Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:56, лабораторная работа
Родительское Эго-состояние может быть представлено одной из двух форм: «Контролирующей» или «Заботящейся». «Контролирующий» Родитель проявляется как набор строгих, запретительных правил регламентирующих поведение индивида и призванных защитить его от возможных опасностей. Например: «нельзя переходить улицу на красный свет», «нельзя целоваться на первом свидании» и т.д. «Заботящийся» Родитель проявляется как стратегия опеки, поддержки, учитывающая собственные интересы человека. Например: «я самая красивая девочка в классе», «я всегда прав, потому что я самый умный». Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям: «я должен» и «мне нельзя», «всегда», «никогда», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «милый мой» ит. д. Мимическими признаками состояния Родителя являются нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», поглаживание другого человека по голове и т. д.
Родительское Эго-состояние
может быть представлено одной из
двух форм: «Контролирующей» или «Заботящейся».
«Контролирующий» Родитель проявляется
как набор строгих, запретительных
правил регламентирующих поведение
индивида и призванных защитить его
от возможных опасностей. Например:
«нельзя переходить улицу на красный
свет», «нельзя целоваться на первом
свидании» и т.д. «Заботящийся»
Родитель проявляется как стратегия
опеки, поддержки, учитывающая собственные
интересы человека. Например: «я самая
красивая девочка в классе», «я всегда
прав, потому что я самый умный».
Диагностировать состояние Родителя можно
по таким высказываниям: «я должен» и «мне
нельзя», «всегда», «никогда», «итак, запомни»,
«сколько раз я тебе говорил», «милый мой»
ит. д. Мимическими признаками состояния
Родителя являются нахмуренный лоб, поджатые
губы, качание головой, «грозный вид»,
поглаживание другого человека по голове
и т. д.
Эго-состояние Ребенка может проявляться
в двух основных формах: «Адаптированной»
и «Спонтанной». «Адаптированный» Ребенок
характеризуется стремлением найти компромисс,
даже в ущерб себе с Эго-состоянием Родителя.
Берн называет это Эго-состояние «маленький
профессор» и подчеркивает, что это та
часть личности, которая желает быть принятой
внутренним Родителем и находит психологические
и социальные преимущества в следовании
предписанным нормам поведения. «Спонтанный»
Ребенок проявляет себя потаканием своим
желанием и именно в силу этого качества
обладает творческими способностями.
Трактуя творчество как спонтанность
Берн, придерживается идеи Морено подчеркивавшего,
что акт творения сиюминутен, не повторим,
не предсказуем и не сохраняем. Спонтанный
Ребенок включает в себя все импульсы,
присущие ребенку: доверчивость, нежность,
непосредственность, любопытство, творчество,
увлеченность, капризность, агрессивность.
Диагностируется Эго-состояние Ребенка
на основании высказываний, выражающих
чувства, желания, опасения: «я хочу», «я
боюсь», «какое мне дело», «меня злит»,
«мне все равно».
Функции Эго-состояния «Родителя»
- это физических и психологических
установление границ, как в семье,
так и другой социальной группе.
Поддержание
Структурный анализ или анализ Эго-состояний,
по мнению Э. Берна, позволяет исследовать
и описать личностные особенности и диагностировать
психологические проблемы индивида.
Так, например человек с гипертрофированным
Эго-состоянием Родителя отличается педантичность,
приверженностью к консервативным убеждениям,
стремлением контролировать окружающих.
Окружающие воспринимают его, как авторитетного,
уверенного к себе, жесткого, требовательного,
обладающего мужскими чертами характера
человека. В ситуации конфликта такие
люди стремятся демонстрировать «силу
мышц», а не «силу души». Они предпочитают
видеть мир в двух красках - белой и черной.
Полутона, сомнения, доводы противника
не понятны им и как следствие отвергаются.
В зависимости от преобладания «Заботливого»
или «Контролирующего» Родителя, контроль
и доминирования проявляются в мягкой,
подчеркивающей заботу о другом или жесткой,
подчеркивающей собственные интересы
формах. Например: «Обязательно надень
шарф, иначе ты простудишься»! «Обязательно
надень шарф, я хочу видеть своего ребенка
красивым»!
Обратите внимание! К профессиям способствующим
развитию Эго-состояния Родителя относятся:
военная служба, менеджмент, работа в дошкольных
учреждениях и т. д.
Гипертрофированное Эго-состояние Ребенка,
- это креативность, эгоистичность, взбалмошность,
пластичность, сентиментальность. О таком
человеке говорят, что он артистичен, непредсказуем,
отличается нестандартным подходом к
ситуациям, в западной культуре эти черты
часто соотносят с женским характером.
В зависимости от преобладания «Бунтующего»
или «Адаптированного» Ребенка, человек
направляет свой протест против самих
устоев общества либо остается в социально
приемлемых рамках.
Вопрос 2 и 5
Трансактный анализ
включает:
• Структурный анализ - анализ структуры
личности.
• Анализ трансакций - вербальных и невербальных
взаимодействий между людьми.
• Анализ психологических игр, скрытых
трансакций, приводящих к желаемому исходу
-выигрышу.
• Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального
жизненного сценария, которому человек
невольно следует.
В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ "эго-позиции", который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.
Особо выделяются две проблемы: 1) контаминации, когда смешиваются два разных "эго-состояния", и 2) исключения, когда "эго-состояния" жестко отграничены друг от друга.
В трансактном анализе используется принцип открытой коммуникации. Это означает, что психолог и клиент разговаривают на простом языке, обычными словами (это значит, что клиент может читать литературу по трансактному анализу).
Цели коррекции.
Главная цель - помощь клиенту в
осознании своих игр, жизненного
сценария, "эго-состояний" и при
необходимости принятие новых решений,
относящихся к поведению
Целью также является
достижение клиентом независимости
и автономии, освобождение от принуждения,
включенность в настоящие, свободные
от игр взаимодействия, допускающие
откровенность и близость.
Конечная цель - достижение автономии
личности, определение своей собственной
судьбы, принятие ответственности за свои
поступки и чувства.
Позиция психолога. Основная задача психолога - обеспечить необходимый инсайт. А отсюда требование к его позиции: партнерство, принятие клиента, сочетание позиции учителя и эксперта. При этом психолог обращается к "эго-состоянию" "Взрослый" в клиенте, не потакает капризам "Ребенка" и не успокаивает разгневанного "Родителя" в клиенте.
Когда психолог использует излишне много терминологии, непонятной клиенту, считается, что этим он стремится защититься от собственной неуверенности от проблем.
Требования и ожидания от клиента. Основным условием работы в трансактном анализе является заключение контракта. В контракте четко оговариваются: цели, которые клиент ставит перед собой; пути, по которым эти цели будут достигаться; предложения психолога по взаимодействию; список требований к клиенту, который тот обязуется выполнять.
Клиент решает, какие убеждения, эмоции, стереотипы поведения он должен изменить в себе, чтобы достигнуть намеченных целей. После пересмотра ранних решений клиенты начинают думать, вести себя и чувствовать по-другому, стремясь приобрести автономию. Наличие контракта предполагает взаимную ответственность обеих сторон: психолога и клиента.
Техники
1. Техника семейного моделирования включает
в себя элементы психодрамы и структурного
анализа "эго-состояния".Участник
группового взаимодействия воспроизводит
свои трансакции с моделью своей семьи.
Проводится анализ психологических игр
и вымогательств клиента, анализ ритуалов,
структурирование времени, анализ позиции
в общении и, наконец, анализ сценария.
2. Трансактный анализ. Очень эффективен
в групповой работе, предназначен для
кратковременной психокоррекционной
работы. Трансактный анализ предоставляет
клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых
схем и шаблонов поведения, и, приняв иную
когнитивную структуру поведения, получить
возможность произвольного свободного
поведения.
Вопрос 2
Трансактный анализ зиждется на концепции
Эрика Берна о том, что человек запрограммирован
“ранними решениями” в отношении жизненной
позиции и проживает свою жизнь согласно
“сценарию”, написанному при активном
участии его близких (в первую очередь
родителей), и принимает решения в настоящем
времени, основанные на стереотипах, которые
некогда были необходимы для его выживания,
но теперь по большей части бесполезны.
Основной целью терапевтического процесса
в традиции трансактного анализа является
реконструирование личности на основе
пересмотра жизненных позиций. Большая
роль уделяется способности человека
к осознанию непродуктивных стереотипов
своего поведения, которые мешают принятию
именно адекватных настоящему моменту
решений, а также способности формировать
новую систему ценностей и решений, исходя
из собственных потребностей и возможностей.
В основе практики трансактного анализа
лежит контракт. Он включает цели, поставленные
клиентом перед собой, и пути, по которым
будут достигаться эти цели; также в контракт
вносятся предложения терапевта по консультированию
и список требований к клиенту, которые
он должен выполнять. Клиент решает, какие
из своих убеждений, эмоций и стереотипов
поведения ему нужно изменить, чтобы достигнуть
намеченных целей. После пересмотра ранних
решений клиент начинает думать, вести
себя и чувствовать по-другому, стремясь
приобрести автономию.
Структура личности в концепции трансактного
анализа характеризуется наличием трёх
эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый.
Эго-состояния – это не роли, которые человек
исполняет, а некие феноменологические
реальности, поведенческие стереотипы,
которые провоцируются актуальной ситуацией.
Трансакцией в рамках трансактного анализа
называется обмен воздействиями между
эго-состояниями двух людей. Воздействия
можно рассматривать как единицы признания,
подобные социальному подкреплению. Они
находят выражение в прикосновениях или
в вербальных проявлениях.
В основе трансакций лежит жизненный сценарий.
Это генеральный и персональный план,
организующий жизнь человека. Сценарий
выработался в качестве стратегии выживания.
Структурный и функциональный анализ
эго-состояний.
Как уже было сказано, структура личности
в трансактном анализе характеризуется
наличием трёх эго-состояний: Родитель,
Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние
представляет собой особый паттерн мышления,
чувств и поведения. Выделение эго-состояний
основано на трёх аксиоматических положениях:
1) каждый взрослый некогда был ребёнком.
Этот ребёнок в каждом человеке представлен
эго-состоянием Ребёнок; 2) каждый человек
с нормально развитым мозгом потенциально
способен к адекватной оценке реальности.
Способность систематизировать приходящую
извне информацию и принимать разумные
решения относится к эго-состоянию Взрослый;
3) у каждого индивида были или есть родители
или заменившие их лица. Родительское
начало внедрено в каждую личность и принимает
вид эго-состояния Родитель.
Взрослое эго-состояние – это способность
индивида объективно оценивать действительность
по информации, полученной в результате
собственного опыта, и на основе этого
принимать независимые, адекватные ситуации
решения. Это концепция жизни через мышление.
Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра
между Родителем и Ребёнком. Анализируя
информацию, Взрослый решает, какое поведение
наиболее соответствует данным обстоятельствам,
от каких стереотипов желательно отказаться,
а какие желательно включить.
Эго-состояние Ребёнок – это эмоциональное
начало человека, которое проявляется
в двух видах. Свободный Ребёнок включает
в себя импульсы, присущие ребёнку: доверчивость,
нежность, непосредственность, любопытство,
творческую увлечённость и изобретательность.
Он придаёт человеку обаяние и теплоту,
но в то же время является источником капризов,
обид, легкомыслия, упрямства и эгоцентризма.
Адаптированный Ребёнок – это та часть
личности, которая желает быть принятой
родителями и уже не позволяет себе поведения,
не соответствующего их ожиданиям и требованиям.
Для Адаптированного Ребёнка характерна
конформность, неуверенность в общении,
стыдливость. Разновидностью Адаптированного
Ребёнка является Бунтующий (против Родителя)
Ребёнок, иррационально отвергающий авторитеты
и нормы, нарушающий дисциплину.
Родитель – это информация, полученная
в детстве от родителей и других авторитетных
лиц, это наставления, поучения, правила
поведения, социальные нормы. С одной стороны,
Родитель представляет собой набор полезных
и проверенных временем правил, а с другой
–предрассудки и предубеждения. Это эго-состояние
бывает двух видов: Контролирующий Родитель
(представляет запреты, санкции) и Опекающий
Родитель (представляет советы, поддержку,
опёку).
Диагностировать эго-состояния в личности
возможно путём изучения вербальных и
невербальных компонент поведения. Например,
находясь в состоянии Родитель, произносятся
фразы типа “мне нельзя”, “я должен”,
критические замечания типа “итак, запомни”,
“прекрати это”, “ни за что на свете”,
“я бы на твоём месте”, “милый мой”. Физическим
признаком Родителя является нахмуренный
лоб, качание головой, “грозный вид”,
вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание
другого по голове и т.п. Ребёнок может
быть продиагностирован на основании
выражений, отражающих чувства, желания
и опасения: “я хочу”, “меня злит”, “я
ненавижу”, “какое мне дело”. К невербальным
проявлениям относятся дрожащие губы,
потупленный взор, пожимание плечами,
выражение восторга.
Анализ трансакций.
Коротко, трансакциями называются вербальные
и невербальные взаимодействия между
людьми. Трансакция – это обмен воздействиями
между эго-состояниями двух людей. Воздействия
могут быть условными или безусловными,
положительными или отрицательными. Различают
трансакции параллельные (дополнительные),
перекрёстные и скрытые.
При параллельной трансакции ожидания
людей, которые контактируют между собой,
соответствуют взаимным ожиданиям и отвечают
здоровым человеческим отношениям.
Такие взаимодействия не обладают способностью
производить конфликты и могут продолжаться
неограниченное время. Стимул и ответная
реакция при таком взаимодействии отображаются
параллельными линиями.
Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции
уже обладают способностью производить
на свет конфликты. В этих случаях на стимул
даётся неожиданная реакция, активизируется
неподходящее эго-состояние. Например,
когда на вопрос мужа “Где мои запонки?”
женой даётся ответ “Куда положил, там
и возьми”. Таким образом, на исходящий
от Взрослого стимул даётся реакция Родителя.
Такие перекрёстные трансакции начинаются
взаимными упреками, колкими репликами
и могут закончиться хлопаньем дверьми.
Скрытые трансакции отличаются тем, что
включают более двух эго-состояний, так
как сообщение в них маскируется под социально
приемлемым стимулом, но ответная реакция
ожидается со стороны эффекта скрытого
сообщения. Именно это составляет суть
психологических игр. Таким образом, скрытая
трансакция содержит неявную информацию,
посредством которой можно повлиять на
других так, что они этого не осознают.
Трансакция может производиться на двух
уровнях – социальном и психологическом.
Это характерно для скрытых трансакций,
где на психологическом уровне они содержат
скрытые мотивы.
Э. Берн приводит примеры угловой трансакции,
в которой участвуют три эго-состояния
и пишет, что в ней особенно сильны продавцы.
Например, Продавец предлагает покупателю
дорогой вид товара со словами: “Эта модель
получше, но она вам не по карману”, на
что покупатель даёт ответ: “Вот её-то
я и возьму”. Продавец на уровне Взрослого
констатирует факты (что модель лучше
и что она не по карману покупателю), на
что покупатель должен был бы дать ответ
на уровне Взрослого – что продавец безусловно
прав. Но поскольку психологический вектор
был умело направлен Взрослым продавца
к Ребёнку покупателя, отвечает именно
Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать,
что он вовсе не хуже других.
Потребность в стимуляции и её виды.
Под “поглаживанием” в трансактном анализе
понимается знак одобрения. Существует
три типа поглаживаний: физическое (например,
касание), вербальное (слова) и невербальное
(подмигивание, кивки, жесты и тому подобное).
Поглаживания даются за “существование”
(то есть являются безусловными) и за “поступки”
(условные поглаживания). Они могут быть
позитивными – например, дружеское физическое
прикосновение, тёплые слова и доброжелательные
жесты; и негативными – шлепки, хмурые
взгляды, брань.
Безусловные поглаживания получаются,
как в младенческом возрасте, просто за
тот факт, “что ты есть”. Позитивные безусловные
поглаживания бывают вербальными (“Я
люблю тебя”), невербальными (смех, улыбки,
жесты) и физическими (прикосновения, ласки,
баюканье). Условные же поглаживания даются
скорее за поступки, чем за факт существования:
когда ребёнок впервые начинает ходить,
родители говорят с ним взволнованным
голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок
прольёт молоко или сверх меры раскапризничается,
он может получить окрик, шлепок или гневный
взгляд.
Можно принимать поглаживания или же этого
не делать. У людей может быть масса разумных
доводов для отвержения поглаживаний:
“Она так говорит только для того, чтобы
поддержать мою уверенность в себе”, “чтобы
попытаться изменить меня”, “чтобы мило
выглядеть”. Человек может предполагать,
что тот, кто его “поглаживает”, либо
лжец, либо манипулятор, и этим скорее
позорит “поглаживающего”, чем принимает
поглаживания. В трансактном анализе важным
считается учить клиентов принимать поглаживания
и при этом уметь отказываться от любых
нежелательных условий, которые выставляются
при поглаживании. Так же важно сфокусировать
внимание на укреплении осознанных внутренних
сил клиента и на создании условий, в которых
клиент осознаёт в себе новые или до сей
поры отрицаемые силы. Каким бы ни был
терапевтический контракт, он легче выполним,
если клиент принимает и любит себя, а
не отвергает.
Структурирование времени.
Согласно Э. Берну, люди структурируют
время при помощи шести способов: уход,
(избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение),
деятельность, игры, интимность (любовные
сексуальные взаимодействия).
Такие трансакции, как ритуалы, развлечения
или деятельность, направлены на достижение
определённых целей – структурирование
времени и получение воздействий от окружающих.
Поэтому их можно обозначить как “честные”,
то есть не предусматривающие манипуляции
другими. Игры же являются сериями скрытых
трансакций, ведущих к определённому результату,
в котором у одного из игроков есть заинтересованность.
Ритуалом называется стереотипная серия
простых дополнительных трансакций, которые
заданы внешними социальными факторами.
Неформальный ритуал (например, прощание)
в своей основе неизменен, но может отличаться
в деталях. Формальный же ритуал (например,
церковная литургия) характеризуется
очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают
безопасный, вселяющий уверенность и часто
приятный способ структурирования времени.
Можно определить времяпрепровождение
как серию простых, полуритуальных дополнительных
трансакций, целью которой является структурирование
определённого интервала времени. Начало
и конец такого интервала можно назвать
процедурами. При этом трансакции обычно
приспособлены к нуждам всех участников
таким образом, чтобы каждый мог получить
максимальный выигрыш в течение данного
интервала – чем лучше адаптирован участник,
тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения
обычно взаимно исключают друг друга,
то есть не смешиваются. Времяпрепровождения
формируют основу для знакомства и могут
привести к дружбе, способствуют подтверждению
избранных человеком ролей и укреплению
его жизненной позиции.
Игрой называется серия следующих друг
за другом скрытых дополнительных трансакций
с чётко определённым и предсказуемым
исходом. Она представляет собой повторяющийся
набор порой однообразных трансакций,
внешне выглядящих вполне правдоподобно,
но обладающих скрытой мотивацией. Игры
отличаются от времяпрепровождений или
ритуалов двумя основными характеристиками:
1) скрытыми мотивами и 2) наличием выигрыша.
Отличие игр в том, что они могут содержать
элемент конфликта, они могут быть нечестными
и иметь драматический исход.
Анализ жизненного сценария.
Природа
и виды жизненных сценариев.
Сценарий – это жизненный план, напоминающий
спектакль, в котором личность вынуждена
играть роль. Сценарий напрямую зависит
от позиций, принятых в детстве, и записывается
в эго-состояние Ребёнок через трансакции,
которые происходят между родителями
и ребёнком. Частью сценария являются
игры, “в которые играют люди” (Э. Берн).
Согласно Берну, почти вся человеческая
деятельность запрограммирована жизненным
сценарием, начинающемся в раннем детстве.
Первоначально сценарий записывается
невербально, затем дети получают от родителей
вербальные сценарные послания, которые
могут относиться к общему жизненному
плану (“ты станешь знаменитым”, “ты
никогда ничего не достигнешь, потому
что ты...”), а могут касаться различных
частных сторон жизни человека: так ребёнку
предписывается профессиональный сценарий,
сценарий относительно своего пола, образования,
женитьбы-замужества и т.п. При этом родительские
сценарные сообщения могут быть конструктивными,
деструктивными и непродуктивными.
Сценарий проявляется в движениях, жестах,
позах, манерах человека. Э. Берн считал,
что важную роль в создании жизненных
сценариев играют и запомнившиеся с детства
фантазии и волшебные сказки.
Выделяются сценарии победителя, побеждённого
и “не-победителя”. Победителем можно
назвать человека, решившего в жизни достичь
определённой цели и добившегося своего
в конечном итоге. Если человек добился
своей цели, то он – Победитель. Если же
он увяз в долгах, получил физическую травму
или провалил экзамен – то он побеждённый.
“Не-победитель” – это тот человек, который
может быть прекрасным гражданином, сотрудником,
прилежным и благодарным судьбе, лояльным
человеком. Такой тип людей старается
не создавать проблем людям – в отличие
от победителей, так как те борются, вовлекая
в борьбу других, и (в ещё большей степени)
в отличие от побеждённых (неудачников),
которые, попадая в беду, пытаются увлечь
в неё рядом стоящих.
Осознав свои позиции и игры, личность
может понять свой жизненный сценарий.
Его анализ и пересмотр являются непременной
процедурой в трансактном анализе.
Эго-состояние Родитель обоих родителей
наделяют человека “рецептами” поведения,
которые составляют так называемый антисценарий,
который заполняет пустоты в поступательном
движении сценария и при определённых
обстоятельствах способен подавить сценарий.
Также в трансактном анализе выделяется
понятие эпискрипта (эписценария), возникающего
в том случае, когда родители чувствуют
себя обязанными преподносить своему
ребёнку наставления и советы в объёме
гораздо большем, чем этого требует родительский
долг и нормальное “сценарное программирование”.
В эпискрипте выделяются стремление продлить
свою жизнь в потомках, требования собственных
родительских сценариев или желание избавиться
от собственных тяжёлых сценарных характеристик.
Избежать родительских директив нельзя,
но главное для родителя состоит в том,
чтобы самому в аутодидактическом процессе
освобождаться от собственных директив
и показать ребёнку, что у него есть возможность
изжить полученные директивы. Директивы
являются вызовом человеческой способности
к развитию, их можно принимать или не
принимать, и осознание в себе бессознательных
влияний даёт ценный опыт, который нельзя
получить иным путём.
Анализ игр.
Рэке
Когда
люди участвуют в играх, кто-то из них обычно
неким образом травмируется, и остающиеся
после игры неприятные чувства называются
“рэкетными”. Наиболее часто испытываемыми
рэкетными чувствами являются гнев и депрессия.
Трансактные терапевты по-разному определяют
рэкет: как процесс, приводящий человека
к ощущению несчастья, как “сексуализацию,
трансактный поиск и эксплуатацию неприятных
чувств” (Берн). При помощи рэкетных чувств
люди нередко пытаются привлечь внимание
членов семьи или близких и отказаться
от своих настоящих чувств, которыми долгое
время пренебрегали или которые не вызывали
никаких ответных реакций. Итак, рэкетом
называется использование рэкетных чувств
в целях повлиять на других.
С рэкетом связано понятие накопления
“доплатных марок”, или “психологических
купонов” у Берна – своеобразной валюты
этого рэкета. “Доплатные марки” чаще
всего получаются людьми в качестве дополнения
к повседневным трансакциям. Некоторым
людям нравится копить негативные чувства,
другие предпочитают изливать их на окружающих.
Берн пишет, что люди “понимают, что психологические
купоны не бесплатны, что за их коллекции надо
платить”, например, психосоматическими
заболеваниями.
Человеку достаточно сложно бросить собирать
свои “доплатные марки” – необходимо
не только сделать это, но и отказаться
от удовольствия “использовать” накопленную
ранее “валюту” трансакционного рэкета.
Одна из целей трансактного анализа состоит
в том, чтобы помочь клиенту осознать свои
рэкетные чувства и заменить их аутентичными
– то есть подлинными – чувствами (например,
превращать хроническое беспокойство
в энтузиазм, или расценивать хронический
гнев как предложение к действию, а затем
избавляться от него).
Игры и их психологический анализ.
Игра как сказано было выше- это набор
трансакций со скрытой мотивацией, серия
ходов, которые содержат ловушку или подвох.
В качестве выигрыша выступает определённое
эмоциональное состояние, к которому у
игрока есть бессознательное стремление
– и это далеко не всегда позитивное чувство,
удовольствие или радость, а чаще это негативное
чувство или неприятное ощущение, являющееся
для игрока “любимым”.
В работе Э. Берна “Игры, в которые играют
люди” описаны десятки игр, различающихся
по числу играющих, по используемому материалу,
психодинамическим характеристикам, инстинктивным
влечениям, гибкости, интенсивности и
так далее. Например, “Гость-растяпа”,
“Если бы не ты”, “Ну что, попался, негодяй”,
“Должник”.
Существуют клинические варианты игр:
истерический (“Динамо”), с синдромом
навязчивости (“Гость-растяпа”), параноидальный
(“Ну почему такое случается именно со
мной?”), депрессивный (“Опять я за старое”).
На приёме у психолога тоже могут возникать
игры. К примеру: “Я всего лишь пытаюсь
помочь вам”, “Психиатрия”, “Неимущий”,
“Крестьянка”, “Дурачок” и так далее.
Э. Берн находит шесть преимуществ (вознаграждений)
в играх: внутреннее психологическое и
внешнее психологическое, внутреннее
социальное и внешнее социальное, биологическое,
экзистенциальное.
Практика и прикладные аспекты трансактного
анализа.
вопрос 1
Составляющие трансактного анализа
В состав трансактного анализа
входят три отдельные и логически завершенные,
самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ
и сценарный анализ.
Структурный анализ
Структура личности человека
состоит из трех частей (этажей). Э.Берн
назвал их Я-состояниями личности (или
Эго-состояниями), и для упрощения понимания,
определил их как Родитель, Взрослый и
Дитя (Ребенок).
Родитель
У каждого человека были родители или
лица их замещающие, и все, что ребенок
скопировал и сохранил в себе (интроецировал),
воспринимая заботливое или критикующее,
разрешающее или приказывающее (наказывающее) поведение своих родителей,
продолжает жить в психике человека всю его жизнь,
несколько модернизируясь и видоизменяясь.
Это и есть Я-состояние «Родитель».
Попросту говоря, в каждом
из нас живут родители, которые, когда-то
в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься
нашим воспитанием.
Это проявляется в морали и нравственности,
в предвзятости и предрассудках нашего
нынешнего поведения.
Родитель в нас отвечает за нашу совесть.
Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя — первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой, безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.
Взрослый
Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование
реальности и оценку вероятностей.
Взрослый — это та часть личности, которая
адекватно реагирует на ситуацию «здесь
и сейчас». Это эго-состояние воспринимает
и перерабатывает информацию в настоящем
времени, словно бездушный компьютер.
Также, Взрослый является посредником
во внутренних отношениях Родителя и Дитя.
Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком,
отголоски детства проявляются во взрослой
жизни как Я-состояние «Дитя».
Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя. Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).
Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.
Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.
У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.
В случае внутриличностного
конфликта, когда Взрослый теряет власть
и не в состоянии регулировать отношения
Родителя и Дитя, то у человека возникают
различные тупиковые ситуации приводящие
к психологическим проблемам: отплохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий, неврозов, психозов
и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм, наркоман
Цель структурного анализа
выявить отношения между Я-
Взаимодействие
между людьми состоит из набора транзакций.
Транзакция — единица общения (взаимодействия).
Один что-то говорит (стимул), другой —
отвечает (реакция).
Например: — здрасте (стимул), — добрый
день (реакция).
Обычно человек
обращается из какого-то одного Я-состояния
к тому же Я-состоянию собеседника.
Например:
Взрослый — Взрослый
- Сколько время? (стимул)
- Три часа. (реакция)
Родитель — Родитель
- Какая нынче молодежь беспардонная…
(стимул)
- И не говори… (реакция)
Дитя — Дитя
- Давай прогуляем школу…
- А нас не накажут?
Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.
Но, транзакции могут
пересекаться, что приводит к напряженности
в межличностном общении и
к конфликтам.
Например: муж жене
- В-В где моя рубашка? (стимул)
- Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)
или — Р-Д я что должна следить за твоими
вещами, сам уже не маленький (реакция)
Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор иконфликтов, как дома, так и на работе.
Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.
Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.
Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.
Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.
Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.
Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, укомпьютера и телевизора.
Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе, учеба.
Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.