Содержание дидактики как теории обучения и образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

В формировании личности и ее становлении огромное значение имеет образование и обучение. Оба эти явления выступают в единстве. Образование - результат обучения, обучение - основной путь образования. Дидактика - теория образования и обучения. Это отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. В дидактике дается научное обоснование содержания образования, то есть «чему учить?» и «как учить?».

Содержание работы

Введение
Содержание дидактики как теории обучения и образования.
Принципы дидактики.
Виды научений по их признакам.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

психология контрольная.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Содержание дидактики как теории обучения и образования.
  2. Принципы дидактики.
  3. Виды научений по их признакам.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

 

В формировании личности и  ее становлении огромное значение имеет  образование и обучение. Оба эти  явления выступают в единстве. Образование - результат обучения, обучение - основной путь образования. Дидактика - теория образования и обучения. Это отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. В дидактике дается научное обоснование содержания образования, то есть «чему учить?» и «как учить?». Обоснование методов и организационных форм обучения. Одновременно дидактика призвана дать ответ на вопросы: кого учить, для чего и где учить? Такое определение дидактики сложилось сравнительно давно. Данное определение дидактики нуждается в существенном уточнении в связи с тем, что объем необходимых для человека знаний резко и быстро вырастает. Каждому обучающемуся важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации. Важнейшая и непреходящая задача школы - добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели изучаемым материалом, т.е. содержанием образования. Все это требует глубокого осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений.

Следует вести образовательный  процесс к тому, чтобы обучающиеся  больше приобретали знаний самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения психологическую, теоретическую и  практическую готовность к самообразованию. Изучением процесса обучения, содержания образования в школе занимается не только дидактика, но и методики преподавания отдельных учебных  процессов.

Дидактика - это часть  педагогической науки, раскрывающая в  наиболее общем виде теоретические  основы обучения и образования. В  дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей  и принципов обучения, задач и  содержания образования, форм и методов  преподавания и учения, стимулирования и контроля практически для всех систем обучения. Эти наиболее общие  положения имеют отношение, стало быть, и к производственно-экономическому обучению.

 

  1. Содержание дидактики как теории обучения и образования.

В педагогической науке высказываются  различные суждения относительно предмета дидактики как науки. Одни определяют в качестве предмета дидактики «обучение  как средство образования и воспитания»; другие - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи - взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания - учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т.д.), а также различные относительно устойчивые результаты этих условий. Столь широкий разброс мнений ученых - дидактов в определении предмета дидактики объясняется тем, что процесс обучения в реальной педагогической действительности может носить как систематический, планомерный, целенаправленный характер, так и случайный, стихийный.

Процесс обучения характеризуется  двусторонностью. С одной стороны, в нем выступает обучающий (педагог), который излагает программный материал и руководит этим процессом, а  с другой - обучающиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения считают определяющей для раскрытия его сущности.

В процессе обучения действительно  имеет место тесное взаимодействие педагога и учащихся, но основу и  суть этого взаимодействия составляют организация учебно-познавательной деятельности последних, ее активизация  и стимулирование, о чем в приведенном  определении не говорится. А ведь это весьма существенно. Если взаимодействие есть, а стремление к овладению  знаниями у учащихся нет. В этом случае обучение, естественно не происходит. Взаимодействие, как правило, предполагает непосредственные контакты между педагогом и учащимися. В процессе же обучения такие контакты не всегда имеют место. Важным компонентом обучения является выполнение учащимися домашних заданий, однако вряд ли здесь можно говорить о их взаимодействии с учителем. Все это показывает, что сущностную характеристику обучения составляет не столько взаимодействие учителя и учащихся, как таковое, сколько умелая организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности последних, в каких бы формах она не протекала. В таком случае более правильным будет считать, что обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. Из этого определения следует, что, если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит.

Осуществляясь на разных уровнях, процесс обучения носит циклический  характер, и важнейшим, главным показателем  развития циклов учебного процесса являются ближайшие дидактические цели педагогического  труда, которые группируются вокруг двух основных целей:

• образовательная - чтобы все учащиеся овладели основами наук, приобрели определенную сумму знаний, навыков и умений, развили свои духовные, физические и трудовые способности, приобрели зачатки трудовых и профессиональных навыков;

Все это ведет к тому, что современная организация  обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь  умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации  и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем очень важно, чтобы  в процессе обучения развивалась  способность тонко и точно  воспринимать свойства и явления  окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т.е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих органов чувств.

Развитие двигательной сферы  ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать  произвольные сложные движения в  учении, труде, игре. С другой стороны, следует обеспечить активное и всестороннее физическое развитие школьников, поскольку  оно важно и для здоровья, и  для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности.

Обучение носит развивающий  характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической  организации учебного процесса.

• воспитательная - чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, гармонически развитой личностью с научно-материалистическим мировоззрением, гуманистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Соотношение этих целей в условиях современной школы таково, что первая соподчинена второй. Следовательно, главная цель образования - вырастить человека честного, порядочного, умеющего работать самостоятельно, реализовать свой человеческий потенциал. Другими двумя показателями развития циклов учебного процесса выступают средства обучения и его результативность как целостной динамической (деятельностной) системы.

Процесс обучения носит также  и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между  воспитанием и обучением является объективной закономерностью, также как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (среда, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом. Воспитывающим фактором обучения является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманистических и эстетических дисциплин он выше: преподавание музыки, литературы, истории, психологии, художественной культуры в силу предметного содержания этих областей представляет больше возможностей для формирования личности. Однако нельзя утверждать об автоматизме воспитания на этих предметах. Содержание учебного материала может вызвать неожиданные, противоположные замыслу реакции учеников. Это зависит от уже имеющегося уровня воспитанности, социально-психологической, педагогической ситуации обучения, от особенностей класса, места и времени обучения и пр. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большой мере способствует формированию мировоззрения, единой карты мира в сознании учащихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать  систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения  учителя и школьников, психологический  климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства  учителем познавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения  учителя является демократический  стиль, который соединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение  к учащимся, предоставляет им известную  самостоятельность, привлекает их к  организации процесса обучения. С  другой стороны, демократический стиль  обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.

Для реализации воспитательной функции обучения учителю недостаточно знать об объективном характере  связи обучения и воспитания. Чтобы  оказывать формирующее воздействие  на учащихся в обучении, учитель  должен, во-первых, анализировать и  отбирать учебный материал с точки  зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс  обучения и общения, чтобы стимулировать  личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное  отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность. Для реализации воспитательной функции процесс обучения должен быть специально проанализирован и разработан учителем во всех его компонентах.

Обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности. Воздействия преподавателя стимулируют активность обучаемого, достигая при этом, заранее поставленной цели, и управляют этой активностью. Поэтому обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управление ею. Учитель создает для активности обучающегося необходимые и достаточные условия, направляет ее, контролирует, представляет для ее успешного осуществления нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у школьника знаний, навыков и умений, процесс его личностного развития происходит только в результате его собственной деятельности.

Преподавание - это деятельность тех, кто обучает; учение - это деятельность тех, кто обучается; образование - владение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Благодаря этому школьники приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие. Н.Г. Чернышевский выделял три качества, характеризующие образованного человека: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств.

Дидактика оперирует также  понятиями, заимствованными из других областей знаний: система, структура, функция, элемент, организация, формализация, восприятие, усвоение, умственное развитие, мышление, запоминание, навыки, обратная связь, динамическая система и др.

Знание в педагогике можно  определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, законы, выводы и  т.д.).

В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе применения тех или иных элементов задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент учения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.

В современной отечественной  дидактике употребляется термин “виды обучения”, который чаще всего  обозначает взгляд на характер взаимодействия в обучении учителя и учеников. В дидактике сложились такие  виды обучения, как сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение.

Наряду с этими общеизвестными моделями обучения, имеются другие, которые чаще называют дидактическими концепциями, системами. К ним относятся: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивизм, деятельностная теория и гуманистическая психология.

Бихевиористы (Д. Уотсон, Э. Торндайк) считают, что учение - это приобретение организмом новых форм поведения. Важнейшие положения бихевиоризма в обосновании теории учения является стимул - реакция - подкрепление. Индивид является пассивным элементом. Он лишь реагирует на внешнее воздействие, на внешние стимулы. Деятельность обучающегося сводится в данном случае к механическому выполнению конкретных операций.

Иную позицию в трактовке  сущности учения занимают гештальтпсихологи. Согласно их концепции, деятельность ученика в обучении сводится к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении.

Представители когнитивизма, в частности Дж. С. Брунер рассматривает учение как процесс создания учащимися собственного “культурного опыта”, имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом.

Информация о работе Содержание дидактики как теории обучения и образования