Социально-психологический тренинг и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2015 в 17:42, лекция

Описание работы

Социально-психологический тренинг объединяет ряд методов АСПО, направленных на развитие компетентности в общении и основанных на взаимодействии участников группы и психологических эффектах групповой активности. Существует большое количество различных форм тренинга, подходов к его проведению и организации.
Классификацию видов социально-психологического тренинга можно провести по трем ключевым критериям

Файлы: 1 файл

1.docx

— 46.54 Кб (Скачать файл)

1.4. Социально-психологический тренинг  и его виды

Социально-психологический тренинг объединяет ряд методов АСПО, направленных на развитие компетентности в общении и основанных на взаимодействии участников группы и психологических эффектах групповой активности. Существует большое количество различных форм тренинга, подходов к его проведению и организации.

Классификацию видов социально-психологического тренинга можно провести по трем ключевым критериям (см. рис. 4).

– По принадлежности к ведущим теоретическим школам современной психологии. В данном случае выделяются тренинги бихевиористской, психоаналитической, гуманистической ориентации и др.

– По основной методологической ориентации в понимании психологического воздействия на личность. Здесь различают два вида тренингов: тренинги личностного роста и коммуникативные тренинги. Тренинги личностного ростанаправлены на развитие самосознания личности, самопонимания. К ним относятся Т-группы, группы встреч, тренинги сенситивности, гештальт-ориентированные тренинги и др. Коммуникативные тренинги нацелены на формирование коммуникативных умений, адекватных различным ситуациям межличностного и делового общения. Это тренинги повышения уверенности в себе, ассертивности, самоутверждения.

– По прикладным целям проведения тренинга, содержанию социального заказа на его организацию можно выделить тренинги самосовершенствования, предназначенные для решения разного рода психологических проблем, осознаваемых и формулируемых людьми, которые приходят в группу тренинга. К ним относятся, например, тренинги гештальт-ориентации, перцептивные тренинги, группы встреч, тренинги ассертивности и др. Вторую категорию тренингов по данному критерию составляют так называемые обучающие тренинги, направленные на совершенствование коммуникативных навыков, имеющих высокую профессиональную значимость (например, для профессий типа “человек-человек”). К этой группе принадлежат тренинги делового общения, тренинги по управлению персоналом, психолого-педагогические тренинги и др.

Все столь не похожие друг на друга виды социально-психологического тренинга объединяет общая форма проведения – тренинговая (учебно-тренировочная) группа – и некоторые общие принципы проведения, которые появились и отрабатывались в различных видах тренинга в ходе массового увлечения психологов тренинговой работой в середине 50-х – начале 60-х гг. XX в. (“группового движения”), но сейчас уже потеряли свою специфику и относятся ко всем видам тренинга.

– Принцип добровольности – члены группы добровольно, без принуждения становятся участниками тренинга и в силу этого берут на себя определенные обязанности, такие, как выполнение правил тренинга, безоговорочное принятие к исполнению групповых решений и др.

– Принцип “здесь и теперь”. Общение в тренинге должно строиться вокруг актуальных для группы проблем, несмотря на то что для людей естественной является непроизвольная психологическая защита – стремление уйти в область общих высказываний, тезисов или давних событий, воспоминаний.

– Принцип персонификации высказываний. Каждый участник должен высказываться от своего имени, отказаться от безличных речевых форм, помогающих скрывать собственную позицию. Нельзя избегать прямых высказываний, прятаться за чужое мнение.

– Принцип активности в тренинге – основная норма поведения в тренинге; постоянное вовлечение каждого участника, включая руководителя, в групповое взаимодействие, обсуждение.

– Принцип равного общения. Участники тренинга обладают равными правами и обязанностями, занимают изначально равные психологические позиции. Приемом, позволяющим облегчить переход к такому общению, является форма общения на “ты” между участниками группы, психологически уравнивающая всех членов группы.

Принятие участниками группы и применение указанных принципов создает особую доверительную психологическую атмосферу социально-психологического тренинга, делает его помимо привлекательности для людей мощным средством организованного психологического воздействия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Задание 1

Постройте ряд из известных вам базовых методов активного социально-психологического обучения (в виде схемы или диаграммы) по следующим критериям:

– возрастание активности группы;

– возрастание активности руководителя группы;

– увеличение субъективной трудности выполнения заданий и упражнений;

– возрастание интенсивности формирования личностных качеств.

Задание 2

Составьте таблицу, разделив базовые методы АСПО по целям и областям применения.

Метод групповой работы

Цель применения

Область применения

     
     
     

Задание 3

Организация активного социально-психологического обучения должна отвечать следующим условиям (выберите правильные ответы):

– индивидуализация и дифференциация обучения;

– использование эффектов групповой динамики;

– обязательное взаимодействие участников группы между собой;

– опора на информационные педагогические технологии;

– сообщение логически организованных психологических знаний.

Задание 4

Проведите наблюдение за ходом учебного занятия по любой дисциплине и тренингового занятия в группе, затем сделайте их сравнительный психолого-педагогический анализ по следующей схеме.

1. Результаты (уровень) усвоения  учебного материала.

2. Результаты усвоения  умений и навыков.

3. Отношение членов группы (учащихся) к учебной деятельности.

4. Отношения между участниками (учащимися), между участниками и  руководителем (преподавателем).

5. Общая оценка развивающего  и воспитательного эффекта занятия.

Задание 5

Учебный текст: Лабораторный тренинг//Психотерапевтическая энциклопедия/под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб., 1998. – С. 227 – 230.

– Прочтите и законспектируйте словарную статью “Лабораторный тренинг”.

– Найдите в тексте следующую информацию:

– основные предпосылки появления методов активного социально-психологического обучения;

– базовые виды групп в организации тренинга (Т-группы, S-группы и Е-группы);

– классификации групп по источнику получения данных о личности.

– Составьте собственные вопросы и задания к тексту, выделите в тексте ответы на каждый вопрос и задание.

Проверьте себя еще раз

1. В чем состоит предмет  учебной дисциплины “Методы активного  социально-психологического обучения”?

2. Каковы основные цели  и задачи этого курса?

3. Как активное социально-психологическое  обучение связано с другими  отраслями психологии и науками  о человеке?

4. Перечислите базовые  методы АСПО. Назовите основные  подходы к их классификации.

5. Каковы качественные  особенности методов АСПО по  сравнению с другими способами  передачи знаний?

6. В чем заключаются  преимущества методов АСПО?

7. Приведите критерии классификации  видов социально-психологического  тренинга.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова А.А. Применение методов активного социально-психологического обучения педагогов в системе школьной психологической службы//Активные методы в работе школьного психолога/под ред. И.В.Дубровиной. – М.; Киров, 1991. – С. 84-92.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – С. 3-5, 14-56.

3. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – С. 42 – 51.

4. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982. – С. 3 – 7, 103-110.

5. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991. – С. 3-17.

 


Информация о работе Социально-психологический тренинг и его виды