Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2015 в 17:42, лекция
Социально-психологический тренинг объединяет ряд методов АСПО, направленных на развитие компетентности в общении и основанных на взаимодействии участников группы и психологических эффектах групповой активности. Существует большое количество различных форм тренинга, подходов к его проведению и организации.
Классификацию видов социально-психологического тренинга можно провести по трем ключевым критериям
1.4. Социально-психологический
Социально-психологический тренинг объединяет ряд методов АСПО, направленных на развитие компетентности в общении и основанных на взаимодействии участников группы и психологических эффектах групповой активности. Существует большое количество различных форм тренинга, подходов к его проведению и организации.
Классификацию видов социально-психологического тренинга можно провести по трем ключевым критериям (см. рис. 4).
– По принадлежности к ведущим теоретическим школам современной психологии. В данном случае выделяются тренинги бихевиористской, психоаналитической, гуманистической ориентации и др.
– По основной методологической ориентации в понимании психологического воздействия на личность. Здесь различают два вида тренингов: тренинги личностного роста и коммуникативные тренинги. Тренинги личностного ростанаправлены на развитие самосознания личности, самопонимания. К ним относятся Т-группы, группы встреч, тренинги сенситивности, гештальт-ориентированные тренинги и др. Коммуникативные тренинги нацелены на формирование коммуникативных умений, адекватных различным ситуациям межличностного и делового общения. Это тренинги повышения уверенности в себе, ассертивности, самоутверждения.
– По прикладным целям проведения
тренинга, содержанию социального заказа
на его организацию можно выделить тренинги самосовершенствования, предназ
Все столь не похожие друг на друга виды социально-психологического тренинга объединяет общая форма проведения – тренинговая (учебно-тренировочная) группа – и некоторые общие принципы проведения, которые появились и отрабатывались в различных видах тренинга в ходе массового увлечения психологов тренинговой работой в середине 50-х – начале 60-х гг. XX в. (“группового движения”), но сейчас уже потеряли свою специфику и относятся ко всем видам тренинга.
– Принцип добровольности – члены группы добровольно, без принуждения становятся участниками тренинга и в силу этого берут на себя определенные обязанности, такие, как выполнение правил тренинга, безоговорочное принятие к исполнению групповых решений и др.
– Принцип “здесь и теперь”. Общение в тренинге должно строиться вокруг актуальных для группы проблем, несмотря на то что для людей естественной является непроизвольная психологическая защита – стремление уйти в область общих высказываний, тезисов или давних событий, воспоминаний.
– Принцип персонификации высказываний. Каждый участник должен высказываться от своего имени, отказаться от безличных речевых форм, помогающих скрывать собственную позицию. Нельзя избегать прямых высказываний, прятаться за чужое мнение.
– Принцип активности в тренинге – основная норма поведения в тренинге; постоянное вовлечение каждого участника, включая руководителя, в групповое взаимодействие, обсуждение.
– Принцип равного общения. Участники тренинга обладают равными правами и обязанностями, занимают изначально равные психологические позиции. Приемом, позволяющим облегчить переход к такому общению, является форма общения на “ты” между участниками группы, психологически уравнивающая всех членов группы.
Принятие участниками группы и применение указанных принципов создает особую доверительную психологическую атмосферу социально-психологического тренинга, делает его помимо привлекательности для людей мощным средством организованного психологического воздействия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Задание 1
Постройте ряд из известных вам базовых методов активного социально-психологического обучения (в виде схемы или диаграммы) по следующим критериям:
– возрастание активности группы;
– возрастание активности руководителя группы;
– увеличение субъективной трудности выполнения заданий и упражнений;
– возрастание интенсивности формирования личностных качеств.
Задание 2
Составьте таблицу, разделив базовые методы АСПО по целям и областям применения.
Метод групповой работы |
Цель применения |
Область применения |
Задание 3
Организация активного социально-психологического обучения должна отвечать следующим условиям (выберите правильные ответы):
– индивидуализация и дифференциация обучения;
– использование эффектов групповой динамики;
– обязательное взаимодействие участников группы между собой;
– опора на информационные педагогические технологии;
– сообщение логически организованных психологических знаний.
Задание 4
Проведите наблюдение за ходом учебного занятия по любой дисциплине и тренингового занятия в группе, затем сделайте их сравнительный психолого-педагогический анализ по следующей схеме.
1. Результаты (уровень) усвоения учебного материала.
2. Результаты усвоения умений и навыков.
3. Отношение членов группы (учащихся) к учебной деятельности.
4. Отношения между участниками (учащимися), между участниками и руководителем (преподавателем).
5. Общая оценка развивающего
и воспитательного эффекта
Задание 5
Учебный текст: Лабораторный тренинг//Психотерапевтическая энциклопедия/под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1998. – С. 227 – 230.
– Прочтите и законспектируйте словарную статью “Лабораторный тренинг”.
– Найдите в тексте следующую информацию:
– основные предпосылки появления методов активного социально-психологического обучения;
– базовые виды групп в организации тренинга (Т-группы, S-группы и Е-группы);
– классификации групп по источнику получения данных о личности.
– Составьте собственные вопросы и задания к тексту, выделите в тексте ответы на каждый вопрос и задание.
Проверьте себя еще раз
1. В чем состоит предмет
учебной дисциплины “Методы
2. Каковы основные цели и задачи этого курса?
3. Как активное социально-
4. Перечислите базовые методы АСПО. Назовите основные подходы к их классификации.
5. Каковы качественные особенности методов АСПО по сравнению с другими способами передачи знаний?
6. В чем заключаются преимущества методов АСПО?
7. Приведите критерии
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Воронова А.А. Применение методов активного социально-психологического обучения педагогов в системе школьной психологической службы//Активные методы в работе школьного психолога/под ред. И.В.Дубровиной. – М.; Киров, 1991. – С. 84-92.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – С. 3-5, 14-56.
3. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – С. 42 – 51.
4. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. – С. 3 – 7, 103-110.
5. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991. – С. 3-17.
Информация о работе Социально-психологический тренинг и его виды