Социометрия, социометрическая техника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 01:22, реферат

Описание работы

Социометрия, социометрическая техника используется для измерения определенных свойств группы как целостного образования. Термин "социометрия" связан с именем Дж. Морено, американским психологом, который в 30-е годы нашего века в контексте разрабатываемой им социопсихологической теории предложил социометрическую методику. Она получила широкое распространение за рубежом при изучении отношений в малых группах, а также в клиническом исследовании.

Файлы: 1 файл

Социометрия.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Социометрия, социометрическая техника используется для измерения определенных свойств группы как целостного образования. Термин "социометрия" связан с именем Дж. Морено, американским психологом, который в 30-е годы нашего века в контексте разрабатываемой им социопсихологической теории предложил социометрическую методику. Она получила широкое распространение за рубежом при изучении отношений в малых группах, а также в клиническом исследовании.

Отечественные психологи, оценив недостатки и достоинства социометрической методики, подвергнув ее модификации (А.В. Петровский), применяют ее при изучении отношений между детьми.

Социометрическая методика применяется  для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. В книге В.А. Ядова указывается, что методика может быть направлена на:

  • измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
  • выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии, где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и "отвергнутный";
  • обнаружение внутригрупповых подсистем – сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Надежность методики зависит, прежде всего, от правильного  отбора критериев социометрии, которые включаются в программу исследования. Она строится, исходя из специфики группы.

Устойчивость данных проверяется  повторным проведением социометрии, их обоснованность определяется путем наблюдения реальных отношений в изучаемой группе. В исследовании должна быть гарантирована и обеспечена анонимность, т.к. изучение симпатий-антипатий, отношений и т.п. составляют интимную сторону жизни группы.

Простота в употреблении позволила  социометрической методике найти широкое  прикладное применение в разных областях (в психологии, педагогике, социологии, на производстве).

Вместе с тем доказана некоторая  ограниченность применения и использования  данных. В частности, следует учитывать, что показания, полученные в социометрии, относительны. Они приобретают смысл  только в том случае, если проводятся по единой процедуре для всех членов группы. Индексы социометрического статуса приобретают значение только в контексте социометрической матрицы данной группы.

Кроме этого, необходимо иметь в  виду, что с помощью социометрической методики фиксируются не глубинные взаимоотношения в группе, а лишь поверхностные, а их мотивация остается не выявленной.

При изучении отношений детей дошкольного  возраста социометрическая методика применялась в исследованиях Я.Л. Коломинского ("Выбор в действии") и под руководством Т.А. Репиной ("Секрет"). Приведем описание последней модификации. (Из книги "Отношение между сверстниками в группе детского сада. – М.: Педагогика, 1978.)

Социометрическая экспериментальная игра "Секрет" была переработана с учетом возрастных психологических особенностей испытуемых.

Ее целью было изучение особенностей межличностных отношений и определение "социального статуса" каждого  ребенка в группе.

Методика проведения состоит в  следующем. Экспериментатор, который находится в раздевалке, где расположены шкафчики для одежды детей", предлагает ребенку поиграть в игру "Секрет". Игра состоит в том, что ребенок выбирает трех детей из группы и "по секрету" вкладывает в их шкафчики подарки, которые предоставляет  ему экспериментатор (переводные картинки, художественные открытки). После этого испытуемого просят обосновать свой первый выбор и высказать предположение об ожидаемых им самим выборах.

Перед началом эксперимента ребенку  дается следующая инструкция:

– Сейчас я дам тебе три картинки. Ты можешь их подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которых сегодня нет в группе, если хочешь.

Последнее говорилось как бы между  прочим, чтобы дети не воспринимали это предложение как обязательное. Далее ребенку давали три картинки. Экспериментатор спрашивал его, какая из трех ему больше нравится, затем – какая больше нравится из оставшихся двух. На обратной стороне картинок делаются пометки: проставляется номер испытуемого и условный значок выбора а,б,в.

Затем ребенку говорят:

– теперь подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки. Потом положи им в шкафчик эти картинки. А другие ребята положат тебе.

Если испытуемый долго не начинает действовать, экспериментатор разъясняет:

– можешь положить тем детям, которые тебе больше всего нравятся или с которыми ты любишь играть, хотел бы дружить.

После того как испытуемый делает выбор, вкладывает подарки в  шкафчики, его спрашивают:

– Скажи, пожалуйста, почему ты самую хорошую подарил... Мише? (называлось имя ребенка, которому, испытуемый подарил картинку "а".)

В заключении экспериментатор  задает  вопрос:

– А как ты думаешь, кто из детей вашей группы может  подарить тебе картинки? – В протоколе  фиксируется, как ребенок относится  к мысли подарить другим картинки, время реакции выбора, а также ожидаемые выборы.

Через два дня в  этот же протокол заносится  ответ  на вопрос "Кому из детей группы ты подарил картинки, когда играли в  игру "Секрет" (проверяется  случайность выбора).

Предполагалось, что если у ребенка сложились относительно устойчивые избирательные отношения с детьми, то в эксперименте испытуемый будет действовать быстро, уверенно, не меняя своих решений и помнить о своих выборах, по крайней мере, на протяжении нескольких дней.

Чтобы дети, уже принявшие участие в эксперименте, не общались с теми, которые в эксперименте еще не участвовали, их уводили в другое помещение или на прогулку. Элемент игры, таинственности вводился в эксперимент для удерживания детей от сговора о взаимных выборах.

После того, как эксперимент заканчивался, исследователь просматривал все шкафчики, фиксировал в протоколе все свои обозначения на открытках, подсчитывал общее количество выборов, полученное каждым ребенком. Тем детям, кто не получил ни одного выбора, экспериментатор подкладывает одну-две открытки. Причем не следует делать это за счет ребенка, получившего много открыток. Лучше всего иметь несколько запасных открыток, заготовленных для такого случая. Результаты социометрии заносятся в сводную таблицу.

 Чтобы получить устойчивые достоверные показатели, целесообразно игру "Секрет" повторить через непродолжительное время (в виде устного опроса, спрашивая детей, кому бы ты сегодня подарил, если бы мы сейчас играли в игру «Секрет») . Результаты заносятся в таблицу в графу «через 2 дня». Сопоставление результатов

 

 

Приведем еще одну разновидность социометрии – оценочный эксперимент, так он назван в работе, выполненной под руководством Т.А. Репиной, и описан в упоминавшейся уже книге "Отношение между сверстниками в группе детского сада".

В одиночном эксперименте ставилась цель – выявить характер оценочных отношений, существующих в группе и проявляющихся во взаимооценках  детей группы, а также получить от детей оценки своих собственных  качеств. Особенности взаимооценок детей – важный показатель характера их отношений (наряду с характеристикой реальных взаимоотношений и избирательного общения).

По тому, какими качествами обладают наиболее авторитетные в группе дети, можно судить о содержании, стиле отношений между детьми, а также косвенно – о ценностных ориентациях группы.

Положение ребенка в  группе определяется тем, как высоко сверстники оценивают достоинства ребенка и в какой степени осуждают его недостатки. Оценки дошкольников, конечно, субъективны, в большей степени подвержены влиянию аффективного отношения.

Однако эти оценки представляют несомненный интерес  для исследователя.

Оценочный эксперимент  заключается в следующем. Перед  испытуемым раскладываются  на столе фотографии всех детей группы, в том числе и его собственная, и ставятся три игрушечных домика. Ребенку предлагается отобрать из этих фотографий в одну сторону детей "самых добрых", в другую – "не очень добрых". А фотографии тех, кто "только иногда бывает добрым" – в третью стопку. Свою фотографию ребенок мог положить в одну из стопок.

Оцениваемые качества могут быть самыми разными – привлекательность, умение играть, физическая сила, честность, справедливость, доброта, отзывчивость, чувство юмора и др.

Оценочный эксперимент  может применяться в двух вариантах: с опорой на фотографии и без них, в форме беседы с использованием вопросов.

Результаты, полученные в оценочном эксперименте, обрабатываются и разносятся в индивидуальные матрицы, а по ним могут составляться общегрупповые таблицы и социограммы по разным основаниям.


Информация о работе Социометрия, социометрическая техника