Смысл как основная потребность человека в теории В.Франкла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Проблема смысла жизни поднимается на каждом новом историческом этапе и в сознании каждого размышляющего о бытии человека. Человек - единственный среди живых существ - способен объективировать собственное бытие и вместе с тем осознавать конечность всякого существования. Вопрос о смысле жизни, являясь глубинной основой человеческой мотивации, теснейшим образом связан с пониманием специфики человеческого существования, его природы и сущности.

Содержание работы

1. Введение
2. Проблема смысла жизни человека по Франклу
3. Понятие "экзистенциального вакуума"
4. Виды смыслов по Франклу: ценности
5. Учение Франкла о свободе воли
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная работа Теория личности.docx

— 29.89 Кб (Скачать файл)

Второе уточнение касается связи "ценности" и "смысла". Фрейд провозгласил первичность удовольствия и потому вынужден был выводить из удовольствия даже религиозные потребности. Франкл объявил первичным смысл, и потому ценностью у него может быть только то, что имеет смысл. Однако различные психические механизмы (возникшие на различных этапах эволюции) действительно различны, и нет необходимости сводить их друг к другу. А потому, принимая определение ценности как "субъективно значимого", мы можем заметить, что различные ценности могут быть значимы для людей потому, что удовлетворяют различные их потребности, а не только потребность в смысле. Значит, не всякая ценность может служить в качестве смысла. Основной критерий различия при этом, на наш взгляд, следующий. Выше указывалось, что смысл есть субъективное восприятие некоторого объективного результата нашего существования (то, что останется, даже если нас вдруг не станет). Значит, такие сугубо субъективные категории как "переживание" и "отношение" под это определение не попадают.

Наибольшие практические результаты и достижения логотерапии связаны как раз с ценностями отношения, с нахождением людьми смысла своего существования в ситуациях, представляющихся безвыходными и бессмысленными. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок - обращение к ним оправдано, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

В отношении субъективности восприятия счастья, Франкл замечает: "Я сомневаюсь, что врач может ответить на этот вопрос одной общей фразой, так как смысл жизни различается от человека к человеку, изо дня в день, от часа к часу. Поэтому важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени. Постановку вопроса о смысле жизни, когда он задан вообще, можно сравнить с вопросом, поставленным перед чемпионом по шахматам: "Скажите, учитель, какой самый хороший ход в мире?" Просто не существует такой вещи, как наилучший или просто хороший ход, в отрыве от конкретной игровой ситуации, в отрыве от конкретной личности противника. То же самое справедливо и в отношении человеческого существования. Мы не должны искать абстрактного смысла жизни. У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации. Человеческую жизнь поэтому нельзя переместить с места на место, жизнь конкретного человека неповторима. Итак, задача каждого - единственна, как единственны и специфические возможности ее существования.

Логотерапия видит в ответственности перед жизнью самую сущность человеческого существования" [1; С.126].

Утверждая уникальность и неповторимость смысла жизни для каждого человека, Франкл тем не менее отвергает некоторые из "философий жизни". Так, смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние субъекта.

5. Учение Франкла о свободе воли

Основной тезис учения Франкла о свободе воли гласит: человек способен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами. Признавая очевидную детерминированность человеческого поведения, Франкл отрицает его пандетерминированность. Франкл говорит о свободе человека по отношению к своим влечениям, к наследственности и к факторам и обстоятельствам внешней среды.

Свобода по отношению к влечениям проявляется в возможности сказать им "нет", принять или отвергнуть их. Свобода человека по отношению к внешним обстоятельствам хотя и не беспредельна, но существует, выражаясь в возможности занять по отношению к ним ту или иную позицию. Тем самым само влияние обстоятельств на человека опосредуется позицией человека по отношению к ним.

Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, локализованными в поэтическом измерении и не испытывающими детерминирующих воздействий внешних факторов.

Важным вопросом учения о свободе воли является вопрос, для чего человек обладает свободой. По Франклу, это свобода взять на себя ответственность за свою судьбу, свобода слушать свою совесть и принимать решения о своей судьбе. Это свобода изменяться, свобода от того, чтобы быть именно таким, и свобода стать другим. Франкл определяет человека как существо, которое постоянно решает, чем он будет в следующий момент. Свобода, таким образом, это не то, что он имеет, а то, что он есть.

Акт принятия решения за себя - проявление не только свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности, вырождается в произвол. Эта ответственность сопряжена с бременем выбора человеком, какие таящиеся в мире и в нем самом возможности заслуживают реализации, а какие нет. Это ответственность человека за аутентичность его бытия, за правильное нахождение и реализацию им своего смысла жизни. По сути, это ответственность человека за свою жизнь. Проблема ответственности является узловой проблемой логотерапии.

Заключение

Основная проблема, которая явилась поводом к написанию рассмотренной нами книга В. Франкла явилась проблема утраты людьми смысла жизни, которая была актуальной не только для одной страны или нескольких стран, а для всего общества в целом. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал в 50-60 гг. все более широкое распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако, никому не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые принесла новая эпоха.

Созданная Франклом теория логотерапии и экзистенционального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений не природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. В своей теории Франкл выделяет три основных части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Говоря о сущности познания, Франкл отмечает: "Объявляя, что человек - творец ответственности и должен актуализировать потенциальный смысл в своей жизни, я хотел подчеркнуть, что истинный смысл жизни можно скорее найти в мире, чем внутри человека или внутри его психики, даже если бы она была закрытой системой. Человеческое существование есть скорее самотрансценденция, нежели самоактуализация. Самоактуализация не может быть возможной целью еще и по той простой причине, что чем больше человек будет за нее бороться, тем больше он будет ее терять, так как только в той степени, в которой человек отдает себя осуществлению своего жизненного смысла, он также и актуализирует, проявляя, себя. Другими словами, самоактуализация не может быть достигнута, если она замыкается на саму себя. Она достижима только тогда, когда является побочным эффектом самотрансценденции" [1; С.134].

Согласно логотерапии, мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями:

1) совершая дело (подвиг);

2) переживая ценности;

3) путем страдания.

Таким образом, формулируя основной тезис учения о стремлении к смыслу, нужно отметить, что человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным.

Список литературы

  1. Виктор Франкл. Поиск смысла жизни и логотерапия. /Психология личности. Сборник, М., МГУ, 1982, с.118-126.

  1. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: / Общ. ред. Л.Я. Гозмана. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

  1. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности/ Рос. акад. наук. Ин-т психологии: М.: Ин-т психологии РАН, - 1996. - 224с.

  1. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. Учебно-справочное пособие. - М.: Бизнес-школа. Интел-Синтез. - 1998, - 238 с.

  1. Лэнге А. Виктор Франкл - поверенный человечности // Вопросы психологии. - 2005. - №3, С.107 - 111.

  1. Братусь Б.С. Несмотря ни на что - сказать жизни "да" (уроки Виктора Франкла) // Вопросы психологии. - 2005. - №3, С.112 - 121.

 


Информация о работе Смысл как основная потребность человека в теории В.Франкла