Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:57, курсовая работа
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически.
Введение 3
Глава 1. Воспитание как социально-психологический феномен
1.1. Воспитание: определение, цели, средства и методы 5
1.2. Теории воспитания 12
Глава 2. Социально-психологические факторы воспитания
2.1. Семья как социально-психологический фактор воспитания 18
2.2. Коллектив как социально-психологический фактор воспитания 22
Заключение 29
Список литературы 32
Не так уж редки случаи, когда кто-либо из детей, опережая в развитии своих товарищей по коллективу, попадает в ситуацию беспринципного и даже аморального давления со стороны сверстников по коллективу.
Конечно, А. С. Макаренко и его последователи имели в виду высокоразвитые детские и педагогические коллективы. В настоящее время факты, которыми располагает социальная и педагогическая психология, свидетельствуют, что среди реально существующих коллективов, воспитывающих личность, высокоразвитых не более 6-8%. Средне и слаборазвитые в социально-психологическом отношении коллективы двойственно влияют на психологию и поведение личности: и положительно, и отрицательно.
Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, не похожего на других людей человека. Коллектив же, как правило, унифицирует личностей своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования. Одинаковость требований, предъявляемых ко всем людям без учета их индивидуальности, приводит к деиндивидуализации или обезличиванию.
Человек психологически формируется, личностно развивается не только под воздействием коллектива, но и под влиянием множества других социальных факторов и институтов. Практически невозможно точно установить, чье воспитательное воздействие на личность сильнее: реальных коллективов или всех других, в том числе, случайных факторов [3, С. 63].
Все это не означает полного отрицания ценности коллектива для становления человека как личности. Высокоразвитые коллективы полезны для формирования личности. Многое, что в человеке есть положительного, действительно приобретается в разного рода коллективах в результате общения и взаимодействия с людьми. Коллектив является существенным и важным фактором развития человека, несмотря на все вышеуказанные противоречия.
Проведя анализ социально-психологического фактора такой как коллектив, мы пришли к выводу, что воспитание личности человека, её развитие и становление разумного, культурного поведения, происходит через обще-коллективную деятельность. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Заключение
В курсовой работе мы подробно рассмотрели вопрос о социально-психологических аспектах воспитания. Ответили на вопросы о том, что такое воспитание, рассмотрели теории воспитания, цели и задачи данного процесса и как же влияет на развитие личности ребенка коллектив и семья.
Проведя теоретический анализ работ посвящённых проблеме «социально-психологические аспекты воспитания», мы пришли к следующим заключениям:
Список литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ – М.: Аспект Пресс, 2005. – 375 с.
2. Введение в педагогику: Учеб. пособие/ Удм. гос. ун-т, Ин-т человека. -Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2004. – 215 с.
3. Гумплович, Л. Основы педагогики/ Пер. под ред. В. М. Гессена. – СПб.: Издание О. Н. Попова, 2005. – 360 с.
4. Давидюк, Г. П. Прикладная психология/ – Минск: Высш. школа, 2005. – 219 с.
5. Жуков, В. И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития – 2-е изд., доп./ – М.: Союз, 2005. – 335 с.
6. Иванов, В. Н. Россия: обретение будущего (размышления социолога) – 3-е изд., доп./ – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. - 313 с.
7. Кареев, Н. И. Введение в изучение педагогики/ – СПб.– 2004.– 418 с.
8. Кареев, Н. И. Основы русской психологии/ Подготовка текста, вступ. ст., комментарии И. А. Голосенко: Ин-т социологии Российской Академии наук: С.-Петерб. филиал. – СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2006.– 368 с.
9. Кон, И. С. Психология личности/ – М.: Политиздат, 2005. – 382 с.
10. Кравченко, А. И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей/ – М.: «Московский Лицей», 2006. – 367 с.
11. Токарева, Т. Н. Проблемы личности в психологии// Психология.- 2007. – C.16-21.
12. Щербаков, С. А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления. – 2007. – C.13-16.
13. Кареев, Н. И. Введение в изучение педагогики/ – СПб. – 2004. – С. 127-128.
14. Кон, И. С. Психология личности/ – М. – 2005. – С.89-90.
15. Кон, И. С. Психология личности/ – М. – 2005. – С.140-142.
16. Щербаков, С. А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007. – C.13-14.
17. Гумплович, Л. Основы педагогики Пер. под ред. В. М. Гессена/ – СПб. – 2005. – с.115-116.
18. Жуков, В. И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. – 2-е изд., доп./ – М. – 2005. – C.89.
19. Токарева, Т. Н. Проблемы личности в психологии// Психология. – 2007. – №2. – C.17.
20. Введение в педагогику: Учеб. пособие Удм. гос. ун-т, Ин-т человека/ –Ижевск, – 2004. – С.178.
21. Кравченко, А. И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей/ – М. – 2006. – C.170.
22. Давидюк, Г. П. Прикладная психология/ – Минск, – 2005. – C.116.
23. Щербаков, С. А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления. – 2007. – №5. – C.13.
24. Гумплович, Л. Основы педагогики Пер. под ред. В. М. Гессена/ – СПб. – 2005. – C.115.
25. Жуков, В. И. Россия: Состояние, перспективы, противоречия развития. – 2-е изд., доп./ – М. – 2005. – C.89.
26. Кравченко, А. И. Педагогика: Справочное пособие: Для студентов и преподавателей/ – М.: «Московский Лицей», 2006. – 367 с.
27. Токарева, Т. Н. Проблемы личности в психологии // Психология.- 2007. – C.16-21.
28. Щербаков, С. А. Семья и личность// Проблемы теории и практики управления.- 2007.- №5.- C.13-16.
29. Кареев, Н. И. Введение в изучение педагогики/ – СПб. – 2004. – С. 127-128.
30. Гумплович, Л. Основы педагогики/ Пер. под ред. В. М. Гессена. – СПб. – 2005. – с.115-116.
Информация о работе Социально-психологические аспекты воспитания