Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:54, реферат
Целью данной работы явилась потребность выявить наиболее характерные черты понятия «сказкотерапия»; используя исследования учёных и педагогов, определить роль сказки в психодиагностике и психокоррекции.
Введение
1. Определение понятия «сказкотерапия». Типология сказок
2. Функции психотерапевтических сказок
3. Диагностические возможности сказок
4. Сказка как инструмент психокоррекции
5.Сказкотерапия
Заключение
Литература
- сведение к минимуму действие психологических защит;
- само семантическое
Проекция может быть искажена по нескольким
причинам. Во-первых, это рамки и шаблоны
мышления и чувствования, из которых необходимо
"вырвать" человека, то есть избавиться
от ограничений, и в этом должен помочь
ребенку психолог в процессе работы. Во-вторых,
внутри полученной проекции из-за индивидуальных
особенностей опыта могут происходить
процессы замещения, переноса, слияния
и т.д.
4. Сказка как инструмент психокоррекции
Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.
Сказкотерапевт может по-
и др.
Почему именно сказка обладает таким мощным психотерапевтическим воздействием? В сказочном сюжете зашифрованы большинство основных проблем и жизненных ситуаций, которые переживает каждый человек. Часто мы замыкаемся на какой-то своей проблеме и не способны выйти за ее пределы, осмыслить ситуацию под другим, более общим углом. Сказка в силу своей многовековой мудрости глубоко проникает в бессознательное человека и активизирует потенциальные части нашей личности, которые помогают найти свой собственный выход из проблемного состояния.
Сказочная среда (неопределенность места действия, имен героев, собирательность образов) с одной стороны уводит от конкретной, тупиковой на данном этапе проблемы, с другой - дает возможность идентифицировать себя с героями сказок, тем самым усиливая потенциальные возможности человека помогает преодолеть то, что на данном этапе тормозит его развитие.
Для ребенка, помимо вышесказанного, сказочная история является проводником во "взрослую" жизнь с ее, порой жесткими, нравственными законамии; сказочные события становятся первой "школой жизни", а поступки героев - мерой добра и зла. Таким образом, сказкотерапия основана на трех принципах - осмысленность, множественность и взаимодействие с реальностью.
Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, используемые педагогом-психологом.
I. Анализ сказки. Использование
данного метода учит думать, разбираться
в скрытых механизмах
Формула для составления вопросов следующая:
1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.
2) что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.
3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?
II. Сказочные задачи. Сказочные
задачи дают возможность
III. Рассказывание сказки. Решаются задачи: выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого. Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему. Рассказывание сказок может быть:
1) рассказчик педагог от 3 лица - группе детей
2) Рассказчик педагог - одному ребенку
3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу
4) рассказывание известной и придумывание к ней продолжения
5) рассказчик педагог от первого лица - группе детей
6) рассказывание сказки от 1 лица детьми
7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.
IV. Сочинение сказки. Сочинение
волшебной сказки помогает
7 сказочных этапов (алгоритм построения сюжета):
1)Происхождение главного героя, его жизнь в отчем доме
2) расставание с родительским домом
3) Выбор пути, проверка на доброе сердце
4)Борьба и победа
5) Возвращение домой, трудности обратного пути
6) Прибытие домой
7) Свадьба, коронование.
Для воспитательных целей используются
разные виды сказок, в зависимости
от выбранной цели. Психотерапевтическими
сказками должны заниматься только специалисты.
Все остальные сказки можно смело использовать
для развития обучения и воспитания ребёнка
родителями.
На ночь, перед сном лучше всего читать
медитативные сказки, которые нет необходимости
обсуждать, успокаивающие возбуждённую
психику ребёнка.
Для познавательных и развивающих целей лучше всего использовать любые народные художественные сказки с ярким сюжетом и большим количеством событий, формирующие у ребёнка представление о мире, о моделях поведения, о взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.
Для обучения используются дидактические сказки. Сюжет этих сказок определён достаточно узкой тематикой, ограничен количеством персонажей, но насыщен игровыми моментами со специальными заданиями для ребёнка. Лучше всего в эти сказки играть, используя соответствующую атрибутику или в песочнице.
Итак, пересказывание и интерпретация
сказок позволяет максимально
Заключение
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Сказки бывают: художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.
Сказка выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.
Диагностическая сказка с успехом используется психологами, предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
Как и в любом направлении, возможности
комплексной сказкотерапия
Сказкотерапия – перспективное направление практической психологии.
СКАЗКА О БУКВАХ ИЗ ГОРОДА АЛФАВИТА
Николай Дик
В стольном граде Алфавите сказочного царства Букваляндия жили-были необычные жители - 33 буквы. Через весь этот город пролегала всего одна улица, но вот всевозможных переулков и закоулков на ней было превеликое множество. На самых окраинах Алфавита проживали незаметные Знаки препинания. Они жили своей особой жизнью и редко вмешивались в дела букв. А у каждой буквы-горожанки был свой домик, который располагался в строгом порядке за своей соседкой. Уж так было заведено в этом городе и никто никогда не смел выстроить себе новый домик на городских окраинах.
На правой стороне единственной улицы жили Гласные буквы – они всегда любили разговаривать громко и нараспев. А по левой стороне расположились домики молчаливых Согласных букв. Они всегда говорили тихо и обрывисто. И все бы было хорошо, если бы не одно обстоятельство: никак буквы не могли договориться, кто же из них главнее – Гласные или Согласные.
В одно прекрасное утро спор букв-горожан дошел до предела и многие из них перессорились.
– Нас много! – кричали Согласные буквы. – И мы самые главные в Алфавите!
Подумаешь! – кричали в ответ Гласные, – это ничего не значит! Мы главные!
Буквы так шумели, что даже всегда сдержанная Точка не выдержала и вмешалась в ссору.
– Хватит, – строго сказала она. – Прекратите. Пора поставить точку в этом конфликте.
– Как свистну сейчас, сразу свалишься! – задиристо выкрикнула буква «С».
– Выйди вон, выскочка! – сквозь зубы добавила буква «В».
– Шибко шустрая! – язвительно прошипела «Ш».
– Хорошо, – обиделась Точка. – Тогда спросите у других. Они скажут вам то же самое.
– Что здесь происходит? – спросил проходящий мимо Вопросительный знак. – Из-за чего шум?
В ответ буквы принялись кричать так громко, что понять что-либо было решительно невозможно.
– Тихо! Замолчите! Или вы будете строго наказаны! Пусть говорит кто-нибудь один! – приказал Восклицательный знак.
– Боюсь, братцы, бить будут, – испуганно пробормотала буква «Б».
– Извините, мне кажется, если я не ошибаюсь, я в курсе того, что здесь происходит, – неуверенно произнесла Запятая, – по-моему, они спорят, кто главнее в нашем городе: Гласные или Согласные.
– Но это же глупо! – воскликнул Восклицательный знак.
– Конечно, – сказала Точка.
– И это – причина ссоры? – удивился Вопросительный знак.
– Безобразие! Нужно стереть смутьянов со страниц нашего Буквенного государства! – возмутился Восклицательный знак.
– Нельзя ли все же как-нибудь помягче? – заступился за буквы добрейший Мягкий знак.
– Нельзя. Государству нужна твердая рука! – ответил ему Твердый.
– Что будем делать? Кто знает? – обратился ко всем Вопросительный знак.
Никто не знал, что ответить. Минуту-другую было тихо.
– Я! – раздался вдруг голос из толпы букв. – Я знаю, как устранить яблоко раздора и бросить якорь дружбы! Мне все ясно! – вперед из задних рядов пробилась буква «Я».
– Пусть Согласные произнесут название нашего города без нас, без Гласных!
Согласные замешкались и неуверенно произнесли:
– ЛФВТ!
- Ну и что у вас получилось? – улыбаясь, спросила «Я» у Согласных.
- А вот мы, Гласные, запросто
произнесем название нашего
– А-А-И! – протяженно пропели Гласные.
- Ну и что это за слово? – удивился Вопросительный знак.
– А теперь все вместе! – скомандовала «Я».
– АЛФАВИТ! – дружно закричали буквы.
- Молодец, «Я», как ты ловко помирила буквы! - воскликнул Восклицательный знак.
– Теперь вам ясно, милые буквы, что вы просто не можете жить друг без друга? Вы согласны со мной? – обратился к обрадованным буквам Вопросительный знак.
– Согласны! – весело закричали Согласные.
– И мы тоже! – присоединили свой голос Гласные.
Радости не было предела, Гласные и
Согласные буквы стали
– Давно бы так, – с облегчением пробормотала Точка. – Наконец-то они расставили все точки над i.
– Вы думаете, они поняли свою ошибку?
– с сомнением спросил
– Конечно! Теперь все будет хорошо! – ответил Восклицательный знак. – Я просто убежден, что теперь все буквы-горожане убедились, что в нашем Алфавите должны дружить не только Гласные и Согласные, но и Знаки препинания, ведь любое дело можно успешно завершить только в дружбе, только вместе и сообща. Мы никогда не сможем жить отдельно друг от друга, - поучительно произнес Восклицательный знак и ушел, насвистывая веселую песенку.
Вот так закончилась эта
Литература