Социально - психологические факторы формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 09:06, реферат

Описание работы

Цель исследования: изучить социально-психологические факторы формирования делинквентного поведения подростков.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
1.Изучить литературу по феномену делинквентного поведения.
2.Проанализировать подходы понимания делинквентного поведения на основе психологической литературы.
3. проанализировать на основе психологической литературы социально-психологические факторы делинквентного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

главы 1-2 .doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

          Имеются две крайние точки зрения на обусловленность делинквентного поведения: натурально-биологическая и социологически-редукционисткая. Первая пытается объяснить причины делинквентного поведения исключительно свойственными личности природно-биологическими факторами. Вторая прибегает к социолого-экономическим объяснениям, исключая роль любых внутренних факторов (личностных диспозиций) .

          На формирование делинквентного поведения влияют как внешние (в том числе социально-экономические), так и внутренние (в частности, психологические) факторы. О первых много говорить не приходиться - это и безработица, и низкий уровень жизни, и голод, и определенная субкультура тех или иных слоев общества [27] .

          Как отмечает В.Н. Кудрявцев, в русле же рассматриваемой проблемы можно назвать две основные психологические (внутренние) причины отклоняющегося поведения: неудовлетворенные просоциальные потребности, создающие внутренний конфликт личности и ведущие к формированию деформированных и аномальных потребностей и наличия асоциальных личностных диспозиций (мотиваторов), приводящих к выбору асоциальных средств и путей удовлетворения потребностей или избавления от них (например, путем самоубийства) [13].

          Несовершеннолетние оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и незащищенными. Часто, не имея достаточно жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различать истинные жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития .

          С.А. Беличева утверждает, что делинквентное  поведение несовершенно летних имеет специфическую природу и рассматривается как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность подростка. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы [2].

          Существует также и психобиологические предпосылки девиантного поведения - различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизнедеятельности индивида.

          Так, в частности, Г.А. Аванесов среди таких предпосылок рассматривает следующие:

  • Патология биологических потребностей, что, в частности, нередко служит причиной половых преступлений, сексуальных извращений.
  • Состояние нервно-психического здоровья, нервно-психические заболевания, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы, обусловливающие неадекватную реакцию и затрудняющие социальный контроль над действиями.
  • Влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом, которой страдает до 40% умственно отсталых детей.
  • Влияние психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, изменений химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят как к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором [16].

          Наиболее часто встречаемые среди подростков формы девиантного поведения - употребление алкоголя и наркотиков, агрессивное и противоправное поведение.

          Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности, избавление от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы подростковой субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. Наконец, действует и пример родителей [23].

Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с поиском новых, необычных ощущений и переживаний. Вместе с тем, это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. Помимо вреда здоровью, наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную среду, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения [28].

А.И. Захаров отмечает, что подростковая агрессия - чаще всего результат общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, никогда не имевшие возможности отвечать за себя и свои поступки.

По утверждению С.Н. Зинченко, большинство делинквентных подростков живет в неблагополучных семьях, что часто связано и с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями детей. По наблюдениям психологов, среди таких подростков многие имеют отклонения от психической нормы. Однако связь между подростковой преступностью и умственным развитием, психопатологией и особенностями семейного воспитания далеко неоднозначны и зависит от многих других факторов [8].

Пьянство, наркотизм, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение подростка в один вид делинквентных действий повышает вероятность его вовлечения в другой.

Г.Г. Архипов отмечает, что потребность в самоуважении у делинквентных подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантными формам поведения. Например, чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить или пить, но поскольку такое поведение принято лишь в соответствующей среде, то в случае ее смены оно теряет смысл.

Важнейшим фактором делинквентного поведения, по мнению Б.Н. Алмазова, является общение с делинквентными сверстниками. Наличие девиантной группы: а) отмечает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова; б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые смогли бы затормозить проявление девиантных склонностей [24].

Подводя итоги анализа литературы, можно говорить о том что в отечественной науке имеются две крайние точки понимания делинквентного поведения: натурально-биологическая и социологически - редукционисткая. Они обе в  достаточно распространены. Однако до сих  пор вызывает споры учёных натурально-биологическая точка зрения.

1.3. Подходы к пониманию делинквентного поведения в зарубежной психологической литературе.

В зарубежной литературе имеется несколько подходов понимании феномена делинквентного поведения. Первым подходом, который мы рассмотрим, будет биологический подход.

Биологический подход объясняет социальные отклонения естественными, в их числе и наследственными свойствами человеческого организма. Основателем антропологической школы в рамках биологического направления считается итальянский врач-психиатр и криминолог Чезаре Ломброзо. Ученый считал, что преступления надо рассматривать как естественные и необходимые явления такие же, как рождение и смерть. В работах «Преступный человек» и «Преступление, его причины и средства лечения» он писал, что существуют «прирожденные» преступники, которые обладают особыми антропологическими, физиологическими и психологическими признаками и составляют до 35% всех преступников. Ч. Ломброзо пытался найти связь между преступным поведением человека и такими особенностями его облика, как выступающая нижняя челюсть, редкая бородка, пониженная чувствительность к боли, он описывал характерные особенности склонного к преступлениям субъекта, измеряя вес, рост, череп, выявляя определенные аномалии строения тела, рассматривал преступника как психически ненормального человека. Так, политические революции Чезаре Ломброзо объяснял как психоантропологическое явление, как проявление устремлений гениальных и психически ненормальных людей. Ч. Ломброзо предлагал систему мер предупреждения преступности, куда входили лечение, пожизненная изоляция и просто физическое уничтожение, что явилось в дальнейшем основой для возникновения человеконенавистнических теорий, получивших воплощение в практике фашизма.

Некоторые из учеников и последователей Ч. Ломброзо пытались сгладить ломброзианский биологизм и включали, наряду с антропологическими, и социальные факторы, оказывающие влияние на преступность. Тем не менее, и столетие спустя после институализации социологии разрабатывались весьма авторитетные теории, оказывавшие влияние на исследование проблем социальных отклонений, исходя из биологических особенностей человека. 
       У.Х. Шелдон, американский ученый, врач и психолог, обратил внимание на строение тела человека и попытался связать это с особенностями характерных личностных черт, склонностью к определенному типу поведения и отклонениям в нем. Он считал, что эндоморфу, который отличается умеренной полнотой, мягкостью и как бы округлостью тела, характерны в поведении общительность, умение ладить с людьми и потакание своим желаниям и стремлениям. Мезоморфа, сильного и стройного человека отличают активность, склонность к беспокойству и он не слишком чувствителен. Эктоморф отличается тонкостью и хрупкостью строения тела, выделяется склонностью к самоанализу, повышенной чувствительностью и нервозностью. В 1940 году Шелдон провел исследования в центре реабилитации, изучая поведение 200 юношей, и сделал вывод, что более склонны к девиации мезоморфы, хотя это не означает автоматического становления их преступниками. 
       С развитием социологии биологические теории, особенно в виде прямых ломброзианских представлений, были сведены на нет, популярность их упала. Но объяснения возникновения различных социальных отклонений только или в основном биологическими причинами продолжало существовать, хотя и в измененном, модернизированном виде. Тому способствовали антропологические, психологические, психиатрические, криминологические, генетические исследования и открытия.

В русле биологического направления в 60-е годы появились концепции, находящие зависимость между преступным поведением и некоторыми особенностями половых хромосом девианта. Было установлено (Прайс и его коллеги изучали поведение пациентов-мужчин в специализированной психиатрической больнице в Шотландии), что присутствие дополнительной хромосомы (в норме женщины обладают двумя хромосомами «X», мужчины «XY») типа «Y» свойственно мужчинам-психопатам, отличающимся ростом выше среднего.

В 70-е гг. на Западе широкое распространение получила теория радикальной криминологии, которая усматривает источник делинквентности не только в этиологии индивидуального поведения, но и в социальном неравенстве в обществе (И. Тейлор, Дж. Янг, П. Уолтон). 
Немецкий психиатр Э. Кречмер выдвинул идею о связи между физическим обликом, психическим складом и типом поведения, отмечая, что к тяжким насильственным преступлениям более склонны атлетически сложенные люди [10].

Следующим подходом понимания феномена делинквентного поведения является психологический подход. В данном подходе делинквентное поведение рассматривается с точки зрения психоанализа.

Психологический подход, часто применявшийся к анализу криминального поведения, рассматривает делинквентное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенаративности, слабоумия и психопатии. Так, причиной возникновения девиаций в поведении и развитии ребенка может быть недостаточная сформированность определенных функциональных систем мозга, обеспечивающих развитие высших психических функций (минимальные мозговые дисфункции, синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности). 
       Особое место среди разнообразных концепций девиантности занимают исследования психоаналитической ориентации, основоположником которых является З.Фрейд. Основным источником отклонений в психоанализе считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими структуру «Оно», и ограничениями, исходящими от «Я» и «Сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, уравновешивающих сферы сознания и бессознательного.Фрейд также предположил, что либидо ищет выхода в любой творческой деятельности; человек стремится к свободе и самоутверждению. Однако свобода ограничивается вместе с развитием культуры. Подавление, вытеснение либидо ведет к сублимации сексуальной энергии, изменениям поведения вплоть до садизма и преступлений.

 Неофрейдисты природу  делинквентности рассматривают  наряду с другими формами отклоняющегося  поведения – неврозами, психастениями, сексуальными расстройствами, состояниями навязчивости, различными формами социальной дезадаптации личности, которую отличают чувство повышенной тревожности, агрессивность, ригидность, комплекс неполноценности. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая в психоаналитических работах считается первопричиной насильственных преступлений [12]. 
      Представители психоаналитического подхода считают, что агрессия имеет внутренний источник, а для того, чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдением за жестокими действиями, разрушением неодушевленных предметов, участием в спортивных состязаниях, достижением позиций доминирования, власти). 
       С позиции психоанализа в человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт смерти (танатос). Первый рассматривается как стремления, направленные на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни. Второй несет собой энергию, направленную на разрушение и прекращение жизни. Его основное назначение – «приводить органически живущие к состоянию безжизненности». Все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия либидо и танатоса, между которыми существует постоянное напряжение. Вследствие того, что существует острый конфликт между сохранением жизни и разрушением (либидо и танатосом), защитные психологические механизмы направляют энергию танатоса во вне, в результате чего агрессия выходит наружу и направляется на других. Если энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению психологического благополучия индивида. 
       Последователи Фрейда считали, что все типы психических проявлений есть эффект погружения человека в определенную социокультурную среду (Фромм Э.). Так, главный акцент в психоаналитической теории Э. Эриксона обращен «эго-психологии», влиянию социума и культуры на формирование и развитие личности. А.Адлер в качестве важнейшего фактора формирования личности выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответствующий тип воспитания оказывают часто решающее влияние на возникновение отклонений. Например, гиперопека ведет к развитию мнительности, инфантильности и комплекса неполноценности. Т.о., в исследованиях ученых психоаналитической ориентации большая роль отводится социальным, прижизненно действующим факторам [18].

           Сторонники этологического подхода, основоположником которого является К.Лоренц, предрасположенность человека к агрессии объясняют тем, что агрессия обеспечивала биологические преимущества нашим предкам (приматам), способствовала их выживанию и адаптацию. К.Лоренц предполагал, что данный инстинкт развился в ходе длительной эволюции, в пользу чего свидетельствуют три его важные функции:

во-первых, борьба видов рассеивает их представителей на ограниченном географическом пространстве, в условиях ограниченных пищевых ресурсов; 
во-вторых, агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставить потомство смогут наиболее сильные и энергичные особи; 
наконец, агрессивные животные лучше защищают себя и свое потомство. 
       Однако на определенном этапе социальный прогресс, развитие культуры обогнали медленно изменяющуюся биологическую эволюцию человека, развитие тормозных механизмов агрессии, что неизбежно проявляется в ее периодических вспышках. Иначе внутреннее напряжение будет накапливаться и создавать «давление» внутри организма, пока не приведет к вспышке неконтролируемого поведения.

Таким образом, теории инстинктов объясняют агрессию наследственным биологическим фактором, из чего следует, что человек никогда не сможет избавиться от своей агрессии; а поскольку накапливающаяся агрессивная энергия непременно должна быть отреагирована, единственным выходом остается направление ее в нужное русло. Эта точка зрения нашла свое выражение в работах К. Лоренца, который писал: «Внутривидовая агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных». Более того, К.Лоренц считал, что сравнение человека с животным «не покажется столь обидным, если рассмотреть разительное неумение человека управлять своим поведением по отношению к представителям своего же биологического вида», и что в этом отношении человек «не совершил ни малейшего прогресса в деле овладения самим собой».

Согласно К. Лоренцу природа человеческой агрессивности инстинктивна, так же как и механизм, запрещающий умерщвление себе подобных. Вместе с тем, если К.Лоренц допускает возможность регуляции человеческого поведения и возлагает надежды на воспитание, усиление моральной ответственности людей за свое будущее, то опирающиеся на работы К. Лоренца другие исследователи не только поддерживают инстинктивную природу человеческой агрессии, но и утверждают, что люди при всем желании не могут осуществить контроль над проявлениями своей агрессивности. 
      Фрустрационный подход, основоположником которого считается Джордж Доллард, строится на том, что агрессия – не биологически предопределенное влечение, а реакция на такую ситуацию, в которой организм лишается каких-либо существенных вещей или условий, попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия, то есть фрустрацию. Возникающее эмоциональное напряжение может быть разрешено либо путем удовлетворения фрустрированной потребности, либо путем агрессивных действий. Из этого следует вывод: если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией, в силу этого не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации.

Информация о работе Социально - психологические факторы формирования делинквентного поведения в подростковом возрасте