Социальная адоптация личности школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 20:27, контрольная работа

Описание работы

Цель:
Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации учащихся;
Поддержка и развитие школьных ученических объединений;
Обсуждение актуальных школьных проблем демократизации школы, социальной адаптации школьников, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта по данному направлению;

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ МОРОЗОВА.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

Факультет психологии и  педагогики

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

 

 

 

 

Социальная  адоптация личности школьника

по дисциплине «Социальная  программа в деятельности социальных служб»

 

 

 

Выполнил:

Магистр 2 года обучения

Емельянов Н.Ю.

______________________

 

Научный руководитель:

Морозова О.В.

к.п.н.  доцент

Оценка ________________

«__» ___________ 20 __ г.

_______________________

 

 

 

Омск – 2012

 

 Социальная адаптация личности школьников

                                                        

Цель:

  • Способствование формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в социализации учащихся;
  • Поддержка и развитие школьных ученических объединений;
  • Обсуждение актуальных школьных проблем демократизации школы, социальной адаптации школьников, обмен мнениями, изучение и распространение педагогического опыта по данному направлению;
  • Определение путей и способов овладения педагогами технологий проектирования и создания воспитательной системы социализации учащихся;
  • Вовлечение участников педсовета в активную продуктивную деятельность, сотрудничество.

 

Формы работы: «дерево ожиданий», «лаборатория перелетных проблем», регламентированная дискуссия, работа в микрогруппах.

 

     Своеобразие современного этапа развития  нашего общества, противоречивость социальных отношений – все это требует глубокого переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми и создания условий для их нормального социального развития.                                                                                                                                                                                                       

        В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена следующая цель образования: формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и интересах общества.

     Согласно  Стратегии государственной молодежной  политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации приоритетным направлением государственной молодежной политики является вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России. 

        Поэтому задачей педагога является объединение разных по уровню развития, интересам, способностям детей в коллектив, в котором свободное развитие  каждого является условием свободного развития коллектива. Педагогическим инструментом этого развития является социальное творчество учащихся. 

 

    Почитайте  газеты, посмотрите новости, просто  оглянитесь вокруг себя, и вы  увидите, что кругом идет конкурентная  борьба за власть, за обладание  местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было  всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно.

 

Растут требования к  выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.

Сегодня выпускник  должен быть:

- социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.

      В настоящее  время положение детей и подростков  тревожно: самоустранение родителей  от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение  детского алкоголизма, наркомании, преступности…

Стало очевидным, что  решить возникшую проблему мы можем только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио составляет школа.

Прежде чем продолжить нашу работу дальше я дам вам некоторые понятия по данной теме, так нам будет легче работать.

Общественная  жизнь школы – деятельность различных детских организаций в рамках школы, клубная, кружковая деятельность, взаимодействие детей, педагогов, родителей в процессе подготовки и реализации школьных событий.

Сотрудничество - отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.

Демократизация  школы - специальная деятельность, поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

Демократизация школы, сотрудничество учащихся, педагогов, родителей  в совместной деятельности способствует самоопределению школьников, т.е. их социализации.

  Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальное самоопределение


 

       Социальное самоопределение           Профессиональное самоопределение


Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев (и принятых данным человеком) становления личности и дальнейшая реализация себя на основе этих критериев

Это осознанный выбор индивидом  профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.

Самоопределение включает осознание  ребенком иерархии собственных потребностей (что для меня важнее всего) и осознание собственных возможностей и ограничений.


 

Условия социально-профессионального  самоопределения


 

Обеспечение включенности детей в  реальные социальные отношения, что  вызывает возникновение у них личностного отношения к деятельности.

Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, что предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

При этом важно: осознание цели и значения деятельности для личностного саморазвития; осознанность ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) деятельности.


 

       В ходе аналитической работы по реализации программы республиканской опорно-методической площадки по теме «ДОО как фактор успешного социально-профессионального самоопределения школьников» было выделено четыре уровня социально-профессионального самоопределения в зависимости от возрастного этапа становления  школьников.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возрастные  этапы становления

социально-профессионального самоопределения

Уровни 

самоопределения

Возраст

детей

Характеристика  этапа

социально-профессионального

самоопределения

Уровень

пассивного 

самоопределения

 6-11 лет

(пропедевтический этап)

1-3(4) классы

Пробуждение любви и  добросовестного отношения к  труду. Формирование умелости и трудолюбия как качеств, благодаря которым происходит приспособление человека к жизни. Возникает понимание роли труда в жизни человека и общества. Проявляется интерес к профессии ближайшего окружения. Формируется нравственная установка выбора профессии, интерес к наиболее распространенным.

Начинается осознание  своих социальных возможностей.

Уровень

зависимого

самоопределения

12 –14(15) лет

5-7 классы

Этап носит поисковую  направленность: у подростков возникают  профессиональные намерения, они постепенно осознают свои интересы, способности, общественные ценности, связанные с выбором профессии и своего места в обществе. Сознательное планирование и выбор социального и профессионального пути.

Уровень

сознательного

самоопределения

15-16 лет

8-10 классы

Период развития профессионального самосознания. У школьников появляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соотнесения общественных целей со своими идеалами, представлениями о ценностях, происходит познание реальных возможностей.

Уровень

осознанного

самоопределения

старше 16 лет

10-11 классы

Происходит уточнение  социально-профессионального статуса. Осуществляется углубленное изучение учебных предметов, к которым проявился устойчивый интерес и способности. Формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроль и коррекция профессиональных планов. Уделяется внимание способам оценки результатов, достижений в избранной деятельности. Осуществление проб в различных видах трудовой и учебной деятельности, определение жизненной перспективы (представление о том, что хотелось бы сделать в жизни).


 

Умение правильно организовать работу по социально-профессиональному самоопределению школьников с учетом их возрастных и психических особенностей способствует социальной адаптации выпускников в обществе, т.е. их социальной адаптации.

Социальный – от лат. cлова socialis – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

Адаптация – биологический  термин – приспособление организма  к условиям существования.

Социальная адаптация  – проведение индивидуального и группового поведения в соответствии с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей, осуществляется в процессе социализации.

 

      Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Вторичная – представляет собой приобретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

     В процессе социализации  и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность. Процесс социализации не завершается по достижении человеком взрослости. Это означает, что социализация никогда не завершается и никогда не бывает полной.

Социализация осуществляется через  следующие механизмы:

  • Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе;
  • Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм;
  • Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека;
  • Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей;
  • Такт – умение человека чутко относится к другим  людям;
  • Бестактность – неумение человека в общении с другими людьми проявлять уважение к их потребности и желаниям

      Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся. Но прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим  и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать.

 

   


Информация о работе Социальная адоптация личности школьника