Сказкотерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы явилась потребность выявить наиболее характерные черты понятия «сказкотерапия»; используя исследования учёных и педагогов, определить роль сказки в психодиагностике и психокоррекции.

Содержание работы

Введение
1. Определение понятия «сказкотерапия». Типология сказок
2. Функции психотерапевтических сказок
3. Диагностические возможности сказок
4. Сказка как инструмент психокоррекции
5.Сказкотерапия
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Сказкотерапия.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

- сведение к минимуму действие  психологических защит; 

- само семантическое пространство (опыт человека).  
Проекция может быть искажена по нескольким причинам. Во-первых, это рамки и шаблоны мышления и чувствования, из которых необходимо "вырвать" человека, то есть избавиться от ограничений, и в этом должен помочь ребенку психолог в процессе работы. Во-вторых, внутри полученной проекции из-за индивидуальных особенностей опыта могут происходить процессы замещения, переноса, слияния и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сказка как инструмент психокоррекции

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному  предлагать клиенту, как именно работать со сказкой .Самые распространенные способы это:

    1. обсуждение уже существующей сказки;
    2. самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
    3. инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
    4. арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

и др.

Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка  в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния.

Сказочная среда (неопределенность места  действия, имен героев, собирательность  образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой - дает возможность  идентифицировать себя с героями  сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.

Для ребенка, помимо вышесказанного, сказочная история является проводником  во "взрослую" жизнь с ее, порой  жесткими, нравственными законамии; сказочные события становятся первой "школой жизни", а поступки героев - мерой добра и зла. Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах - осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.

Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом.

I. Анализ сказки. Использование  данного метода учит думать, разбираться  в скрытых механизмах происходящего,  абстрагироваться от поверхностных  смыслов, дает возможность высказаться  и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

Формула для составления вопросов следующая:

1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

2) что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

II. Сказочные задачи. Сказочные  задачи дают возможность рассмотреть  явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, напрмер: в сказке царевна-несмеяна ставится задача - почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а учителю позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

III. Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:

1) рассказчик педагог от 3 лица - группе детей

2) Рассказчик педагог - одному  ребенку

3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу

4) рассказывание известной и  придумывание к ней продолжения

5) рассказчик педагог от первого лица - группе детей

6) рассказывание сказки от 1 лица детьми

7) рассказывание сказки от имени  различных персонажей.

IV. Сочинение сказки. Сочинение  волшебной сказки помогает рассмотреть  одно и то же явление с  разных сторон, проиграть многие  модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки , быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Художественные сказки бывают с полным и неполным сюжетом. Полный сюжет включает 7 этапов, которые в "полной волшебной сказке" тесно связаны со становлением личности человека. Кроме того, в каждой конкретной ситуации человек может находиться на любом из сказочных этапов, которые соответствуют степени решения данной проблемы.

7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):

1)Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме

2) расставание с родительским домом

3) Выбор пути, проверка на доброе сердце

4)Борьба и победа 

5) Возвращение домой, трудности обратного пути

6) Прибытие домой 

7) Свадьба, коронование. 

Для воспитательных целей используются разные виды сказок, в зависимости  от выбранной цели. Психотерапевтическими сказками должны заниматься только специалисты. Все остальные сказки можно смело использовать для развития обучения и воспитания ребёнка родителями.  
На ночь, перед сном лучше всего читать медитативные сказки, которые нет необходимости обсуждать, успокаивающие возбуждённую психику ребёнка.

Для познавательных и развивающих  целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.

Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице.

Итак, пересказывание и интерпретация  сказок позволяет максимально освободить творческое начало в человеке, осознать свой прошлый опыт, обогатить его  восприятие, получить новые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.

  Ведущими идеями сказкотерапии являются:

    1. осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
    2. понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
    3. познание разных стилей мироощущения;
    4. осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
    5. внутреннее ощущение силы и гармонии.

Как и в любом направлении, возможности  комплексной сказкотерапия изучены  не достаточно полно, открываются новые  перспективы, появляются новые методы, дорабатываются уже имеющиеся приемы.

Сказкотерапия – перспективное  направление практической психологии.

 

 

 

 

 

 

СКАЗКА О БУКВАХ ИЗ ГОРОДА АЛФАВИТА

Николай Дик

В стольном граде Алфавите сказочного царства Букваляндия жили-были необычные  жители - 33 буквы. Через весь этот город пролегала всего одна улица, но вот всевозможных переулков и закоулков на ней было превеликое множество. На самых окраинах Алфавита проживали незаметные Знаки препинания. Они жили своей особой жизнью и редко вмешивались в дела букв. А у каждой буквы-горожанки был свой домик, который располагался в строгом порядке за своей соседкой. Уж так было заведено в этом городе и никто никогда не смел выстроить себе новый домик на городских окраинах.

На правой стороне единственной улицы жили Гласные буквы –  они всегда любили разговаривать громко и нараспев. А по левой стороне расположились домики молчаливых Согласных букв. Они всегда говорили тихо и обрывисто. И все бы было хорошо, если бы не одно обстоятельство: никак буквы не могли договориться, кто же из них главнее – Гласные или Согласные.

В одно прекрасное утро спор букв-горожан  дошел до предела и многие из них  перессорились.

– Нас много! – кричали Согласные  буквы. – И мы самые главные  в Алфавите!

 Подумаешь! – кричали в ответ Гласные, – это ничего не значит! Мы главные!

Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и  вмешалась в ссору.

– Хватит, – строго сказала она. – Прекратите. Пора поставить точку  в этом конфликте.

– Как свистну сейчас, сразу  свалишься! – задиристо выкрикнула буква «С».

– Выйди вон, выскочка! – сквозь зубы добавила буква «В».

– Шибко шустрая! – язвительно прошипела «Ш».

– Хорошо, – обиделась Точка. –  Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.

– Что здесь происходит? – спросил  проходящий мимо Вопросительный знак. – Из-за чего шум?

В ответ буквы принялись кричать  так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.

– Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! – приказал Восклицательный  знак.

– Боюсь, братцы, бить будут, – испуганно пробормотала буква «Б».

– Извините, мне кажется, если я  не ошибаюсь, я в курсе того, что  здесь происходит, – неуверенно произнесла Запятая, – по-моему, они  спорят, кто главнее в нашем  городе: Гласные или Согласные.

– Но это же глупо! – воскликнул Восклицательный знак.

– Конечно, – сказала Точка.

– И это – причина ссоры? –  удивился Вопросительный знак.

– Безобразие! Нужно стереть смутьянов  со страниц нашего Буквенного государства! – возмутился Восклицательный знак.

– Нельзя ли все же как-нибудь помягче? – заступился за буквы добрейший Мягкий знак.

– Нельзя. Государству нужна твердая  рука! – ответил ему Твердый.

– Что будем делать? Кто знает? – обратился ко всем Вопросительный знак.

Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.

– Я! – раздался вдруг голос из толпы букв. – Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне все ясно! – вперед из задних рядов пробилась буква «Я».

– Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!

Согласные замешкались и неуверенно произнесли:

– ЛФВТ!

- Ну и что у вас получилось? – улыбаясь, спросила «Я» у  Согласных.

- А вот мы, Гласные, запросто  произнесем название нашего города  без Согласных, - гордо произнесли  Гласные.

– А-А-И! – протяженно пропели Гласные.

- Ну и что это за слово? – удивился Вопросительный знак.

– А теперь все вместе! – скомандовала «Я».

– АЛФАВИТ! – дружно закричали  буквы.

- Молодец, «Я», как ты ловко  помирила буквы! - воскликнул Восклицательный  знак.

– Теперь вам ясно, милые буквы, что вы просто не можете жить друг без друга? Вы согласны со мной? – обратился к обрадованным буквам Вопросительный знак.

– Согласны! – весело закричали  Согласные.

– И мы тоже! – присоединили свой голос Гласные.

Радости не было предела, Гласные и  Согласные буквы стали обниматься и жать друг другу руки.

– Давно бы так, – с облегчением  пробормотала Точка. – Наконец-то они  расставили все точки над i.

– Вы думаете, они поняли свою ошибку? – с сомнением спросил Вопросительный знак.

– Конечно! Теперь все будет хорошо! – ответил Восклицательный знак. – Я просто убежден, что теперь все буквы-горожане убедились, что в нашем Алфавите должны дружить не только Гласные и Согласные, но и Знаки препинания, ведь любое дело можно успешно завершить только в дружбе, только вместе и сообща. Мы никогда не сможем жить отдельно друг от друга, - поучительно произнес Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.

Вот так закончилась эта удивительная история о волшебной стране Букваляндия  и её замечательной столице Алфавите.

 

 

Литература

  1. Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст]/ И.В. Вачков – М.: Просвещение, 1997. – 178 с.
  2. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2001. – 345с.
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.М. Грабенко., Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб.: Речь, 2003. – 400с.
  4. Защиринская О. В.,  Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия [Текст]/ О.В. Защиринская- М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2003. – 123с.
  5. Иванов, В.Д. Основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов, преподавателей, научных работников, исследовательские проблемы человекознания [Текст] / В.Д. Иванов,                       Б.З. Вульфов. – М: УРАО, 1999. – 616 с.
  6. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст] /Д.Ю. Соколов – М.: Эксмо-пресс, 2001; 2005. – 224с.
  7. Кудзилов Д.Б., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д, Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии [Текст] /Д.Б. Кудзилов.,Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь,2003. - 146с.
  8. Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст]: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Т.Д. Марушнковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 544 с
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой [Текст]/ Л.Б. Фесюкова - Харьков, 1996 год.-126с.

Информация о работе Сказкотерапия