Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:43, реферат

Описание работы

Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности.. В связи с этим особенно важно выяснить, в чем проявляется и как функционирует рефлексия в личностной сфере младшего школьника, какова роль рефлексии в становлении самой его личности. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности

Содержание работы

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Социальная ситуация развития младшего школьника
2.Рефлексия как психологический феномен
3. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат по психологии.docx

— 35.26 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  "ЧГПУ")

Региональный  институт педагогического образования  и дистанционного обучения

(название кафедры)

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ТЕМУ:

«Социальная ситуация развития ребенка в младшем школьном возрасте»

 

 

 

Выполнила студентка:

Гр. ЗФ-232-4

Архипова А.Д.

Проверил преподаватель:

Рейслер Л.А.

 

 

 

Челябинск, 2012 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Социальная ситуация развития младшего школьника

2.Рефлексия как психологический  феномен

3. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно  важным для психологического и социального  развития ребенка. Младший школьный возраст связан с переходом ребенка  к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведет  к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. У него изменяется кардинально социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных  отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных  отношений ребенка перестраивается  и во многом определяется тем, насколько  успешно он справляется с новыми требованиями. Ведущей в младшем  школьном возрасте становится учебная  деятельность. Она определяет важнейшие  изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника  и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного  преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными  и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психологическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. Учебная деятельность и формирующиеся в ней основные психические новообразования становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для всей личности ребенка, определяя пути и специфику их развития. Необходимым условием формирования личности ребенка является усвоение им моральных знаний в процессе анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей и самого себя. Знания о самом себе являются важным фактором становления личности. Знание себя, осознанность своих взаимоотношений с окружающими предполагают анализ, внутреннее обсуждение на основании своих действий, поступков, т.е. определяют уровень развития рефлексии, которая и является одним из важнейших психических новообразований, формирующихся у младших школьников в процессе учебной деятельности.. В связи с этим особенно важно выяснить, в чем проявляется и как функционирует рефлексия в личностной сфере младшего школьника, какова роль рефлексии в становлении самой его личности. Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Социальная ситуация развития младшего школьника

 

  Социальная ситуация развития младшего школьника связана с особенностями школьного обучения. Чтобы понять трудности перехода к школьной жизни, надо учесть, чем отличаются школьные уроки от занятий с детьми дома или в детском саду. Этих отличий несколько: 
1) более жесткий распорядок жизни. Рано вставать, по звонку начинать работать, на уроке не вертеться, не доставать игрушки и т. д.; 
2) более официальный стиль отношений. Учитель выступает как наставник, строго требующий выполнения правил, проверяющий каждое действие школьника. Конечно, доброжелательность, улыбка, поощрение учителя приближают его к детям, но все-таки это более далекая дистанция, чем у воспитателя детского сада или родителей; 
3) в школе особое внимание уделяется способам работы, сознательному выполнению действий заданным способом. Ребенок давно научился сидеть и стоять, но в школе показывают, как правильно сидеть за партой, как стоять, приветствуя учителя, как держать ручку, вставать из-за парты... Тем более берутся под контроль способы выполнения учебных действий. Легче привыкают к этому дети, от которых в домашних делах требуют точности: порядка в вещах, аккуратности в одежде, последовательности в уборке, правильной посадки за обедом.

Но, пожалуй, самая большая трудность  школьного обучения в том, что  оно требует теоретического мышления, интереса к теоретическим знаниям. Ребенок может легко сообразить, что если у него было 3 рубля и на рубль он купил конфет, то осталось 2 рубля. Но на вопрос, как уменьшится число 3, если от него отнять единицу, - отвечает: 5, 7, 9 - любое число. Даже если к 2 косточкам прибавляют 1 косточку и отвечают, что получилось 3 косточки, на вопрос в теоретическом плане 2 + 1 могут ответить 8, 7 и т. д.

Интерес к теории развивает чтение книг, словесные игры, игры с математическим содержанием типа: отгадай, какое  число стоит между 3 и 5, сколько  косточек в правой руке, если в левой 2, а в двух руках 4 и т. д. Игра помогает оторвать теоретическое содержание от конкретных житейских представлений. Таким образом, вхождение в школьную жизнь требует определенной перестройки поведения.

Анатомо-физиологические возможности  младшего школьника позволяют выполнять  достаточно серьезную работу. После 7 лет заметно увеличивается вес  головного мозга, особенно лобные доли. Усиливаются тормозные процессы в коре головного мозга - основа сдержанности и точности реакций. В этот период формируются все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный.     Окостенение скелета не закончено, появляются большие возможности для развития спортивных навыков и большая опасность искривления позвоночника при неправильной посадке. Правильная поза за столом - важнейшее условие работоспособности школьника.

У детей слабо развита мелкая моторика, кисть руки быстро утомляется. Поэтому, даже стараясь переписать работу заново, ребенок может сделать  еще хуже в результате утомления. И в школе, и дома надо чередовать работу с отдыхом, с разминкой  для пальцев.

Окостенение фаланг кистей рук продолжается до 9-11 лет. Гибкость пальцев используют для формирования музыкальных исполнительских  навыков, но и в специальном обучении важно не допускать переутомления  кисти и пальцев.

Время активной работоспособности 6-7-летнего  школьника не превышает 20 минут. Ш. А. Амонашвили считает целесообразным в начальной школе проводить 20-минутные уроки, но не 4, а 8 в день, чтобы не создавать у детей привычки работать вполсилы.

Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, специальное место, покупают то, что требует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным человеком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять самооценку и самопринятие.

Все, что связано с выполнением  уроков, становится точкой роста, развития. Это и новый уровень познавательных процессов, и волевые качества личности, стремление следовать предписанным правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Желание быть в школе, желание заслужить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но и с гордостью выполнять все до мелочей.

Особенности учебной деятельности следующие. Содержанием ее выступают  научные понятия, законы науки и  общие способы решения практических задач. Их усвоение составляет цель учебной  деятельности. Ее результат -не изменение окружающей действительности, а изменение самого ученика, субъекта учения.

В. В. Давыдов выделяет четыре компонента учебной деятельности: 
1) учебные ситуации или задачи; 
2) учебные действия, способы решения учебных задач; 
3) действия контроля; 
4) действия оценки.

Введение в учебную ситуацию обычно начинается с вопроса «как мы это делали», и дети с помощью  учителя устанавливают порядок  и логику действий при решении  вопросов или задач определенного  типа.

В учебных действиях воспроизводятся  и усваиваются общие способы  решения учебных задач. Такие  действия применяются для всех задач, например, анализ условия математической задачи, выражение учебного материала  в виде формулы действия, таблицы, схемы, опорных слов, плана и т. п. Другие действия характерны для решения  конкретных задач. Например, проверочные  действия в математическом примере. Ученику кажется легче не выполнять  развернутые учебные действия, а  догадываться о результате, решать по образцу. Однако без усвоения системы  учебных действия учиться ему будет все труднее и труднее.

Действия контроля также требуют  специальной отработки. Это сопоставление  своей работы с образцом, по-слоговое проверочное чтение написанного текста, припоминание правила в сомнительных случаях. Исследования показывают, что действия контроля легче усваиваются детьми при взаимопроверке в парном обучении. Ш. А. Амонашвили предлагает детям деформированные тексты с заданием найти столько-то ошибок. Предлагает ошибки учителя, чтобы вызвать у детей развернутые доказательства того, как делать правильно.

Такая же тренировка нужна для усвоения действия оценки, чтобы дети умели  делать вывод, что они усвоили, а  чему еще надо учиться. С этой же целью и учителю следует не ограничиваться отметкой, а давать развернутый анализ усвоенных умений и знаний ученика.

Начальная школа - сензитивный период развития умения учиться. Огромное доверие к учителю облегчает детям труд по развернутому применению учебных действий и придает смысл таким действиям. Наиболее высокий уровень учебной деятельности проявляется в умении школьника выделять общий способ в решении конкретных практических задач, фиксировать этот способ в виде плана, схемы, формулы. К сожалению, чаще дети действуют по принципу «Мария Ивановна так велела», без осознания логики своих действий. Этим создаются трудности перехода из начальной школы в среднюю.

Успешное прохождение этапа  начальной школы приводит к появлению  новообразований младшего школьника: произвольность поведения, внутренний план действий и рефлексия, самоотчет в способах и результатах действия. От желания учиться надо пройти путь к умению учиться.

 

2.Рефлексия как психологический феномен

Самопознание - это процесс  познания себя, своих потенциальных  и интеллектуальных особенностей, черт характера. Самопознание имеет свои механизмы: идентификация и рефлексия. Идентификация дает возможность  отождествления с чем-либо, а рефлексия, наоборот, отстраниться от предмета анализа, посмотреть на весь процесс как бы со стороны.

Рефлексия (от лат. reflecus) - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Рефлексия - обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя.

Рефлексия - способность  осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение  с учетом возможных реакций.

В педагогическом энциклопедическом  словаре рефлексия трактуется немного  по-иному. Рефлексия - (от позднелатинского reflexio - обращение назад) - размышление, самонаблюдение.

В философии - форма теоретической  деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах  своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического  происхождения, но представляющие собой  выводы, основанные на имеющихся у  данного народа общих знаниях. Существование  таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических  явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. В  психологическом словаре понятие  рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Р. Декарт отождествлял рефлексию  со способностью индивида сосредоточиться  на содержании своих мыслей, абстрагировавшись  от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуя последнюю как особый источник знания (внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств). В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний. Рефлексия-обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Но это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения.

Рефлексия как механизм формируется  гораздо позже, чем идентификация. Если к идентификации ребенок  проявляет способность с раннего  возраста, то зачатки рефлексии возникают  только у дошкольника, а как новообразование  личности она развивается у младших  школьников. Рефлексия помогает отстраниться, занять самые разные позиции, что  позволяет осуществить глубокий и полноценный самоанализ. В младшем  школьном возрасте способность к  рефлексии отстает, развиваются  лишь ее первоначальные основы. К концу  младшего школьного возраста прибавляется способность к рефлексии, которая  значительно расширяет возможности  для самопознания и подготавливает почву для нового открытия себя, своего внутреннего мира в подростковом возрасте.

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Дать анализ чему-либо - это значит пережить, пропустить через свой внутренний мир, оценить.

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого  человека. Именно способность к рефлексии  дает возможность человеку формировать  образы и смыслы жизни, действий, блокировать  неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность  управлять собственной активностью  в соответствии с личностными  ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

Информация о работе Социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста