Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:43, реферат
Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности.. В связи с этим особенно важно выяснить, в чем проявляется и как функционирует рефлексия в личностной сфере младшего школьника, какова роль рефлексии в становлении самой его личности. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Социальная ситуация развития младшего школьника
2.Рефлексия как психологический феномен
3. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ "ЧГПУ")
Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения
(название кафедры)
РЕФЕРАТ
ПО ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ТЕМУ:
«Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте»
Выполнила студентка:
Гр. ЗФ-232-4
Архипова А.Д.
Проверил преподаватель:
Рейслер Л.А.
Челябинск, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Социальная ситуация развития младшего школьника
2.Рефлексия как
3. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно
важным для психологического и социального
развития ребенка. Младший школьный
возраст связан с переходом ребенка
к систематическому школьному обучению.
Начало обучения в школе ведет
к коренному изменению
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Социальная ситуация развития младшего школьника
Социальная ситуация развития младшего школьника связана
с особенностями школьного обучения. Чтобы
понять трудности перехода к школьной
жизни, надо учесть, чем отличаются школьные
уроки от занятий с детьми дома или в детском
саду. Этих отличий несколько:
1) более жесткий распорядок жизни. Рано
вставать, по звонку начинать работать,
на уроке не вертеться, не доставать игрушки
и т. д.;
2) более официальный стиль отношений.
Учитель выступает как наставник, строго
требующий выполнения правил, проверяющий
каждое действие школьника. Конечно, доброжелательность,
улыбка, поощрение учителя приближают
его к детям, но все-таки это более далекая
дистанция, чем у воспитателя детского
сада или родителей;
3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному
выполнению действий заданным способом.
Ребенок давно научился сидеть и стоять,
но в школе показывают, как правильно сидеть
за партой, как стоять, приветствуя учителя,
как держать ручку, вставать из-за парты...
Тем более берутся под контроль способы
выполнения учебных действий. Легче привыкают
к этому дети, от которых в домашних делах
требуют точности: порядка в вещах, аккуратности
в одежде, последовательности в уборке,
правильной посадки за обедом.
Но, пожалуй, самая большая трудность
школьного обучения в том, что
оно требует теоретического мышления,
интереса к теоретическим знаниям.
Ребенок может легко
Интерес к теории развивает чтение книг, словесные игры, игры с математическим содержанием типа: отгадай, какое число стоит между 3 и 5, сколько косточек в правой руке, если в левой 2, а в двух руках 4 и т. д. Игра помогает оторвать теоретическое содержание от конкретных житейских представлений. Таким образом, вхождение в школьную жизнь требует определенной перестройки поведения.
Анатомо-физиологические
У детей слабо развита мелкая моторика, кисть руки быстро утомляется. Поэтому, даже стараясь переписать работу заново, ребенок может сделать еще хуже в результате утомления. И в школе, и дома надо чередовать работу с отдыхом, с разминкой для пальцев.
Окостенение фаланг кистей рук продолжается до 9-11 лет. Гибкость пальцев используют для формирования музыкальных исполнительских навыков, но и в специальном обучении важно не допускать переутомления кисти и пальцев.
Время активной работоспособности 6-7-летнего школьника не превышает 20 минут. Ш. А. Амонашвили считает целесообразным в начальной школе проводить 20-минутные уроки, но не 4, а 8 в день, чтобы не создавать у детей привычки работать вполсилы.
Учебная деятельность становитс
Все, что связано с выполнением
уроков, становится точкой роста, развития.
Это и новый уровень
Особенности учебной деятельности
следующие. Содержанием ее выступают
научные понятия, законы науки и
общие способы решения
В. В. Давыдов выделяет четыре компонента
учебной деятельности:
1) учебные ситуации или задачи;
2) учебные действия, способы решения учебных
задач;
3) действия контроля;
4) действия оценки.
Введение в учебную ситуацию обычно начинается с вопроса «как мы это делали», и дети с помощью учителя устанавливают порядок и логику действий при решении вопросов или задач определенного типа.
В учебных действиях
Действия контроля также требуют специальной отработки. Это сопоставление своей работы с образцом, по-слоговое проверочное чтение написанного текста, припоминание правила в сомнительных случаях. Исследования показывают, что действия контроля легче усваиваются детьми при взаимопроверке в парном обучении. Ш. А. Амонашвили предлагает детям деформированные тексты с заданием найти столько-то ошибок. Предлагает ошибки учителя, чтобы вызвать у детей развернутые доказательства того, как делать правильно.
Такая же тренировка нужна для усвоения действия оценки, чтобы дети умели делать вывод, что они усвоили, а чему еще надо учиться. С этой же целью и учителю следует не ограничиваться отметкой, а давать развернутый анализ усвоенных умений и знаний ученика.
Начальная школа - сензитивный период развития умения учиться. Огромное доверие к учителю облегчает детям труд по развернутому применению учебных действий и придает смысл таким действиям. Наиболее высокий уровень учебной деятельности проявляется в умении школьника выделять общий способ в решении конкретных практических задач, фиксировать этот способ в виде плана, схемы, формулы. К сожалению, чаще дети действуют по принципу «Мария Ивановна так велела», без осознания логики своих действий. Этим создаются трудности перехода из начальной школы в среднюю.
Успешное прохождение этапа начальной школы приводит к появлению новообразований младшего школьника: произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия. От желания учиться надо пройти путь к умению учиться.
2.Рефлексия как психологический феномен
Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и интеллектуальных особенностей, черт характера. Самопознание имеет свои механизмы: идентификация и рефлексия. Идентификация дает возможность отождествления с чем-либо, а рефлексия, наоборот, отстраниться от предмета анализа, посмотреть на весь процесс как бы со стороны.
Рефлексия (от лат. reflecus) - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
Рефлексия - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя.
Рефлексия - способность
осознавать свои особенности, осознавать,
как эти особенности
В педагогическом энциклопедическом словаре рефлексия трактуется немного по-иному. Рефлексия - (от позднелатинского reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение.
В философии - форма теоретической
деятельности человека, направленная
на осмысление собственных действий
и их законов. Желание понимать свои
собственные чувства и действия
и разъяснить себе тайны мира обнаруживается
очень рано; на всех ступенях культуры
человек начинает размышлять о мотивах
своих поступков. Однако для многих
из этих поступков не может существовать
никаких сознательных мотивов. Именно
поэтому для обычных действий
подыскиваются вторичные
Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Рефлексия-обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Но это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения.
Рефлексия как механизм формируется
гораздо позже, чем идентификация.
Если к идентификации ребенок
проявляет способность с
Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Дать анализ чему-либо - это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить.
Мир рефлексии разнообразен,
богат и индивидуален у каждого
человека. Именно способность к рефлексии
дает возможность человеку формировать
образы и смыслы жизни, действий, блокировать
неэффективные. Важнейшей особенностью
рефлексии является их способность
управлять собственной
Информация о работе Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста