Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:15, реферат
1.Личность в системе группового и межгруппового взаимодействия
2.Социализация и ее факторы
3.Социально-психологические свойства личности.
4.Социально-психологическая типология личности.
5.Социальные роли и ролевые отношения
-Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.
-Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.
-По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.
-По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.
Д. А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой.
-Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием через механизм подражания.
-Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли, в принятии человеком роли для себя. Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия.
Возникают три проблемы усвоения социальной роли:
-проблема трудности усвоения роли (меняются его возраст, позиция в семье,
-профессиональный статус, межличностные отношения),
-проблема неприятия роли,
-проблема нарушения меры в ее усвоении.
Классификация ролей личности по Э. Берну:
Взрослый - состояние психики, заинтересованное в объективном нахождении информации и оценках внешней действительности, а также телесных и психических процессов.
Ребенок - состояние психики, воспроизводящее мысли, чувства и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве (до шести лет).
Родитель - по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Я, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях - карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.