Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Резкие изменения в социальной и экономической сферах жизни приводят к росту напряженности в межличностных отношениях. Поэтому проблема межличностных конфликтов и их позитивного разрешения приобретает сегодня особую значимость.
Не вызывает сомнения тот факт, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать конфликтные ситуации начинают складываться в детстве.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Игра как основной вид деятельности дошкольника………………………..
Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка-дошкольника……………………
Понятие конфликта у детей дошкольного возраста………………………..
Виды конфликтов между детьми дошкольного возраста, возникающие в процессе игровой деятельности…………………………….
Причины возникновения конфликтов и способы воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта……………………………………………
Возрастные психолого-педагогические особенности дошкольников в межличностных отношениях………………………………………………….
Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей дошкольного возраста………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ГОУ СПО Новокузнецкий педагогический колледж.docx

— 81.35 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Однако развитие любого общества, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который далеко не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением и разрешением противоречия. Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства общества и человечества в целом.

Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Поскольку основной вид самостоятельной деятельности дошкольников – игра, она и становится основной самоорганизации любой детской группы. Вокруг нее и в ней строятся реальные взаимоотношения детей.

Умеет ли играть интересно, справедливо ли поступает в совместной игре – это критерии, которые во многом определяют отношение сверстников к ребенку, их симпатии. А войти в общество сверстников совершенно необходимо для эмоционального благополучия ребенка (так же как для взрослого – важно чувствовать себя полноценным членом производственной группы).

Неумение играть может вызвать отвержение ребенка обществом сверстников, обернуться непоправимыми последствиями, глубокими личностными травмами для дошкольника. Первоначальный внешний конфликт (не принимают в игру) переходит во внутриличностный – снижается самооценка ребенка, у него возникает чувство малоценности или, наоборот, негативизм, который уже с трудом поддается психолого-педагогической коррекции.

Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.

Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

По поводу способов разрешения конфликтов между детьми необходимо отметить, что с возрастом конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний. Вначале происходит замещение физических действий словом, затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что, в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения. Таким образом, цель исследования – изучить причины и особенности возникновения конфликтов в игровой деятельности у детей дошкольного возраста – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – основные причины возникновения конфликтов изменяются с возрастом ребенка: чем старше ребенок, тем разнообразнее причины конфликтов, – подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – М.: Юнити, 2000. – 545 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна [Текст] / Л.И. Бжович / под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 380 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина -  СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Академия, 2000. – 280 с.
  5. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности [Текст] / Я.Л. Коломинский // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.37-100.
  6. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе [Текст] / И.В. Маврина //  Учебно-методическое пособи. – М.: МГППУ, 2003. – 42 с.
  7. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание – 1989. - № 4. – С.29-33.
  8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л.Ф. Обухова – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
  9. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада [Текст] / Т.А. Репина – М.: Педагогика, 1988. – 110 с.
  10. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка [Текст] / А.А. Рояк  – М.: Педагогика, 1988. – 130 с.
  11. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Е.О. Смирнова, Т.В. Гуськова // Вопросы психологии  – 1986. - № 4. – С.167-174.
  12. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова -  М.: Владос, 2003. – 160 с.
  13. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции [Текст] / В.С. Солдатова – М.: Академия, 2001. – 67 с.

 

 

 

 


Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство преодоления конфликтов у детей дошкольного возраста