Смысложизненные ориентации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - изучить смысложизненные ориентации человека в ᴨȇриод ранней взрослости, объект –смысловая сфера личности человека в период ранней взрослости.
В данной работе выдвигается следующая гипотеза: в период ранней взрослости установлены четкие цели в жизни людей данной возрастной категории.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Понятие смысложизненных ориентаций 5
1.1 Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни 5
1.2 Основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций 10
1.3 Особенности ᴨȇриода ранней взрослости 13
Глава 2 Исследование смысложизненных ориентаций 16
2.1 Проблема смысла жизни в психологии 16
2.2 Исследование смысложизненных ориентаций человека в период ранней взрослости 19
Заключение 24
Библиографический список 25

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 61.49 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                       3                                              

Глава 1  Понятие смысложизненных ориентаций                                    5

1.1 Смысложизненные ориентации  как субъективные составляющие  феномена смысла жизни                                                                                         5

1.2 Основные подходы к  изучению смысложизненных ориентаций   10

1.3 Особенности ᴨȇриода ранней взрослости                                        13

Глава 2 Исследование смысложизненных ориентаций                         16

2.1 Проблема смысла жизни в психологии                                             16

2.2 Исследование смысложизненных ориентаций человека в период ранней взрослости                                                                                                 19

Заключение                                                                                                24

Библиографический список                                                                      25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших качеств, объединяющих всех людей является психологическая устойчивость их личности. Под психологической устойчивостью мы понимаем сочетание единства, постоянства личности и ее изменчивости, развития. Что же придает структуре личности стабильность и возможность сопротивляться внешним экстремальным воздействиям? Что стимулирует и обусловливает развитие личности? С нашей точки зрения таким генеральным фактором являются смысложизненные ориентации (термин был предложен Д.А.Леонтьевым).

Под смысложизненными ориентациями мы понимаем наличие целей в жизни, интереса к жизни, жизненных принципов и убеждений, характер отношения к людям, к своей профессиональной деятельности, к жизни и смерти, наконец, осознание смысла своей жизни и стремление к его реализации. С одной стороны, одна ситуация в жизни человека может оказывать существенное влияние на коррекцию  смысложизненных  ориентаций, поскольку над вопросом о смысле жизни, об истинных жизненных ценностях люди чаще всего задумываются в моменты сильного переживания, например, «столкновений» со смертью в любом ее проявлении. С другой стороны, исходная несформированность смысложизненных ориентаций при воздействии стрессогенных факторов может привести к возникновению у человека травматического стресса, спровоцировать кризисную ситуацию, в том числе - экзистенциального характера (9).

Таким образом, очевидна необходимость и актуальность исследования смысложизненных ориентаций как сферы внутреннего мира личности.

Предметом исследования данной курсовой работы является специфика смысложизненных ориентаций в период раннего взросления.

Цель данного исследования - изучить смысложизненные ориентации человека в ᴨȇриод ранней взрослости, объект –смысловая сфера личности человека в период ранней взрослости.

В данной работе выдвигается следующая гипотеза: в период ранней взрослости установлены четкие цели в жизни людей данной возрастной категории.

В ходе работы должны быть достигнуты следующие задачи:

- выявить путем исследования  показатель осмысленности жизни (ОЖ) у представителей возрастной  группы 18-25 лет;

- выявить показатель цели  жизни в сравнении с показателями  осмысленности жизни (ОЖ).

В данной работе использовался метод эмпирического исследования смысложизненных ориентаций  в период ранней взрослости; метод тестирования  и обобщения выявленных результатов; а так же метод статистической обработки полученной информации.

Актуальность этого исследования имеет практическую значимость, прежде всего, для тех участников, которые приняли участие в исследовании. Оно поможет им лучше узнать и понять себя в такой важнейшей области, как смысложизненная и ценностная ориентация. Таким образом, практическая значимость заключается в повышении личной эффективности участников через осмысление своих ценностных и смысложизненных ориентаций.

Для психологов-практиков, помогающих осознать клиенту его возможности дальнейшего развития, его ценностные и смысложизненные ориентации, новизна и практическая значимость исследования заключается в предложении использовать в работе с клиентами показатель состояния личного кода человека: соотношения воли/эмоций/разума и их гармоничного взаимодействия между собой, учитывать особенности ценностных и смысложизненных ориентаций для разных возрастных групп клиентов, а главное работать с ориентиром на приближение клиента к духовному гармоничному развитию.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

 

 

    1. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни

 

Тема  смысла  жизни  относится  к  вечным  экзистенциальным  проблемам  человечества  и  находится  в  поле  зрения  философов  и  богословов  на  протяжении  всей  истории  человечества.  Процессы  обретения  личностью  смысла  своего  бытия,  влияние  этого  фактора  на  жизнь  человека  являются  актуальным  предметом  изучения  психологической  науки.  В  качестве  ответа  на  вопрос  о  смысле  жизни  выдвигаются  различные  мировоззренческие  концепции,  и  пока  существует  многообразие  философских,  религиозных  и  идеологических  систем,  вряд  ли  может  быть  найден  однозначный  ответ  на  него.

Часто  человек  избегает  необходимости  поиска  ответа  на  этот  важнейший  вопрос,  уходя  в  каждодневные  заботы,  но  это  не  значит,  что  хотя  бы  на  склоне  лет  проблема  смысла  жизни  не  встанет  перед  ним  со  всей  обескураживающей  прямотой.

В  современной  отечественной  психологии  смысл  жизни  рассматривается  как  регулятивное  понятие,  присущее  всякой  развитой  мировоззренческой  системе,  которое  оправдывает  и  истолковывает  свойственные  этой  системе  моральные  нормы,  показывает,  во  имя  чего  необходима  предписываемая  ими  деятельность  (2).

В.Э.  Чудновский  определяет  смысл  жизни  как  «идею,  содержащую  в  себе  цель  жизни  человека,  «присвоенную»  им  и  ставшую  для  него  ценностью  чрезвычайно  высокого  порядка,  потеря  которой  может  привести  к  решению  человека  покончить  со  своим  существованием  на  земле»  [4,  с.  215].

Проблема  категории  «смысла»,  несмотря  на  отсутствие  единообразного  подхода  к  его  пониманию  и  изучению,  наиболее  детально  разработана  Д.А.  Леонтьевым.  По  его  мнению,  смысл  это  «отношение  между  субъектом  и  объектом  или  явлением  действительности,  которое  определяется  местом  объекта  (явления)  в  жизни  субъекта,  выделяет  этот  объект  (явление)  в  образе  мира  и  воплощается  в  личностных  структурах,  регулирующих  поведение  субъекта  по  отношению  к  данному  объекту  (явлению)»  [3,  с.  114].

Взаимосвязь  личности,  смысла  и  деятельности  показана  во  введенном  А.Н.  Леонтьевым  в  1947  году  понятии  личностного  смысла  («значения для меня»),  определяемого  им  как  индивидуализированное  отражение  действительного  отношения  личности  к  тем  объектам,  ради  которых  развертывается  ее  деятельность,  осознаваемое  как  «значение для меня»  усваиваемых  субъектом  безличных  знаний  о  мире,  включающих  понятия,  умения,  действия  и  поступки,  совершаемые  людьми,  социальные  нормы,  роли,  ценности  и  идеалы  [1].

Д.А.  Леонтьев  выделяет  шесть  видов  смысловых  структур,  считая  их  превращенными  формами  жизненных  отношений  субъекта,  которые  составляют  три  иерархических  уровня  смысловой  регуляции  жизнедеятельности  личности.

Личностные  смыслы  и  смысловые  установки  конкретной  деятельности,  образуют,  по  его  мнению,  первый  иерархический  уровень  смысловой  регуляции.  Мотивы,  смысловые  конструкты  и  диспозиции  образуют  второй  уровень.  Третий  и  наивысший  уровень  систем  смысловой  регуляции  образуют  ценности,  выступающие  смыслообразующими  по  отношению  ко  всем  остальным  структурам.

Кроме  этого  Д.А.  Леонтьевым  вводится  термин  «смысловые  ориентации»,  которые  также разделяются  на  два  уровня. 

Во-первых,  к  уровню  самых  общих  смысловых  ориентаций  относятся  такие  психологические  образования  как  потребности,  личностные  ценности,  мировоззрение,  смысл  жизни  и  самоотношение.  Они  отвечают  за  критические  процессы  изменения  смысловых  ориентаций  путем  свободного  выбора  или  направленной  на  себя  рефлексии  и  определяют  линии  развития  смысловой  сферы. 

Во-вторых,  это  смысловой  уровень,  —  отношения  личности  с  миром,  взятые  с  их  содержательной  стороны,  то,  что  обозначается  понятием  «внутренний  мир  человека».  Здесь  осуществляется  «производство  смысловых  ориентаций»  в  процессе  реальной  жизнедеятельности  человека,  реализации  его  отношений  с  миром.

Итак,  дадим  однозначное  определение  понятий,  формирующих  идейно-мотивационную  структуру  личности. 

Смысл  жизни  —  это  избираемая  личностью  наивысшая  ценность  или  главенствующая  идея,  служению  которой  человек  готов  посвятить  свою  жизнь.  Обретение  смысла  жизни  становится  результирующей  и  направляющей  идеей  сознательной  деятельности  личности.  Эта  идея  (сознательный  выбор  наивысшей  жизненной  ценности)  формируется  в  процессе  развития  личности  под  воздействием  множества  факторов,  среди  которых  выделяются  индивидуально-личностные  и  социально  обусловленные  детерминанты.  В  свою  очередь,  сама  идея  о  смысле  жизни  является  детерминантой  формирования  смысложизненных  ориентаций  как  подчинённых  мотивационных  тенденций  в  смысловой  сфере  психологии  личности. 

Таким  образом,  основная  мотивирующая  идея  о  смысле  жизни  личности  и  ее  смысложизненные  ориентации  и  ценности  находятся  во  взаимозависимости  и  функционируют  совместно  как  части  единой  иерархической  смысло-ценностной  структуры.  В  этой  структуре  формирование  смысла  жизни  невозможно  вне  влияния  потребностей,  ценностей  и  ориентаций  нижестоящего  уровня,  которые,  в  свою  очередь,  также  отчасти  детерминированы  сверху,  то  есть  сформированы  под  влиянием  главенствующей  идеи  о  смысле  жизни.  Смысл  жизни  как  наивысшая  ценности  или  главенствующая  мотивационная  тенденция  стоит  во  главе  этой  динамической  системы,  способной  меняться  во  времени. 

Смысложизненные  ценности  —  это  субъективно  выбранные  материальные  и  нематериальные  ценности,  реализация  которых  является  одновременно  детерминантом  и  функцией  смысла  жизни  личности.

Таким  образом,  смыслом  жизни  предопределены  смысложизненные  ценности  человека.  Однако  эти  ценности,  как  и  ценности,  формируемые  под  воздействием  иных  факторов  (физиологических,  социальных  и  др.),  оказывают  влияние  на  выбор  личностью  смысла  своей  жизни.

Смысл  жизни  отражает  жизненную  концепцию  человека,  осознанный  и  обобщенный  принцип  его  жизни,  его  жизненную  цель.  Смысл  жизни  выводится  из  мировоззрения  и  определяет  систему  убеждений  и  взглядов  на  мир,  на  место  в  нем,  на  отношение  к  окружающей  действительности,  к  самому  себе,  которые  стали  его  внутренним  достоянием. 

Мировоззрение  есть  общее  понимание  природы,  общества,  человеческих  отношений  и  ценностное  отношение  к  ним  и  включает  в  себя  жизненные  принципы,  определяющие  характер  деятельности  человека,  его  взаимоотношения  с  другими,  жизненные  устремления.

Вектором,  задающим  направление,  по  которому  идет  развитие  «я»  в  сторону  обретения  смысла  жизни  как  вершины  человеческого  бытия,  является  такое  динамическое  образование  как  смысложизненные  ориентации.

Смысложизненная  ориентация  —  это  состояние  направленности  личности  на  достижение  смысложизненных  ценностей  и  смысла  жизни.  Вектор  этой  направленности  формирует  текущие  задачи,  деятельность  личности  и  в  конечном  итоге  влияет  на  отношение  к  окружающему  миру,  характер,  поведение  и  т.д.

Система  смысловых  отношений  человека  внутренне  связана  с  ценностными  ориентациями  личности.  Самобытность  человека  выражается  относительно  основных  ценностей  культурной,  духовной,  общественной  жизни.  Ответ  на  вопрос:  ради  чего?  —  предполагает  определение  ценностного  отношения,  лежащего  в  основе  действия,  поступка,  деятельности,  всей  жизни  в  целом.

Смысложизненные  ориентации  не  исчерпываются  одной,  хотя  бы  и  очень  важной  идеей,  жизненной  целью,  а  представляет  собой  структурную  иерархию  «больших»  и  «малых»  смыслов.  Иерархия  смысложизненных  ориентаций  человека  относится  к  особым  образом  организованным  целостным  многоуровневым  системам,  включающим  в  себя  целый  ряд  различных  смысловых  структур.

Как  пишет  В.Э.  Чудновский,  смысложизненные  ориентации  —  проявление  высокого  уровня  сформированности  направленности  личности,  иными  словами  —  «смысложизненной  направленности  личности»,  то  есть  такой  структуры  личности,  в  которой  ведущее  место  занимают  мотивы  поиска  человеком  смысла  своего  существования,  построения  своей  судьбы  [5].

Информация о работе Смысложизненные ориентации