Сказкотерапия и её роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 08:12, доклад

Описание работы

В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия. Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это символический банк жизненных ситуаций; это процесс объективации проблемных ситуаций; это процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это направление практической психологии, использующее ресурсы сказки или сказочной истории для: воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов.

Файлы: 1 файл

сказкотерапия и ее роль.docx

— 54.90 Кб (Скачать файл)

 

Сказкотерапия и её роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

 

 

Сказка – это один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. 

Нет в мире существа, который бы не коснулся хоть самый крошечный луч любви. И также не человека, в чьей жизни нельзя было бы найти сказку.

В последнее время развивается такое направление как сказкотерапия. Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это символический банк жизненных ситуаций; это процесс объективации проблемных ситуаций; это процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Это направление практической психологии, использующее ресурсы сказки или сказочной истории для: воспитания, образования, развития личности ребенка и, при необходимости, коррекции поведения или внутренних конфликтов. 

Метод сказкотерапии появился на рубеже 1960-1970-х годов, обоснованный М.Эриксоном.

Одним из способов развития творческих способностей детей является сказкотерапия. Испокон веков знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста и переписывались, каждое новое поколение перечитывало и впитывало их.

Сказка является необходимым средством в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Она позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным.

Следует отметить, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных проблеме сказки, методические вопросы, связанные с механизмами ее влияния на личность и ряд теоретических вопросов, в настоящее время разработаны недостаточно. Всё это говорит об актуальности изучения сказок. Сказка - это вид устного народного творчества. Сюда также относятся мифы, легенды, метафоры, пословицы и прочее. Один из ее корней - это работа детской фантазии: будучи органом эмоциональной сферы, чтобы выразить в них детские чувства. Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно было бы даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, есть не что иное, как сюжет игры - независимо от того, была ли эта игра сыграна или нет. Слушая сказки, ребенок наслаждается той же свободой в игре образов, какой он наслаждается в игре движений. Игра - это есть воплощенная, драматизированная, инсценированная сказка, а сказка - это игра до своей инсценировки.

      Сказки всецело  связаны с работой фантазии, именно  как органа эмоциональной сферы: сказочный мир объективирует для ребенка те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки - дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Сказка допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения.

Развитие творческих способностей ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснётся с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает  «сказочные законы»  - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушения – сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и не по воле взрослого.

В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки.

Остановимся подробнее на каждом из этих видов сказок, а также их влиянии на развитие личности.

Народные сказки:

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используют сегодня, создавая новые сказки.

Приобщение ребенка к фольклорному пониманию темы края поднимало его личный опыт, поднимало этот опыт на высоту культурно-символического обобщения и придавало этому понятию еще и магический смысл.

Можно выделить общие для всех народных сказок чрезвычайно важные для нас идеи:

1.Окружающий нас мир - живой. В  любой момент все может заговорить  с нами. Это идея важна для  формирования бережного и осмысленного  отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2.Ожившие объекты окружающего  мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3.Разделение добра, зла, победа  добра. Это идея - важное для поддержания  бодрости духа и развития стремления  к лучшему.

4.Самое ценное достается через  испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея  важна для формирования механизма  целеполагания и терпения.

5.Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь  только в том случае, если мы  не можем справиться с ситуацией  или заданием сами. Эта идея  важна для формирования чувства  самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

2. Сказки о животных:

Своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнувшая в глубокой древности. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности. В сказках о животных действуют и животные, и птицы, и рыбы, а в некоторых и растения.

Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал. Может быть, все они «сходят» к нему с телевизионного экрана, где в этом возрасте даже реклама излучает волшебный свет.

3. Бытовые сказки:

Это сказки, рассказывающие о семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

 

 

4. Страшные сказки:

Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов.

Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих - это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик. Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в сказке, они монтируются из традиционных смысловых кирпичиков - мотивов, ситуаций. Практически все они ясно несут на себе печать психологических проблем детства.

5.Волшебные сказки:

Л.И.Эльконинова и Б.Д.Эльконин в своей работе полагают, что форма субъектности, представляемая в волшебной сказке, «заложенная» в ней, - это форма инициативного действия. То есть, субъект, который задан в волшебной сказке - это субъект, олицетворяющий место сомой задачи в мире.

Инициация действия - это основное событие, в котором рождается субъект слушания сказки. Волшебные сказки и близкие к ним художественные формы часто используются в исследовательской и педагогической практике. 6. Авторские сказки:

Обычно авторское произведение является субъективной обработкой народного сюжета, однако и новые истории встречаются довольно часто. Характерные черты авторской сказки – психологизм, возвышенная речь, яркие персонажи. Они более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекций (они-то и ценны на тот момент). Некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий, но он складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят (т.е., было доминирующее чувство, которое повлекло за собой выбор определенного момента). Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.

Задачи сказкотерапии:

1.Научиться  тому, как учить;

2.Изобрести  метод обучения для тех, кто  желает познавать только то, что  интересно, а не то, что необходимо;

3.Изобрести  метод гармонизации для тех, кто  привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос – это способ адаптации;

4.Пробуждение Веры. Именно вера  способна активизировать ресурсы  личности и сообщить действиям дополнительную силу. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности, что помогает детям легко приобщиться к различным занятиям.

Сказке присуще креативная функция, т. е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческие способности детей. Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать заинтересованность их не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Этот этап, этап формирования творческих способностей, предполагает органическое единство как репродуктивных, стандартных, традиционных так и новаторских, креативных элементов.

Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Она создаёт богатые возможности для развития творческих способностей ребёнка, подключения его образного мышления к волшебному.

Стимулируя развитие творческих способностей у детей, необходимо создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; активизация самостоятельной деятельности детей.

Говоря: «сказка – источник творчества», имеется в виду не только творчество детей, но и профессиональное педагогическое творчество педагогов.

 

Развитие творческого способностей у детей путём постановки детской пасхальной  сказки «Теремок»

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество.

Данный сценарий интересен тем, что имеет следующие особенности: 

1. интересный сюжет,

2. много действующих лиц,

3. красочность, контраст главных  героев, развитие действия (костюмы, декорации),

4. в спектакле заняты дети, исполняющие  роли положительных и отрицательных  героев, вызывающие у детей восторг  и удивление,

5. в спектакле звучит интересная  музыка

6. работая над сказкой, дети без  особого труда, в игре закрепляют  уже имеющиеся у них знания  и умения в хореографии.

В нашей сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Особенно интересны сказки, где действующие лица звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения детей. Детям легче представить себя зайкой, собачкой и т. д.

Игра - постановка на основе сказки, по моему мнению, также оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Заключение

Сказкотерапия полезна всем! Сказка поможет решить не только психологические проблемы, но и раскроет творческие способности ребенка, научит свободно, не страшась опасностей импровизировать, даст ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

 


Информация о работе Сказкотерапия и её роль в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста