Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2015 в 18:56, доклад
Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Потребности возникают, изменяются, удовлетворяются или не удовлетворяются, становятся более важными или отходят на второй план, вытесняются другими потребностями. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей.
Министерство сельского хозяйства РФ
Департамент научно-технологической политики и образования
ФГБОУ ВПО Красноярский Государственный Аграрный Университет
Кафедра международного права и сервиса
Доклад по тему
«Сложность человека и его потребностей»
Работу выполнила:
Студентка МИСЭиГА
С-11
Дружинина Любовь
Красноярск 2014 г.
Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений – это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Потребности возникают, изменяются, удовлетворяются или не удовлетворяются, становятся более важными или отходят на второй план, вытесняются другими потребностями. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ – наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать и пытаться ими управлять.
Классификация потребностей и описание законов их развития связаны с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже науке XX-XXI веков. До сих пор не создано ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на большой комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике – в менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью и т.п.
Для каких конкретных целей необходимо специальное изучение потребностей и какие практические проблемы оно позволяет решить?
Во-первых, теория потребностей прямо связана с мировоззрением, составляющим глубинную основу деятельности общества и индивидуального поведения. Какие ценности и потребности важны и весомы для общества или для отдельного человека, а какие являются иллюзорными или незначительными? Какие потребности будут в современном обществе усиливаться, а какие – отходить на второй план и отмирать? По каким законам могут возникать и развиваться новые потребности, какими окажутся средства их удовлетворения? Ответ на эти и подобные им вопросы нужен политикам, бизнесменам, менеджерам, сервисологам, врачам, педагогам для планирования своих практических действий.
Во-вторых, наука давно признала, что в человеке присутствуют два взаимосвязанных начала – биологическое и социальное. Как они взаимодействуют и как влияют на развитие потребностей? Как в человеческом поведении сочетаются стремление удовлетворить простые биологические потребности (в пище, одежде и т.п.) и потребности более сложные, социальные (в любви и уважении, в знаниях, в реализации своих способностей, в самовыражении)? Задача одновременного удовлетворения некоего комплекса и биологических, и социальных потребностей человека решается практически в любом виде сервисной деятельности.
В-третьих, для работы в сфере сервиса важно понимать, как возникают потребности, что управляет их изменениями, почему они именно такие, какими мы их видим? Человек волен пожелать все, что ему вздумается, но тем не менее потребности в любой социальной системе упорядочены и явно формируются по каким-то законам. Каковы законы, управляющие миром потребностей? Что зависит от этих законов, а что – от субъективных желаний человека? Как воздействовать на эти желания? Проблема взаимосвязи объективных закономерностей и сознательной деятельности – одна из наиболее сложных в учении о человеке и обществе.
Наконец, в-четвертых, глубинная философская и психологическая основа потребностей – понимание человеком смысла и цели своего существования. Люди обычно не замечают, что все их действия в конечном счете зависят от мировоззрения, системы ценностей, представлений о цели и смысле своей деятельности. Эти представления не только сильно различаются у разных индивидов, но и многократно меняются в течение жизни одного и того же человека. То, что казалось важным и ценным для первоклассника, скорее всего станет ему смешным и непонятным, когда он выйдет на пенсию. Понимание смысла своего существования и вытекающие из этого потребности сильно различаются, например, у ребенка, у женщины – матери большого семейства и у старика. Из-за таких различий этим людям часто бывает очень трудно понять друг друга. (А специалист по сервису должен понимать любого человека, который может к нему обратиться). Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Камю, один из классиков философии экзистенциализма, даже утверждал, что концепция смысла жизни оказывается для конкретной личности гораздо важнее, чем всевозможные научные знания об окружающем мире. «Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза, – писал А.Камю. – В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли – все это глубоко безразлично. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто никчемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, которые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, придававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я прихожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из вопросов»1. Экзистенциалисты предложили свое теоретическое понимание смысла существования отдельного человека и общества в целом. Перед сервисологами-практиками стоит в чем-то более сложная задача: понять меняющиеся представления о смысле своего существования у каждого отдельного человека (и ребенка, и взрослого, и пожилого), проанализировать зависящую от этих представлений систему потребностей и предложить эффективные, взаимовыгодные технологии удовлетворения этих потребностей.