Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:23, задача
Миша стал плохим учеником. Миша Н., 7 лет, детский сад не посещал, при поступлении в школу, по словам матери (педагога по образованию), хотел учиться, был хорошо подготовлен. Первое полугодие проучился нормально, однако учительница часто делала замечания - отвлекается на уроках, невнимателен и т. д. Миша, мальчик достаточно воспитанный, вдруг стал огрызаться, иногда грубить учительнице. Мать не придавала сначала этому большого значения. Но поведение Миши постепенно ухудшалось. После того, как учительница назвала его при всем классе "идиотом", мальчик набросился на нее. Разбор в кабинете директора только усугубил конфликт, ребенок окончательно замкнулся, отказывался ходить в школу.
СИТУАЦИИ НА ПСИХОКОРРЕКЦИЮ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
1. Миша стал плохим учеником. Миша Н., 7 лет, детский сад не посещал, при поступлении в школу, по словам матери (педагога по образованию), хотел учиться, был хорошо подготовлен. Первое полугодие проучился нормально, однако учительница часто делала замечания - отвлекается на уроках, невнимателен и т. д. Миша, мальчик достаточно воспитанный, вдруг стал огрызаться, иногда грубить учительнице. Мать не придавала сначала этому большого значения. Но поведение Миши постепенно ухудшалось. После того, как учительница назвала его при всем классе "идиотом", мальчик набросился на нее. Разбор в кабинете директора только усугубил конфликт, ребенок окончательно замкнулся, отказывался ходить в школу. Мать все-таки отводила его в школу, и он либо безучастно сидел на уроках, либо вел себя вызывающе: мог ходить по классу, укусил девочку, которая обзывала его, сидел под партой, когда учительница ругала мальчика, в диктанте перед каждым словом написал приставку "не", диктант не сдал учителю и т.д. Ко всем взрослым стал относиться с недоверием, отказывался разговаривать с ними, наблюдался частичный аутизм. Мать, обеспокоенная поведением сына, решила по совету педагогов отвести его к психиатру. Мальчик, когда понял, куда его привела мать, стал кричать: "Я не больной!" - после чего замкнулся окончательно, стал вялым, апатичным. Посещение любого кабинета (и в школе, и в поликлинике), вид любого врача, учителя вызывал у ребенка бурную реакцию протеста, он бился в истерике и кричал, что он нормальный. Категорически отказывался ходить в школу.
Корекція:
Проблемою цього випадку є те, що дитина категорично
відмовляється розмовляти з психологом.
Тому допомагати проводити
корекційну роботу з хлопчиком мають попогати
дорослі, які проводять багато часу з дитиною,
тобто батьки та вчителі у школі.
Своєю поганою поведінкою
Міша намагався привернути до себе
увагу, адже вдома йому приділяли
багато уваги, а в школі дітей
у класі багато і уваги вчителя
виявилось не достатньо. Він зрозумів,
що такою поведінкою всі на нього
почали звертати увагу. Кризовою ситуацією
для нього став похід до психолога.
В даному випадку важливу роль грали батьки,
та відношення вчителя, адже саме поведінка
класного керівника грає важливу роль
у формуванні взаємин у класі.
Без підтримки та похвал вчителя, та через
насміювання однолітків Міша почувався
невпевнено та самотньо. Він не зміг спавитись
з труднощами, з якими зіткнувся.
Для того, щоб допомогти
хлопчикові, потрібно провести психокорекційну
роботу з батьками.
Батьки мають приймати хлопчика
таким як він є, не намагатись змінити
його в, як вони вважають “кращу сторону”.
2. Почему Олечка не хочет ходить в школу? К школьному психологу обратилась
мать первоклассницы Оли, которая почти
каждое утро перед школой жаловалась на
головную боль, боли в животе. Иногда у
девочки наблюдалась рвота, повышалась
температура. Естественно, что в такие
дни девочка оставалась дома. Мать удивляло
то, что через несколько часов все симптомы
проходили, и вызывать врача было бессмысленно.
Родители верили, что дочь по утрам не
симулирует, однако объяснить причину
этого явления были не в состоянии. Психолог
подробно расспросил мать о том, как росла,
развивалась девочка, о ее характере, о
том, как относятся к ней взрослые и дети.
Подробно побеседовал он и с учительницей
Оли, понаблюдал за поведением девочки
на уроках, переменах. В результате бесед
выяснилось, что Оля детский сад не посещала,
была "домашним", к тому же единственным
ребенком в семье. Общительна только с
теми, кого знает уже давно. К новым контактам
относится настороженно. По словам матери,
очень хотела учиться в школе, на все вопросы
при поступлении в школу отвечала правильно.
Учительница относится к ней хорошо, с
пониманием, дети в классе ее не дразнят.
Родители были уверены, что с обучением
в школе у Оли проблем не будет. Вызывало
волнение только то, что она может переутомляться,
девочка астеничная. Чаще всего Оля отказывалась
ходить в школу по понедельникам или в
конце недели. В те дни, когда у нее не было
повышения температуры, родители все-таки
отводили ее в школу, хотя случалось так,
что во время первого урока девочка плакала,
потом успокаивалась и на следующих уроках
вела себя нормально. По мнению учительницы,
Оля очень ранимая, неуверенная в себе,
плаксивая. На уроках часто грызет ногти.
Плачет из-за любого пустяка. Например,
не успела переписать что- то с доски -
сразу слезы, вместо того, чтобы поднять
руку и спросить. Все письменные работы
выполняет на "5". Материал усваивает,
чувствуется, что ей это интересно. Данные
наблюдения подтверждают мнения учителя
и родителей: действительно, девочка застенчивая,
тревожная, поднимает руку, чтобы ответить,
только если уверена, говорит тихо, чувствуется
желание понравиться учителю. Когда мать
провожает дочь в школу, Оля долго не отпускает
ее, держит за руку, плачет, в класс входит
со слезами, просит, чтобы ее отвели обратно
домой. На переменах стоит одна, чаще всего
у окна, смотрит, когда придет мать.
Корекція:
Для початку потрібно з'ясувати причину боязні школи та природу захворювань.
Для діагностики можна використовувати методи спостереження, бесіди, різні проективні методики.
На підставі матеріалу, отриманого в обстеженні, формулюються наступні завдання корекційної роботи:
- Сформувати навички
- Зняти страхи, побоювання, напруженість, пов'язані з відвідуванням школи.
Робота повинна проводитися
спільно з батьками і педагогом.
Батькам необхідно
Сильний страх, боязнь не виправдати очікування оточуючих був у дівчинки викликаний внутрішнім конфліктом між її власними уявленнями про свої можливості і вимогах, пропонованих оточуючими. Тому вся корекційна робота була спрямована на вирішення цього конфлікту.
3. Как можно справиться с агрессивностью Милы? К психологу обратилась учительница
второго класса с жалобой на ученицу, девочку
8 лет. По ее словам, Мила (так звали девочку)
в школу ходит нехотя, учится плохо, недисциплинированная,
на уроках постоянно отвлекается, не слушает
учителя. Когда надоедают занятия, может
встать и ходить по классу. На переменах
чрезмерно подвижна, часто дерется, бывает
агрессивна. Ярко выраженных интересов
или наклонностей нет. В классе занимает
лидирующее положение, в совместных играх
любит командовать. Из-за низкой успеваемости
и неадекватного поведения Милы учительница
и завуч начальной школы рекомендовали
ее матери обратиться к психологу, однако
та этого не сделала. Ребенок из неполной
семьи, отца никогда не видела. Мать занята
решением своих проблем, и специально
вопросами воспитания дочери не занимается.
По отношению ко взрослым, которые пытаются
ее "воспитывать", девочка проявляет
бурные негативные реакции, грубит и огрызается.
Корекція:
При роботі з дівчинкою психолог має вирішити дві основні задачі:
- зробити так, щоб вона
ходила до школи з
- постаратися, щоб Міла
не проявляла агресивну
Для цього необхідно поговорити з матір'ю дівчинки, поспостерігати за Мілою в школі.
Агресивність і
Вчителям можна рекомендувати звертати увагу на позитивні зрушення у навчанні, поведінці Міли, навіть якщо ці зрушення мінімальні. Негативні форми її поведінки необхідно послідовно припиняти, однак робити це слід спокійно, чітко пояснюючи дівчинці, що вона неправильно робить. Слід звертати увагу дівчинки на те, як її поведінка відбивається на інших людях, розкривати їй переживання інших людей.
Мамі можна рекомендувати приділяти дівчинці більше уваги, частіше говорити і показувати, що вона її любить, частіше розмовляти з Мілою, вислуховувати її, розмовляти з нею, обговорювати її успіхи і провали. Одночасно дівчинку слід більше зацікавити домашніми справами, пред'являти їй більш чіткі і однозначні вимоги.
Информация о работе Ситуации на психокоррекцию школьной дезадаптации