Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 12:36, реферат
В общепринятой классификации наук психологическая наука относится к общественным наукам. Это означает, что важнейшей задачей психологических исследований выступает именно социальная задача изучения внешних и внутренних факторов становления индивидуальной психики с тем, чтобы предложить эффективные средства профилактики девиантного поведения, которое для человека как социального существа всегда является поведением асоциальным, составляющим определенную угрозу обществу.
Таким образом,
получается, что «средними невротиками»
- группой риска в отношении
асоциального поведения - является большинство
населения планеты. Решение этой
проблемы - в соответствующем регулировани
Концепции отклоняющегося поведения.
Известны многочисленные концепции отклоняющегося поведения – от биогенетических до культурно-исторических.
Авторы биогенетических концепций (начиная со Ст. Холла и З. Фрейда до Э. Торндайка, К. Бюлера, Э. Майера, А. Дженсена и А. Маслоу), отводя ведущую роль в личностном развитии человека его природно-биологическому началу, полагают, что все причины антиобщественного поведения, отклонений в поведении надо искать в биологии человека, в особых генетических структурах преступности.
Фундаментальные открытия генетики во второй половине нашего века вызвали оживление биологизаторских концепций личностного развития. Их сторонники полагают, что основные психические свойства личности как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу (Э. Торндайк и др.). Некоторые психологи делают даже вывод о том, будто аморальные черты личности у людей, одержимых “неискоренимой склонностью к бродяжничеству и воровству”, являются “роковым наследием”, передающимся вполне закономерно от поколения к поколению как любое простое телесное свойство.
Однако несмотря
на крупные успехи биологии и генетики,
современная наука не располагает
данными о существовании каких-
Акцентируя в противовес “биологизаторам” другой фактор – социальный, авторы социологизаторских концепций (Д. Ватсон и др.) полагают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие, поступок – это лишь продукт внешней стимуляции. Поэтому манипулируя внешними раздражителями, можно “изготовить” человека любого склада.
Абстрактно-социологический подход к пониманию среды и натуралистический к природе человека отличают социобиологические концепции так называемой теории двух факторов, исходящей из наличия двух сущностей человека – биологической и социальной, что раскалывает его надвое – природные (еще не очеловеченные) и “чисто” социальные составные. Утверждая, что генетические программы руководят социальным поведением человека, авторы этого подхода пытаются вести поиск улучшения человеческой природы путем селекции (отсюда попытки возродить евгенику).
В психодинамических
моделях девиантное поведение рассматривается
как следствие скрытых
Механизмы психологической защиты только частично и на очень короткое время могут ослабить тревогу, порожденную конфликтом. Однако они все-таки служат средством борьбы с тревогой, пока человек не найдет более рационального способа разрешения проблемы или конфликта.
В тех случаях,
когда к психологической защите
человек прибегает
Бывает, однако, и так, что из-за чрезмерного развития процессов вытеснения дезорганизуется вся личность в целом. Возникающий в результате отрыв от реальности и выход “Оно” из-под контроля двух других психических структур приводят человека к деградации и уходу от мира, что уже характерно для психоза.
Бихевиористский
подход – если биологический и
психодинамический подходы к
девиантному поведению
С точки зрения
бихевиористов, воздействие внешней
среды как источника
При когнитивном подходе подчеркивается роль когнитивных проблем, таких, как нелогичные мыслительные процессы и ложные представления об окружающем мире. Этот подход основан на том принципе, что чувства и действия человека перестают соответствовать ситуации, после того как он начинает расшифровывать эту ситуацию, пользуясь иррациональными и потому неадекватными соображениями. Например, эмоциональное расстройство, сопровождаемое чувством тревоги и бессилия, связано, скорее, с ложной когнитивной интерпретацией человеком тех или иных событий, нежели с самими этими событиями.
А.Эллис (Ellis, 1962) выделил ряд иррациональных представлений, которые, по его мнению, бывают причиной большинства неадекватных поступков человека. Вот некоторые из них: “главное – заставить всех, с кем приходится сталкиваться, полюбить себя”; “важно всегда проявлять компетентность, вести себя, сообразуясь с обстоятельствами, и доводить до успешного конца любое начинание”; “переживать жизнь как катастрофу, если события развертываются не так, как того хотелось бы”; “людей, желающих нам зла, следует всегда порицать и наказывать”; “против суровой жизненной реальности всегда можно найти эффективное средство”.
Подобные представления покоятся на заложенных в каждого из нас глубинных потребностях (потребность рассчитывать на поддержку других, потребность быть любимым, проявлять свою компетентность и т.п.), удовлетворение которых необходимо для душевного равновесия. Весь парадокс, однако, заключается в том, что, поскольку мы приписываем этим потребностям чрезмерное значение, их удовлетворение становится очень трудной или даже невыполнимой задачей, а сами мы при этом испытываем эмоциональные расстройства и тревогу.
При гуманистическом подходе отклоняющееся поведение рассматривается как следствие искусственных препятствий, блокирующих потенциал роста и развития личности.
В социокультурных
моделях акцент делается на социальном
и культурном происхождении отклоняющегося
поведения через изучение неблагополучных
семей, “вознаграждающих” и
Широкое развитие
в современных условиях получили
концепции социальной дезорганизации
(Т. Шибутани и др.), которые объясняют
отклоняющееся поведение социал
Первый тип – поведение конформное – приспособление к требованиям эталонной (референтной) группы, отличающимся от принятых в обществе норм, взглядов. Например, член группы правонарушителей может обладать многими положительными качествами личности, что вызывает уважение к нему в контактной группе, но его поступки, поведение оцениваются как отклоняющиеся теми, кто не является членами данной референтной для него группы. Для этого типа отклоняющегося поведения характерно, что приспособление к нормам эталонной группы сочетается с осознанием норм и ценностей общества в целом.
Второй тип отклоняющегося поведения – импульсивное – возникает под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведения. Этот тип связан с временной утратой самоконтроля.
Третий тип отклоняющегося поведения обозначается термином “компульсивное”, т.е. принудительное. Здесь имеется в виду особый вид принуждения, связанный с плохой приспособляемостью отдельных лиц, когда на некоторые события и факты личность отвечает устойчивыми реакциями, которые она (даже сознавая бессмысленность и опасность своего поведения) не в состоянии изменить. Это поведение возникает под воздействием сильных оскорблений либо наркотиков как защитная по своей природе реакция.
Теоpия “диффеpенциpованной связи” (Э. Сатерленд) утверждает, что выбоp личностью линии поведения обусловливается влиянием ее ближайшего окpужения, кpугом общения. Личность избирательно относится к нормам и ценностям своего референтного окружения. При этом у делинквентов пpоцесс воспpиятия ноpм, оценок и установок двух видов, пpотивоpечащих дpуг дpугу (пpеступный обpаз поведения – антипpеступный обpаз поведения), приводит к рассогласованию цели и средств ее достижения.
В этой связи следует обратить внимание на достаточно популярную теорию отклоняющегося поведения – теорию “социальной аномии” Роберта Мертона. Аномия (термин, введенный в начале ХХ века Э. Дюркгеймом) – особое нpавственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, котоpое хаpактеpизуется pазложением системы моpальных ценностей и вакуумом идеалов. Указывая на тесную связь отклоняющегося поведения с социальными структурами, Р. Мертон пытается проследить, как последние оказывают определенное давление на отдельных членов общества, толкая их на путь отклонений от общепринятых правил. В результате вычленяются пять типов отклоняющегося поведения, возникающих как способ приспособления индивидов к условиям их ближайшего социального окружения: а) подчинение; б) инновация (обновление – отрицание привычных человеческих ценностей); в) ритуализм; г) ретретизм (уход от жизни – бродяги, отщепенцы, хронические алкоголики, наркоманы); д) мятеж (попытка внедрения нового социального порядка).
Информация о работе Социальная психология асоциального поведения