенностей других людей, понимание человеческой личности как высшей ценности. Наиболее эффективным средством гуманного воспитания является гуманное отношение педагога к ученикам. Важным средством так же является организация различных видов коллективной деятельности, искусственное создание проблемных ситуаций, разрешая которые под руководством педагога, дети учатся гуманности и вырабатывают свою нравственную позицию. Важнейшим элементом содержания нравственного воспитания является сознательная дисциплина и культура поведения. В воспитании нравственности большое значение имеют идеалы, в роли которых выступают известные исторические личности и литературные герои, являющиеся примерами для подражания или примерами отрицательных качеств человека, анализируя которые дети под воздействием педагога или собственного мышления стремятся к развитию у себя тех или иных качеств. К нравственному воспитанию относится так же культура общения, речи, поведения, внешности.
4. Трудовое воспитание формирует трудолюбие, ответственность, мотивацию практического применения теоретических знаний, развитие познавательной активности посредством трудовой деятельности.
5. Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей к творческому мышлению, духовных ценностей, эмоционального восприятия произведений искусства. Под содержанием эстетического воспитания понимается совокупность культурных и духовных ценностей человечества, произведения искусства, умение воспринимать, понимать, чувствовать красоту и распознавать ее среди множества окружающих человека вещей.
6. Физическое воспитание необходимо для формирования целостной, гармонично развитой личности. Физическое воспитание включает привитие элементарных навыков двигательной активности, гигиены, поддержания тонуса и здоровья, теоретических знаний о спорте и физкультуре, как необходимом атрибуте современной жизни.
Виды школ
Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа. Рассмотрим главные из них:
Информация о работе Система воспитания,виды школ и содержание воспитания