Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:14, доклад
Личностное акме как одна из важнейших составляющих вершины зрелости имеет духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действенно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности, к прошлому и будущему, к близким и далеким людям и доминированием тех или иных ценностей. В экстремальных условиях глубина приверженности определенным ценностям и ориентациям обнаруживается предельно четко.
http://gendocs.ru
«Школьной зрелостью» считают обычно достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; подразумевается также овладение умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
http://gendocs.ru
Социальная ситуация развития [лат. sociālis — общественный] — сущностная
характеристика возрастного периода развития,
введенная Л.С. Выготским. С. с. р. — это
особое сочетание внутренних и внешних
условий, которое характерно только для
данного возрастного этапа и оно определяет
весь ход развития. С. с. р. определяет весь
образ жизни ребенка, его социальное бытие,
особенности его сознания. С. с. р., как
отношение между развивающимся субъектом
и средой, определяет: 1) объективное место
ребенка в системе социальных отношений
и соответствующие ожидания и требования,
предъявляемые к нему обществом (А.Н. Леонтьев);
2) особенности понимания ребенком занимаемой
им социальной позиции и своих взаимоотношений
с окружающими людьми; отношение ребенка
к своей позиции в терминах принятия—непринятия.
С. с. р. ставит перед субъектом на каждом
возрастном этапе специфические задачи
развития, разрешение которых и составляет
содержание психического развития в данном
возрасте. Достижения психического развития
ребенка постепенно приходят в противоречие
со старой С. с. р., что приводит к слому
прежних и построению новых отношений
с социальной средой, а следовательно
к новой С. с. р. Вновь возникшее противоречие
между новыми, более высокими социальными
ожиданиями и требованиями к ребенку и
его возможностями разрешается путем
опережающего развития соответствующих
психологических способностей. Таким
образом, скачкообразное изменение С.
с. р. выступает одним из существенных
компонентов возрастных кризисов развития.
Анализ С. с. р. позволяет выделить "ближайшие"
и "далекие" отношения ребенка к обществу
(Л.С. Выготский), т. е. два плана отношений:
отношения "ребенок — общественный
взрослый", как представитель социальных
требований, норм и общественных смыслов
деятельности; отношения "ребенок —
близкий взрослый и сверстник", реализующий
индивидуально-личностные отношения.
С. с. р. включает такие сферы взаимоотношений
как семья, детский сад, школа, общение
с близкими сверстниками, неформальные
молодежные организации, дополнительные
образовательные учреждения и др.
http://gendocs.ru