Слухи как явление современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 22:15, доклад

Описание работы

В последнее время к слухам увеличился интерес специалистов в самых различных областях деятельности: психологов, социологов, имиджмейкеров, журналистов, специалистов в области паблик рилейшнз, маркетинга, рекламы; специалистов, осуществляющих информационно-пропагандистское обеспечение деятельности государственных и правоохранительных органов. Это неудивительно, поскольку слухи выступают важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации, предприятия.

Файлы: 1 файл

Статья московская.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

Поливода О.В., Павленко А.А., Сергеев А.А.

 

Волгоградский государственный университет 

г. Волгоград, Россия

 

СЛУХИ КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

Мир произошел от слухов, на них стоит, ими и питается. «Слух», «слухи», «молва», «толки» несомненно, могут быть отнесены к тщательно оберегаемым народом словам, которые, несмотря па культурно-социальный прогресс человека, породивший невиданное ранее господство в деле формирования различных мнений средств массовой информации, не хотят исчезать из перечня основных средств коммуникации [12].

Определений понятия «слух» существует множество, во-первых, слух — это известие, новость, сообщение, информация. Во-вторых, сообщение, недостаточно отражающее реальное положение дел или их искажающее. Если даже оно не полностью ложное, то извлечь каплю, правды из него дано далеко не каждому. В-третьих, с помощью слухов создается и передается общественное мнение, настроение, социальные стереотипы и установки аудитории, информационная ситуация в регионе. В-четвертых, они являются средством психологического воздействия (изменения мнений, отношений, настроений, поведения, удовлетворения потребностей людей и социальных групп) [6]. 

Слухи в истории человеческой цивилизации  появились так же давно, как и  межличностное общение вообще. Обмен информацией в форме слухов стимулируется ориентировочным рефлексом. На ранних стадиях развития человечества это был единственный способ обмена значимой информацией, касающейся удовлетворения основных потребностей, — об источниках опасности, жизненно важных ресурсах, о фактах жизнедеятельности иерархически устроенной группы и т. д. Как пишет С. Беззубцев, возможность передачи информации от одного индивида к другому являлась залогом выживания первобытных сообществ. В дальнейшем с развитием средств массовой коммуникации ситуация начала меняться и многие государственные, а также негосударственные структуры решили использовать имеющуюся в их руках информацию, как способ формирования общественного мнения. В связи с данной перестановкой, слухи не только не потеряли своей важности, но и приобрели новые важные функции [1].

Слухи содержат ответы на коллективные тревожные ожидания, хранящиеся в  душе у каждого человека [13]; могут быть ответом на некое общественное желание, например, содержать информацию о возможном визите высокопоставленного чиновника с "ревизией" местных порядков (приезд премьер – министра РФ В. В. Путина с ревизией в города России); может содержать сведения об известных или популярных личностях (слухи о том, что Барака Обама мусульманин, что он позволял себе расистские высказывания и что он не следует традиционным для политиков патриотическим ритуалам, таким как прикладывание руки к сердцу при принесении присяги). Подобные темы всегда вызывают огромный живой интерес у массовой аудитории. Также важно обратить внимание, что слух обычно воспроизводится однократно и в дальнейшем обязательно подвергается передаче от одного лица другому. Также слухи всегда принципиально анонимны, в отличие от официальных текстов. Пока мы не имеем возможности проверить информацию - ее достоверность не гарантирована, и это значит, что она может быть потенциально отнесена к категории слухов [8].

Слухи являются важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации. На фоне слухов может порождаться  паника, они зачастую серьёзно компрометируют органы государственного управления, способствуют политической дестабилизации общества.

Если же коснуться механизмов распространения  слухов, то классическим примером служит ситуация, описанная еще Н. В. Гоголем в «Мертвых душах». Совершенно фантастическая с точки зрения обычного здравого смысла информация о скупке заезжим гостем «мертвых душ» соответствовала одной из базовых человеческих потребностей — в легком и быстром обогащении. Именно поэтому совершенно вроде бы нелепая затея П. И. Чичикова мгновенно обросла многочисленными подробностями и потребовала удобоваримой интерпретации. Среди возникших разнообразных версий (типа «похищение губернаторской дочери», «капитан Копейкин» и т. п.), кто-то из горожан вдруг предположил, что у них инкогнито появился «переодетый Наполеон». Так и родился вполне определенный, но скорее пугающий слух.

Н. В. Гоголь писал: «...право, трудно даже понять, как устроен этот смертный: как бы ни была пошла новость, но лишь бы она была новость, он непременно сообщит ее другому смертному, хотя бы именно для того только, чтобы сказать: "Посмотрите, какую ложь распустили!" — а другой смертный с удовольствием преклонит ухо, хотя и после скажет сам: "Да это совершенно пошлая ложь, не стоящая никакого внимания!" — и вслед за тем сей же час отправится искать третьего смертного, чтобы, рассказавши ему, после вместе с ним воскликнуть с благородным негодованием: "Какая пошлая ложь!" И это непременно обойдет весь город, и все смертные, сколько их ни есть, наговорятся непременно досыта и потом признают, что это не стоит внимания и не достойно, чтобы о нем говорить».

Далее механизм распространения слухов действует уже почти автоматически: «На Руси же общества низшие очень  любят поговорить о сплетнях, бытующих в обществах высших, а потому начали об этом говорить в таких домишках, где даже в глаза не видывали и не знали Чичикова, пошли прибавлениями еще большие пояснения. Сюжет становился ежеминутно занимательнее, принимал с каждым днем все более окончательные формы...» [3].

Циркуляция слуха стремительно нарастала, едва не превратив смешное предположение в глубокое убеждение горожан. Успеху распространения данного слуха способствовала социально-политическая обстановка в Европе и России того времени. Ситуация делала судьбу Наполеона актуальной и интересной для россиян. Собственно, по городу распространялся слух о Наполеоне, а совсем не о Чичикове — последний выступал лишь качестве «информационного повода».

Распространению слуха способствовал  сложившийся к этому времени дефицит всякой информации: «город N уже давно не получал никаких совершенно вестей... что, как известно, для города то же, что своевременный подвоз съестных припасов».

Помимо уже названных основных условий, возникновению и распространению  слухов содействует также ряд дополнительных. К ним относятся уровень эмоционального напряжения в общности, в которой возникает слух, и связанная с этим потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения. Потребность в регуляции эмоциональных состояний является условием формирования масс. Это относится и к их информационному поведению.

По мнению Р. Л. Росноу, специально занимавшегося исследованием психодинамики  слухов, слухи как особый информационный феномен играют сильную эмоционально-облегчающую и «очищающую», почти катарсическую роль [7].

Считается, что хоть иногда желание посудачить посещает каждого человека. Кто-то, таким образом, собирает недостающую информацию, кто-то ищет потенциальных союзников, кто-то самоутверждается или развлекается. По мнению психологов, к распространению сплетен и слухов более склонны люди тревожные, беспокойные, не очень уверенные в себе. Если же говорить о рабочей среде, то любителями поучаствовать в различных пересудах чаще всего становятся новички — для них это своеобразный способ адаптации к незнакомой обстановке. Обмен слухами позволяет получить информацию о новом коллективе и одновременно приобщиться к его неформальной жизни, почувствовать себя своими.

При помощи слухов происходит адаптация к изменениям реальности. Дело в том, что общество всегда находится в развитии, изменении, и в результате некоторые новые события не могут быть объяснены с позиции уже сложившихся концепций. Подобное положение вещей заставляет людей искать новые пути объяснения и понимания событий. Посредством передачи и обсуждения слухов и происходит процесс адаптации к новым реалиям. Слухи, таким образом, являются одним из способов коллективного взаимодействия, ориентированного на решение проблемы. Особенно вероятно возникновение слухов в ситуациях катастроф и социальных волнений. Слухи — это заменитель новостей, или, точнее, — это новости, которым не нашлось места в официальных средствах информации [4].

У отдельной личности слухи могут  уменьшать эмоциональное напряжение, давая для него своеобразную отдушину; однако в отдельных случаях слухи  не только не приводят к снижению напряжения и беспокойства, но еще больше провоцируют  их. Слухи помогают также избавляться от неопределенности, достраивать неполную картину реальности. Обсуждение слухов может служить и целям развлечения, приятного времяпрепровождения. Воздействие слухов на групповом уровне проявляется в виде поддержания групповых или классовых границ: члены определенной социальной группы при помощи слухов подчеркивают различия между собой и "чужими", что способствует формированию групповой идентичности. Слухи выполняют функцию "социального барометра", выступая индикатором социального климата группы. Они как бы выражают мнение группы по определенному вопросу, напоминая членам группы, какую позицию им следует занимать по данному вопросу.

На общесоциальном уровне слухи  служат различным целям. Они применяются  в качестве "пробного шара": запуская соответствующий слух, выясняется, кто и как будет реагировать на его содержание. Зная, какую реакцию он вызывает, можно соответствующим образом спланировать будущие действия. Используются слухи и для дискредитации политических или иных оппонентов в глазах большинства населения. Например, Николай Гульбинский писал о том, как в свое время известный политик А. Собчак заявлял следующее: «Я располагаю достоверными фактами о том, как создавалась партия Жириновского…», «Грядет многопартийность, мы должны опередить события, — в таком духе высказался на заседании Политбюро М. Горбачев. — Мы должны сами создать первую альтернативную партию, но такую, чтобы она была управляемой «…КГБ, как всегда, справился с такой задачей — нашел в составе резерва человека в чине капитана, с фамилией, ныне широко известной…»

Неизвестно откуда была взята А. Собчаком эта информация, так как  по действовавшему в КГБ правилу, все дела на секретных агентов  должны были быть немедленно ликвидированы  в том случае, если они становились депутатами. Но в данном случае информация стала «гулять» по всем СМИ, и нацелена была на дискредитацию партии Жириновского.

Особенно часто такие слухи  возникают в период проведения предвыборных кампаний. Слухи употребляются для компрометации союзников по политическому движению или партии.  А так же для развлечения аудитории. Иногда в форме слуха преподносится юмористический материал. Например, в деревнях под Орлом распространен экстремальный отдых для богатых. «Крутые» дядьки бесплатно отправляют пенсионеров на Канары, а сами целый месяц живут в их хатах и ухаживают за коровами. Власти намерены отстреливать ворон, так как последние отнимают еду у бомжей [4].

При помощи слухов можно провоцировать  население на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих сторон. Речь может идти о массовых беспорядках, забастовках, ажиотажном спросе на продукты и тому подобных акциях. Например, после произошедшего 11 марта мощного землетрясения в Японии из-за отказа системы охлаждения на АЭС "Фукусима-1" произошли несколько взрывов и возгораний на энергоблоках. В результате инцидентов на АЭС произошла утечка радиации в атмосферу.  И как сообщали источники,  Роспотребнадзор заявил, что в сторону Камчатки движется радиоактивное облако. Вследствие этого на Дальнем Востоке началось массовое приобретение йода. Появился ажиотаж вокруг спроса на дозиметры и йодосодержащие препараты. На территории Дальнего Востока появились компании, которые начали продавать дозиметры в пять раз дороже, чем они стоят на самом деле.  Но по заявлению начальника главного управления МЧС РФ по Камчатскому краю Анатолия Плевако никакое облако радиационных частиц в сторону Камчатки не движется, радиационный фон в крае в норме.

Таким образом, слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе информационно-психологического противодействия политических, военных и других сил, могут стать камнем преткновения, если не знать, как правильно их использовать. Слухи могут приносить пользу, а могут нанести непоправимый ущерб. В руках профессионала слухи  — это надежное и острое  оружие. Однако они становятся не страшны, когда мы знаем, как им противодействовать [5].

Литература

  1. Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. — СПб.: Питер, 2003.
  2. Бурдье П., Шампань П. Опыт словаря нового мышления // Общественное мнение. М., 1989. С. 217–220.
  3. Гоголь Н. В. Собр. соч. в 4 тт. — Т. 3. М., 1999. — С. 201, 203, 223.
  4. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Политическая коммуникация. Ростов н/Д, 1998.
  5. Караяни А.И. Слухи как средство информационно-психологического противодействия // Психологический журнал.  2003. Т. 24, № 6.
  6. Китов А.И. Личность и перестройка: заметки психолога. М., 1990.
  7. Ольшанский Д.В.  Политическая психология, М. 2002.
  8. Потеряхин А. Л. Психология слухов. – Черновцы, 2000.
  9. Почепцов Г.Г., Теория коммуникации. – М.: Центр, 1998 – 352с.
  10. Почепцов Г.Г., Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. – М.: Центр, 1998 – 352с.
  11. Социальная психология. Краткий очерк / Под общ. ред. Предвечного Г. П. и Шерковина Ю. А. — М.: Политиздат, 1975.
  12. Xолл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцерской символической философии. Новосибирск 1992. С. 415.
  13. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.

 

     


Информация о работе Слухи как явление современного мира