Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 12:31, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотреть социально-психологическую характеристику толпы.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
Рассмотреть принципы формирования толпы, ее общее понятие.
Раскрыть социальные характеристики толпы.
Раскрыть психологические принципы толпы.
Изучить литературу по заданной теме.
Введение………………………………………………………………...........3
Понятие «толпа», ее общие характеристики и принципы формирования………………………………………………………………………..5
Социальные характеристики толпы……………………………........11
Психологические характеристики толпы…………………………...13
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………...19
Экспрессивная толпа. Формируется - как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.).
Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок-концерты и т.п.).
Действующая толпа. Формируется - как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта.
Современные представления
на типологию толпы несколько
отличаются от взглядов Г. Лебона. Об организованной
толпе уже шла речь выше. Так
же сложно рассматривать в качестве
толпы персонифицированное
Психология толпы представляет
для психологов особый интерес. В
настоящее время поведение
В когнитивной сфере толпа
Неспособность к осознанию. Важными психологическими характеристиками толпы являются ее бессознательность, инстинктивность и импульсивность. Если даже один человек довольно слабо поддается посылам разума, а потому большую часть поступков в жизни делает благодаря эмоциональным, порою совершенно слепым, импульсам, то людская толпа живет исключительно чувством, логика противна ей. Вступает в действие неуправляемый стадный инстинкт, особенно когда ситуация экстремальная, когда нет лидера и никто не выкрикивает сдерживающие слова команд. Разнородное в каждом из индивидов - частице толпы - утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества. Общие качества характера, управляемые бессознательным, соединяются вместе в толпе. Изолированный индивид обладает способностью подавлять бессознательные рефлексы, в то время как толпа этой способности не имеет.14
Особенности воображения. У толпы сильно развита способность к воображению. Толпа очень восприимчива к впечатлениям. Образы, поражающие воображение толпы, всегда бывают простыми и ясными. Вызванные в уме толпы кем-либо образы, представление о каком-нибудь событии или случае по своей живости почти равны реальным образам. Не факты сами по себе поражают воображение толпы, а то, как они предъявляются ей.
Еще один очень важный эффект толпы - коллективные галлюцинации. В воображении людей, собравшихся в толпе, события претерпевают искажения.
Особенности мышления. Толпа мыслит образами, и вызванный в ее воображении образ, в свою очередь, вызывает другие, не имеющие никакой логической связи с первым. Толпа не отделяет субъективное от объективного. Она считает реальными образы, вызванные в ее уме и зачастую имеющие лишь очень отдаленную связь с наблюдаемым ею фактом. Толпа, способная мыслить только образами, восприимчива только к образам.15
Толпа не рассуждает и не обдумывает. Она принимает или отбрасывает идеи целиком. Она не переносит ни споров, ни противоречий. Рассуждения толпы основываются на ассоциациях, но они связаны между собою лишь кажущейся аналогией и последовательностью. Толпа способна воспринимать лишь те идеи, которые упрощены до предела. Суждения толпы всегда навязаны ей и никогда не бывают результатом всестороннего обсуждения.
Толпа никогда не стремится к правде. Она отворачивается от очевидности, которая не нравится ей, и предпочитает поклоняться заблуждениям и иллюзиям, если только они прельщают ее.
В толпе нет предумышленности.
Она может последовательно
Категоричность. Не испытывая никаких сомнений относительно того, что есть истина и что есть заблуждение, толпа выражает такую же авторитетность в своих суждениях, как и нетерпимость.
Консерватизм. Будучи в основе своей чрезвычайно консервативна, толпа питает глубокое отвращение ко всем новшествам и испытывает безграничное благоговение перед традициями.
Внушаемость. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы. Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это ее восприимчивость к внушению.
Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.
Толпе очень легко внушить, например, чувство обожания, заставляющее ее находить счастье в фанатизме, подчинении и готовностью жертвовать собой ради своего идола.
Как бы ни была нейтральна толпа, она все-таки находится в состоянии выжидательного внимания, которое облегчает всякое внушение. Рождение легенд, легко распространяющихся в толпе, обусловливается ее легковерием. Одинаковое направление чувств определяется внушением. Как у всех существ, находящихся под влиянием внушения, идея, овладевшая умом, стремится выразиться в действии. Невозможного для толпы не существует.17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология больших социальных
групп является одним из важнейших
объектов социально-психологических
исследований. Значение этих исследований
обусловлено тем, что человек
осуществляет свою жизнедеятельность
как член той или иной социальной
группы, представитель определенной
исторически сложившейся
Изучив литературу по данной теме, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута, и можно подвести следующие итоги:
Формирование толпы начинается с некоего ядра, в качестве которого выступают зачинщики. Далее следует процесс кружения – нарастание внутренней напряженности и возбуждения. Последний этап в формировании толпы составляет активизация индивидов в сторону воображаемого объекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал, том 11, № 5, 1990 г.
1 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.382.
2 Журавлев А.Л. Социальная психология. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. С.267.
3 Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2006. С.230.
4 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.382.
5 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.382 - 383.
6 Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал, том 11, № 5, 1990 г.
7 Рощин С.К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня // Психологический журнал, том 11, № 5, 1990 г.
8 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.384.
9 Там же
10 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.385.
11 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.385.
12 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.386.
13 Гобозов И.А. Социальная философия. Учебник. - М.: Издатель Савин С.А., 2003. С. 345.
14 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.388 - 389.
15 Там же
16 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.392.
17 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М., Новосибирск: Сибирское соглашение, Инфра-М, 2001. С.393.
Информация о работе Социально-психологические характеристики толпы