Социальный характер детской игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:44, лекция

Описание работы

Игра имеет социальную основу. И детские игры прежних лет, и современные игры убеждают нас в том, что они связали с миром взрослых. Одним из первых кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.
Окружающая ребёнка действительность многообразна, а в игре находятся отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми

Файлы: 1 файл

Социальный характер детской игры.docx

— 14.81 Кб (Скачать файл)

Социальный характер детской игры.

Игра имеет социальную основу.  И детские игры прежних лет, и современные игры убеждают нас в том, что они связали с миром взрослых. Одним из первых кто доказал это положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания»  (1867) К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых.

Окружающая ребёнка действительность многообразна, а в игре находятся  отражение лишь отдельные её стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми. Как  показывают исследования А.П. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Р.И. Жуковской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения  между людьми.

Впервые годы жизни у ребёнка  преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. Поэтому в играх детей этого  возраста воссоздаются действия взрослого  с чем-то, с каким-то предметом (ребёнок  говорит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). А.А. Люблинская очень метко назвала игры малышей  «полуигрой-полутрудом». 

В развёрнутой форме ролевой  игры, которая наблюдается у детей, начиная с 4-5 лет, на первый план выступают  отношения между людьми, которые  осуществляются через действия с  предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (воссоздания  в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального  опыта.

Игра социальна и по способам её осуществления.  Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа: выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.д.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации.  Так игра приобретает  самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обусловливает её развивающий эффект.

Кроме того, согласно Ж. Пнаже, игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция  игры является особенно важной. В игре ребёнок на сенсомоторном уровне демонтирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то,  что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал.  Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть, отдаленной.  В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и,  возможно, с игрой связаны те моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и  могут контролировать собственную жизнь.


Информация о работе Социальный характер детской игры