Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:47, методичка
По мнению авторов теста, мнение человека о самом себе и о других людях – партнерах по общению (с точки зрения их поведения в группе) – чаще всего складывается на основе двух факторов, которые можно назвать
«доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность». Эти факторы используются при построении психограммы – условной схемы, отражающей социальные ориентации личности. Она представлена в виде круга, разделенного на 8 секторов.
Тест «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири
Тест «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Тимоти Лири был создан в 1954 году. При выполнении заданий теста перед человеком ставится задача поиска различий между образами конкретных людей и представлениями о том, какими он хотел бы видеть их.
По мнению авторов теста, мнение
человека о самом себе и о других
людях – партнерах по общению
(с точки зрения их поведения в
группе) – чаще всего складывается
на основе двух факторов, которые можно
назвать
«доминирование-подчинение» и «дружелюбие-агрессивность».
Эти факторы используются при построении
психограммы – условной схемы, отражающей
социальные ориентации личности. Она представлена
в виде круга, разделенного на 8 секторов.
По горизонтальной и вертикальной осям этого круга обозначены четыре ориентации: «дружелюбие-агрессивность» (по горизонтали) и «доминирование-подчинение» (по вертикали). Каждый из секторов, в свою очередь, разделен на два.
В результате получается восемь факторов, описывающих содержание межличностного восприятия. С помощью этих факторов можно оценить следующие тенденции личности, проявляющиеся в межличностном взаимодействии: I – доминантность; II – уверенность в себе; III – непреклонность; IV – независимость; V – зависимость; VI – неуверенность в себе; VII – общительность; VIII – отзывчивость.
С помощью специального «ключа» подсчитывается количество баллов по каждому блоку. Максимальная оценка – 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения (от адаптивного до дезадаптивного поведения). Характеристики, оцененные в пределах 8 баллов, свидетельствуют о гармоничном, адаптивном поведении(доминирование, уверенность в себе, требовательность, уступчивость, доверчивость, отзывчивость). Показатели от14 до 16 баллов свидетельствуют о трудностях социальной адаптации (деспотизм, эгоизм, жестокость, зависимость, конформизм).
В результате баллы по каждому блоку
переносятся на психограмму (расстояние
от центра круга соответствует числу баллов
по данному блоку), из них образуют личностный
профиль. По специальным формулам определяется
показатели по двум основным факторам:
доминирование = (1
– 5) + 0,7(8 + 2 – 4 – 6)
дружелюбие = (7 – 3) + 0,7(8 – 2
– 4 + 6)
Положительное значение результата, полученного по формуле «доминирование», свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
Положительный результат по формуле «дружелюбие» является показателем стремления личности к установлению дружелюбных отношений и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.
В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим (по Пугачеву, 2003):
I. Авторитарный
13–16 – диктаторский, властный,
деспотичный характер, тип сильной
личности, которая лидирует во
всех видах групповой
9–12 – доминантный, энергичный,
компетентный, авторитетный лидер,
успешный в делах, любит
0–8 – уверенный в
себе человек, но не
II. Эгоистичный
13–16 – стремится быть
над всеми, но одновременно
в стороне от всех, самовлюбленный,
расчетливый, независимый,
III. Агрессивный
13–16 – жесткий
и враждебный по отношению
к окружающим, жестокий, резкий, агрессивность
может доходить до
9–12 – требовательный,
прямолинейный, откровенный,
0–8 – упрямый,
упорный, настойчивый и
IV. Подозрительный
13–16 – отчужденный
по отношению к враждебному
и злобному миру, подозрительный,
обидчивый, склонный к
9–12 – критичный,
необщительный, испытывает
0–8 – критичный
по отношению ко всем
V. Подчиняемый
13–16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9–12 – застенчивый, кроткий,
легко смущается, склонен
0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13–16 – крайне неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9–12 – послушный, боязливый,
беспомощный, не умеет
0–8 – конформный, мягкий,
ожидает помощи и советов,
VII. Дружелюбный
9–16 – дружелюбный и
любезный со всеми,
0–8 – склонный к
сотрудничеству, кооперации, гибкий
и компромиссный при решении
проблем и в конфликтных
VIII. Альтруистический
9–16 – гиперответственный,
всегда приносит в жертву свои
интересы, стремится помочь и
сострадать всем, навязчивый в
своей помощи и слишком
0–8 – ответственный
по отношению к людям,
Рекомендуемая литература
· Психологические тесты для деловых людей. М., 1996.
· Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., 2003.Рабочая книга практического психолога. М., 2002.
· Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3.Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод.Руководство. М., 1990.
· Truckenmiller J.L., Schaie K.W. Leary's interpersonal diagnosis system: Multylevel structural validation // J. of cons. and clin. psychol.1979. V. 47. №6. P. 1030-1045.