Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:01, курсовая работа
Цель исследования : изучить социально-психологическую адаптацию молодых рабочих в производственном коллективе.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2.Выявить сущность и основные характеристики адаптации
3.Исследовать особенности социально- психологической адаптации ;
4.Исследовать адаптацию молодых рабочих в производственном коллективе;
5.Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Социально-психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе.
Цель исследования : изучить социально-психологическую адаптацию молодых рабочих в производственном коллективе.
Объект исследования : адаптация молодых рабочих
Предмет исследования :социально -психологическая адаптация молодых рабочих в производственном коллективе.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2.Выявить сущность и основные характеристики адаптации
3.Исследовать особенности социально- психологической адаптации ;
4.Исследовать адаптацию молодых рабочих в производственном коллективе;
5.Проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Гипотеза исследования: Молодые сотрудники имеют высокую степень адаптированности на рабочем месте.
Методы и методики:
1.Методика
исследования социально-
Причины интереса исследователей к проблеме адаптации в сфере труда заключаются в определяющем влиянии этого процесса на эффективность последующей профессиональной деятельности специалиста, поскольку достижение высокого уровня адаптированности (как цели адаптационного взаимодействия личности и среды) является основой, базой для перехода к творческой, преобразующей деятельности личности.
Ж. Пиаже отмечал, что адаптация – это состояние индивида и социальной среды, при котором соблюдается равновесие между воздействием организма на среду и наоборот.
Адаптация в производстве — это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда .
Среди большого количества разрабатываемых
учеными проблем адаптационного процесса,
пожалуй, наиболее интенсивно изучалась
проблема социальной адаптации рабочего
на производстве.
Начиная с 70-х годов в социальной психологии равнозначно применяются два понятия «социальная адаптация» и «производственная адаптация». «На тождественность использования данных терминов указывает тот факт, что как в той, так и в другой исследователями выделяются две отдельные составляющие: профессиональная и социально-психологическая адаптация» .
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально-психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (В.Н.Безносиков, А.Л.Журавлев, О.И.Зотова, Л.В.Ключникова, И.К.Кряжева, В.П.Поздняков, С.Н.Пустовалов, Е.В.Таранов и др.).
Так, Е.В.Таранов в своем диссертационном
исследовании, посвященном изучению социально-психологических
проблем адаптации молодого рабочего,
операционально определяет социально-психологическую
адаптацию как «многомерный процесс формирования
у личности устойчивого позитивного отношения
к задачам и традициям предприятия по
мере проявления активности и усиленного
включения в производственную деятельность,
систему межличностных отношений, социокультурную
и социально-политическую жизнь предприятия,
нахождение там условий для самореализации»
[16,С.57].
- качественный уровень работы по профессиональной
ориентации потенциальных сотрудников;
- объективность деловой оценки персонала
(как при отборе, так и в процессе трудовой
адаптации работников);
- отработанность организационного механизма
управления процессом адаптации;
- престиж и привлекательность профессии,
работы по определенной специальности
именно в данной организации;
- особенности организации труда, реализующие
мотивационные установки сотрудника;
- гибкость системы обучения персонала,
действующей внутри организации;
- особенности социально-психологического
климата, сложившегося в коллективе;
- личностные свойства адаптируемого сотрудника,
связанные с его психологическими чертами,
возрастом, семейным положением и т.п.
Особое
значение имеет организационный механизм
управления адаптацией. Это ключевое условие
ее успешного осуществления. Неотработанность
данного механизма для отечественных
организаций является одной из главных
причин декларативности управления адаптацией
и лозунгового провозглашения ее необходимости.
В работе по проведению трудовой адаптации
новых сотрудников существует необходимость
в использовании специально разработанной
программы адаптации, которая содержит
в себе целый комплекс мероприятий, позволяющий
снизить как временные, так и психологические
затраты на адаптацию новых сотрудников.
Она включает в себя три раздела:
Эмпирическая часть.
Для проверки гипотезы было организовано и проведено экспериментальное исследование на социально психологическую адаптации молодых рабочих в производственном коллективе ,среди сотрудников работающих в магазинах Моремолл .В ходе исследования применялась методика : исследование социально-психологической адаптации (СПА) предложенную К. Роджерсом и Р. Даймондом. Выборка составляла: 14 человек, в возрасте от 20-25 лет.
Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.
Стимульный материал представлен 101 утверждением,. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния «прямого отождествления». То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. В методике предусмотрена достаточно дифференцированная, 7-бальная шкала ответов. Остается открытым вопрос, насколько оправдано применение подобной шкалы, так как в обыденном сознании испытуемому достаточно трудно выбрать между таким вариантами ответов, как например, 2" — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; и «3» — не решаюсь отнести это к себе.
Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:
Интегральные показатели
2.2Результаты исследования и общие выводы
N=14 Таблица 1
Молодые сотрудники |
Адаптация |
Принятие других |
Внутренний контроль |
самопринятие |
Эмоциональный комфорт |
доминирование |
А1 |
95 |
65 |
90 |
85 |
77 |
65 |
А2 |
90 |
70 |
85 |
99 |
57 |
59 |
А3 |
92 |
55 |
77 |
95 |
79 |
73 |
А4 |
85 |
65 |
95 |
79 |
88 |
95 |
А5 |
80 |
68 |
97 |
98 |
97 |
76 |
А6 |
84 |
77 |
74 |
88 |
84 |
87 |
А7 |
91 |
80 |
96 |
76 |
65 |
68 |
А8 |
75 |
81 |
89 |
96 |
75 |
78 |
А9 |
68 |
64 |
75 |
93 |
93 |
72 |
А10 |
95 |
70 |
99 |
86 |
68 |
65 |
А11 |
65 |
58 |
92 |
97 |
66 |
78 |
А12 |
74 |
74 |
85 |
90 |
59 |
84 |
А13 |
60 |
69 |
75 |
99 |
73 |
66 |
А14 |
68 |
77 |
70 |
94 |
96 |
93 |
Среднее значение |
80,14286 |
69,5 |
85,64286 |
91,07143 |
76,92857 |
75,64286 |
На основании полученных данных социально-психологической адаптации «молодых» сотрудников выведены следующие результаты: по интегральному показателю «Адаптация» группа характеризуется как имеющая повышенные адаптивные способности, то есть в данной группе в большей степени присутствуют респонденты с высокими и нормальными адаптивными способностями. Так же большинство респондентов этой группы имеют высокий интегральный показатель «Самопринятия», «Эмоциональный комфорт», «Внутренний комфорт», «Доминирование» (Таблица №1).И средний показатель «Принятие других». Итак это говорит о том ,что степень адаптированности молодых сотрудников высокий.
Вывод.Проблема адаптации специалистов и молодых рабочих еще недостаточно изучена в России. Однако она заслуживает того, чтобы ею занимались. Адаптация оказывает значительное влияние на деятельность любой организации, и если ею не заниматься, то работа организации может быть затруднена.
Персонал - это настоящая ценность организации, и ему должно оказываться соответствующее внимание.Таким образом, для стабильной и эффективной работы новых сотрудников надо качественно адаптировать и грамотно мотивировать.
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др.), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т.д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т.п.), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия.
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что молодые рабочие высоко адаптированы на рабочем месте ,тем самым мы подтверждаем гипотезу.