Социализация и интеграция детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Социализация детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Освоение социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).

Файлы: 1 файл

Вопрос 30.docx

— 17.69 Кб (Скачать файл)

Вопрос 30. Социализация и интеграция детей с отклонениями в развитии

Социализация — становление  личности — процесс усвоения индивидом  образцов поведения, психологических  установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему  успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает  накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять  определенные, жизненно важные социальные роли.

Социализация  детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Освоение социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации. Психологическая поддержка и педагогическая работа - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями  жизнедеятельности выражалось в  форме, манере обращения с ними и  в характере тех социальныхх «полок», которые им отводились. 

Нередко эти представления  можно различать во взглядах, представлениях современных людей.

1. Изоляция – существовало  мнение, что некоторые категории  лиц с отклонениями в развитии  представляют угрозу обществу (У.О., глухие, лица с психическими отклонениями). Считалось, что эти люди могут  не только быть источником  заболеваний, но и «накликать  несчастья», нанести материальный  и моральный ущерб. В следствие этого обшество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало либо было недостаточным.

2. позиция преувеличенной  заботливости – эта модель  оказывает разрушительное влияние  на развитие личности человека, на его стремления к самореализации. В рамках этой модели к человеку  подходят как к маленькому  ребенку который не взрослеет. Здесь видится только защита от плохого окружающего мира через обособление его от общества, создание комфорта, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

3. позиция социальной ценности  – предполагает наличие способностей  к образованию и развитию общество  отвечает за более полное развитие  ребенка, он тоже имеет права  и привилегии (жить, учиться, работать).

4. позиция интеграции –  означает процесс и результат  представления человеку прав  и возможностей участвовать во  всех формах социальной жизни  наравне с другими.

Под интеграцией в общество лиц с особыми общеобразовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью понимается предоставление им возможностей принимать участие во всех видах социальной жизни на равных условиях с остальными членами общества. В основе процесса интеграции лежит концепция нормализации, в которой говорится о том, что жизнь этой категории людей должна быть, как можно больше приближена к условиям жизни всего общества. Принципы нормализации на сегодняшний день закреплены следующими международными правовыми актами: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах инвалидов, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии. Это означает следующее:

1)            ребенок с аномалией в развитии  имеет право на реализацию  своих потребностей, главная из которых - потребность в любви и благоприятной для дальнейшего развития обстановке;

2)           жизнь аномального ребенка должна  быть максимально приближена  к нормальной;

3)            аномальные дети по возможности  должны воспитываться в своих  семьях;

4)           аномальные дети, какими бы тяжелыми  ни были их нарушения развития, должны получить соответствующее специальное образование.

Процесс интеграции начался  в нашей стране не так давно, лишь в 90-х гг. XX в. Проблема интегрированного обучения является главным вопросом многочисленных дискуссий. Это связано с тем, что интеграция аномальных детей в общество и в образовательный процесс имеет свои положительные и отрицательные стороны. На данный момент в России получили развитие две формы интеграции: интернальная и экстернальная. Под интернальной интеграцией подразумевается интеграция только внутри системы специального образования. Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие массового и специального образования. Но главное препятствие на пути интеграции - отсутствие готовности российских массовых школ принять детей с проблемами в развитии.

Однако в последние годы на смену понятию «интеграция» приходит понятие «включение». Этот термин в большей степени отражает современные взгляды на образование и место человека в обществе. В настоящий момент специальное образование пока еще не соответствует международным нормам, ведь оно не имеет экономической поддержки, специальных кадров. Кроме того, общество не готово в целом к интеграционным процессам и к взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Более того, закрытие специальных образовательных учреждений с целью достижения скорейшей интеграции не решит постановленных задач. Однако, как уже неоднократно было доказано специалистами, интеграция аномальных детей и подростков в общество необходима и является залогом их дальнейшей успешной жизни.

Условия успешной интеграции:

1.       готовность  общества понимать проблемы инвалидов

2.       уровень  сформированности практических и социальных навыков

3.       осознание  перспектив жизни и решения  проблем

4.       гарантия  материального обеспечения, трудоустройства,  соц.защиты


Информация о работе Социализация и интеграция детей с отклонениями в развитии