Социализация личности. Периоды ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:17, реферат

Описание работы

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. В данной работе мы подробно рассмотрим социализацию личности, её фазы и этапы.

Содержание работы

Введение
3
1. Личность и основные факторы ее развития
2. Социализация личности
2.1. Сущность процесса социализации личности
2.2. Стадии процесса социализации
4
5
5
7

Заключение
20
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 47.10 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СУДЕБНЫХ

ЭКСПЕРТИЗ И ПРАВА

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по психологии и педагогике

профессиональной  деятельности

на тему:

Социализация  личности. Периоды ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

Красноярск, 2013

 

 

             Содержание

 

Введение

3

1. Личность и основные факторы ее развития

2. Социализация личности

2.1. Сущность процесса социализации личности

2.2. Стадии процесса социализации

4

5

5

7

 

Заключение

20

Список литературы

21


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический  организм и его основной заботой  в этот момент является собственный  физический комфорт. Через некоторое  время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок  и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами  поведения и ответственностью, а  также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает  этого состояния с помощью  процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность. В данной работе мы подробно рассмотрим социализацию личности, её фазы и этапы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Личность и основные факторы ее развития

Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения  личности, так или иначе обусловливаются  двумя противоположными взглядами  на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается  в соответствии с ее врожденными  качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители  другой точки зрения полностью отвергают  врожденные внутренние черты и способности  личности, считая, что личность - это  некоторый продукт, полностью формируемый  в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В анализе личности необходимо учитывать как ее биологические особенности, так и социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: “Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальные отношений посредством активной деятельности и общения”. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Основные факторы, оказывающие  влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая  наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт. Однако главными факторами, определяющими процесс  формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в  полной мере проявляются в процессе социализации личности.

2. Социализация личности

2.1. Сущность процесса социализации личности

 

В психологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социализация – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социализации характерен прежде всего для психоанализа. Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

На основе усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и  умений, благодаря которым человек  становится дееспособным участником социального  взаимодействия. Социализация - это  процесс становления социального  «Я».

Личность и общество взаимодействуют  в процессе социализации: общество передает социально-исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает их в зависимости от своих качеств. Смыслом процесса социализации на ее ранних стациях является поиск своего социального места.

В многочисленных экспериментальных  исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает  у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влиянии. Само определение "Я-образа" зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А.Н. Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих "Я-образ". Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека (Столин, 1984). Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. "Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как "внешнюю", неизбежно заходит в тупик, становится "пустым" понятием" (Кон, 1967).

Фрейд выделял  ряд психологических механизмов социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация - это  способ осознания принадлежности к  той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее  окружение ребенка.

Имитация и идентификация  являются позитивными механизмами, поскольку нацелены на усвоение определенного  типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так  как они подавляют или запрещают  некоторые образцы поведения.

Чувства стыда и вины тесно  связаны с друг другом и почти  неразличимы, однако между ними имеются  определенные различия. Стыд обычно ассоциируется  с ощущением, что вас разоблачили  и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими  людьми. Ощущение вины связано с  внутренними переживаниями, с самооценкой  человеком своих поступков. Наказание  здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Теория «зеркального Я» американца Ч. Кули, зафиксировав воздействие на формирование личности окружающей среды, отмечает избирательный характер поведения  личностей. В зависимости от ситуации личность адаптируется к ситуации, избирая для себя определенную роль (победитель, жертва, нейтралитет). Согласно выбранной роли личностью избираются ценности, которыми она руководствуется  в процессе социализации.

 

2.2. Стадии процесса социализации.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю  в системе психологического знания (Кон, 1979). Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались  в системе фрейдизма, традиция в  определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временные рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она  касается принципиального вопроса  о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть  содержания социализации. В последние  годы на этот вопрос все чаще дается утвердительный ответ. Поэтому естественно, что в качестве стадий социализации называются не только периоды детства  и юности. Так, в отечественной  социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации  стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую (Андреенкова, 1970; Гилинский, 1971).

1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на более или менее самостоятельные периоды:

а) Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

В средние века той концепции  детства, которая характерна для  нашего времени, просто не существовало. На детей смотрели как на маленьких  взрослых. Произведения искусства и  письменные документы средневековья  изображают взрослых и детей вместе в одной социальной среде, носящих  одинаковую одежду и занятых по преимуществу одними и теми же видами деятельности. Мир волшебных сказок, игрушек  и книг, который мы считаем наиболее подходящим для детей, появился сравнительно недавно. Какие бы определения ни давали общества категории детства, социализация детей начинается на самой ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.

Большинство детей - довольно “податливый материал” в том  смысле, что они способны вырасти  и развиться во взрослых людей  самых разных типов. Диапазон детских  возможностей поистине удивителен. Например, к четвертому году жизни большинство  российских детей полностью осваивает  русский язык.

К этому времени они  уже также способны участвовать  в сложных социальных взаимодействиях  в соответствии с российскими  культурными моделями. Дети демонстрируют  общечеловеческие реакции на очень  ранних стадиях своего развития. Еще  не достигнув одного года, младенцы уже принимают участие в общественной жизни: указывают пальчиком на разные предметы - на витрину магазина, самолет, автомобиль, картинку, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых.

Таким образом дети демонстрируют  не только понимание того, что другие люди могут видеть то, что видят  они, но также уверенность, что взрослые обязательно посмотрят на то, к  чему дети проявили интерес. К двум годам кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе, т.е. у детей появляется способность представлять других людей в качестве независимых агентов. Большинство трехлеток уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких видов деятельности, связанных с ролью, что говорит о понимании ими социальной роли (ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу). В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность комбинировать игровые роли более сложным образом (ребенок представляет, что он - врач и одновременно отец). Большинство шестилетних детей могут представить, что они одновременно выполняют несколько ролей.

Информация о работе Социализация личности. Периоды ее развития