Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2015 в 12:35, курсовая работа
Цель данного исследования - изучить смысложизненные ориентации человека в ᴨȇриод ранней взрослости, объект –смысловая сфера личности человека в период ранней взрослости.
В данной работе выдвигается следующая гипотеза: в период ранней взрослости установлены четкие цели в жизни людей данной возрастной категории.
Введение 3
Глава 1 Понятие смысложизненных ориентаций 5
1.1 Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни 5
1.2 Основные подходы к изучению смысложизненных ориентаций 10
1.3 Особенности ᴨȇриода ранней взрослости 13
Глава 2 Исследование смысложизненных ориентаций 16
2.1 Проблема смысла жизни в психологии 16
2.2 Исследование смысложизненных ориентаций человека в период ранней взрослости 19
Заключение 24
Библиографический список 25
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Понятие смысложизненных
ориентаций
1.1 Смысложизненные ориентации
как субъективные составляющие
феномена смысла жизни
1.2 Основные подходы к
изучению смысложизненных
1.3 Особенности ᴨȇриода ранней
взрослости
Глава 2 Исследование смысложизненных
ориентаций
2.1 Проблема смысла жизни в психологии
2.2 Исследование смысложизненных
ориентаций человека в период ранней взрослости
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших качеств, объединяющих
всех людей является психологическая
устойчивость их личности. Под психологической
устойчивостью мы понимаем сочетание
единства, постоянства личности и ее изменчивости,
развития. Что же придает структуре личности
стабильность и возможность сопротивляться
внешним экстремальным воздействиям?
Что стимулирует и обусловливает развитие
личности? С нашей точки зрения таким генеральным
фактором являются смысложизненные
Под смысложизненными
Таким образом, очевидна необходимость и актуальность исследования смысложизненных ориентаций как сферы внутреннего мира личности.
Предметом исследования данной курсовой работы является специфика смысложизненных ориентаций в период раннего взросления.
Цель данного исследования - изучить смысложизненные ориентации человека в ᴨȇриод ранней взрослости, объект –смысловая сфера личности человека в период ранней взрослости.
В данной работе выдвигается следующая гипотеза: в период ранней взрослости установлены четкие цели в жизни людей данной возрастной категории.
В ходе работы должны быть достигнуты следующие задачи:
- выявить путем исследования показатель осмысленности жизни (ОЖ) у представителей возрастной группы 18-25 лет;
- выявить показатель цели
жизни в сравнении с
В данной работе использовался метод эмпирического исследования смысложизненных ориентаций в период ранней взрослости; метод тестирования и обобщения выявленных результатов; а так же метод статистической обработки полученной информации.
Актуальность этого исследования имеет практическую значимость, прежде всего, для тех участников, которые приняли участие в исследовании. Оно поможет им лучше узнать и понять себя в такой важнейшей области, как смысложизненная и ценностная ориентация. Таким образом, практическая значимость заключается в повышении личной эффективности участников через осмысление своих ценностных и смысложизненных ориентаций.
Для психологов-практиков, помогающих осознать клиенту его возможности дальнейшего развития, его ценностные и смысложизненные ориентации, новизна и практическая значимость исследования заключается в предложении использовать в работе с клиентами показатель состояния личного кода человека: соотношения воли/эмоций/разума и их гармоничного взаимодействия между собой, учитывать особенности ценностных и смысложизненных ориентаций для разных возрастных групп клиентов, а главное работать с ориентиром на приближение клиента к духовному гармоничному развитию.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Тема смысла жизни относится к вечным экзистенциальным проблемам человечества и находится в поле зрения философов и богословов на протяжении всей истории человечества. Процессы обретения личностью смысла своего бытия, влияние этого фактора на жизнь человека являются актуальным предметом изучения психологической науки. В качестве ответа на вопрос о смысле жизни выдвигаются различные мировоззренческие концепции, и пока существует многообразие философских, религиозных и идеологических систем, вряд ли может быть найден однозначный ответ на него.
Часто человек избегает необходимости поиска ответа на этот важнейший вопрос, уходя в каждодневные заботы, но это не значит, что хотя бы на склоне лет проблема смысла жизни не встанет перед ним со всей обескураживающей прямотой.
В современной отечественной психологии смысл жизни рассматривается как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность (2).
В.Э. Чудновский определяет смысл жизни как «идею, содержащую в себе цель жизни человека, «присвоенную» им и ставшую для него ценностью чрезвычайно высокого порядка, потеря которой может привести к решению человека покончить со своим существованием на земле» [4, с. 215].
Проблема категории «смысла», несмотря на отсутствие единообразного подхода к его пониманию и изучению, наиболее детально разработана Д.А. Леонтьевым. По его мнению, смысл это «отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [3, с. 114].
Взаимосвязь личности, смысла и деятельности показана во введенном А.Н. Леонтьевым в 1947 году понятии личностного смысла («значения для меня»), определяемого им как индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы [1].
Д.А. Леонтьев выделяет шесть видов смысловых структур, считая их превращенными формами жизненных отношений субъекта, которые составляют три иерархических уровня смысловой регуляции жизнедеятельности личности.
Личностные смыслы и смысловые установки конкретной деятельности, образуют, по его мнению, первый иерархический уровень смысловой регуляции. Мотивы, смысловые конструкты и диспозиции образуют второй уровень. Третий и наивысший уровень систем смысловой регуляции образуют ценности, выступающие смыслообразующими по отношению ко всем остальным структурам.
Кроме этого Д.А. Леонтьевым вводится термин «смысловые ориентации», которые также разделяются на два уровня.
Во-первых, к уровню самых общих смысловых ориентаций относятся такие психологические образования как потребности, личностные ценности, мировоззрение, смысл жизни и самоотношение. Они отвечают за критические процессы изменения смысловых ориентаций путем свободного выбора или направленной на себя рефлексии и определяют линии развития смысловой сферы.
Во-вторых, это смысловой уровень, — отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то, что обозначается понятием «внутренний мир человека». Здесь осуществляется «производство смысловых ориентаций» в процессе реальной жизнедеятельности человека, реализации его отношений с миром.
Итак, дадим однозначное определение понятий, формирующих идейно-мотивационную структуру личности.
Смысл жизни — это избираемая личностью наивысшая ценность или главенствующая идея, служению которой человек готов посвятить свою жизнь. Обретение смысла жизни становится результирующей и направляющей идеей сознательной деятельности личности. Эта идея (сознательный выбор наивысшей жизненной ценности) формируется в процессе развития личности под воздействием множества факторов, среди которых выделяются индивидуально-личностные и социально обусловленные детерминанты. В свою очередь, сама идея о смысле жизни является детерминантой формирования смысложизненных ориентаций как подчинённых мотивационных тенденций в смысловой сфере психологии личности.
Таким образом, основная мотивирующая идея о смысле жизни личности и ее смысложизненные ориентации и ценности находятся во взаимозависимости и функционируют совместно как части единой иерархической смысло-ценностной структуры. В этой структуре формирование смысла жизни невозможно вне влияния потребностей, ценностей и ориентаций нижестоящего уровня, которые, в свою очередь, также отчасти детерминированы сверху, то есть сформированы под влиянием главенствующей идеи о смысле жизни. Смысл жизни как наивысшая ценности или главенствующая мотивационная тенденция стоит во главе этой динамической системы, способной меняться во времени.
Смысложизненные ценности — это субъективно выбранные материальные и нематериальные ценности, реализация которых является одновременно детерминантом и функцией смысла жизни личности.
Таким образом, смыслом жизни предопределены смысложизненные ценности человека. Однако эти ценности, как и ценности, формируемые под воздействием иных факторов (физиологических, социальных и др.), оказывают влияние на выбор личностью смысла своей жизни.
Смысл жизни отражает жизненную концепцию человека, осознанный и обобщенный принцип его жизни, его жизненную цель. Смысл жизни выводится из мировоззрения и определяет систему убеждений и взглядов на мир, на место в нем, на отношение к окружающей действительности, к самому себе, которые стали его внутренним достоянием.
Мировоззрение есть общее понимание природы, общества, человеческих отношений и ценностное отношение к ним и включает в себя жизненные принципы, определяющие характер деятельности человека, его взаимоотношения с другими, жизненные устремления.
Вектором, задающим направление, по которому идет развитие «я» в сторону обретения смысла жизни как вершины человеческого бытия, является такое динамическое образование как смысложизненные ориентации.
Смысложизненная ориентация — это состояние направленности личности на достижение смысложизненных ценностей и смысла жизни. Вектор этой направленности формирует текущие задачи, деятельность личности и в конечном итоге влияет на отношение к окружающему миру, характер, поведение и т.д.
Система смысловых отношений человека внутренне связана с ценностными ориентациями личности. Самобытность человека выражается относительно основных ценностей культурной, духовной, общественной жизни. Ответ на вопрос: ради чего? — предполагает определение ценностного отношения, лежащего в основе действия, поступка, деятельности, всей жизни в целом.
Смысложизненные ориентации не исчерпываются одной, хотя бы и очень важной идеей, жизненной целью, а представляет собой структурную иерархию «больших» и «малых» смыслов. Иерархия смысложизненных ориентаций человека относится к особым образом организованным целостным многоуровневым системам, включающим в себя целый ряд различных смысловых структур.
Как пишет В.Э. Чудновский, смысложизненные ориентации — проявление высокого уровня сформированности направленности личности, иными словами — «смысложизненной направленности личности», то есть такой структуры личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска человеком смысла своего существования, построения своей судьбы [5].