Содержание и методика психологического консультирования в учреждениях здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 11:58, реферат

Описание работы

В учреждениях здравоохранения психосоциальная работа сталкивается еще с одним направлением деятельности социального работника – медициной. Именно сфера здравоохранения определяет специфику проблем клиента, таких как болезнь, потеря близких, дезадаптация и др. Они в свою очередь оказывают решающее воздействие на содержание и характер психосоциальной работы. В таких условиях главной её задачей становится снижение риска нервно-психической заболеваемости клиентов, а также поддержание контактов больного с внешним миром.

Файлы: 1 файл

НРЕККЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ.docx

— 30.45 Кб (Скачать файл)

В психосоциальной работе могут быть использованы такие виды терапий как:

- арттерапия;

- эстетотерапия;

- звукотерапия;

- фитотерапия;

- сказкотерапия;

- терапия домашними животными (анималотерапия);

- невербальная терапия.

Арттерапия и эстетотерапия – это всё то, что делает окружающую среду красивой: музыка, цветы, скульптура или картины. Но, прежде всего, это создание красоты человеческих отношений. Поэтому в терапии часто принимают участие близкие больного и определенная часть персонала больницы.

Обратимся вновь к примеру с хосписом, где активно используется психотерапия средой. Здесь большая роль отводится интерьеру самого помещения. К тому же благотворно и успокаивающе на больного действует природа. Поэтому хоспис желательно окружать садом, чтобы пациент мог прикоснуться к цветам, кустам, земле и воде, чтобы взгляд упирался не просто в больничные стены, а мог видеть просторы неба и «море» звёзд – всё то, что облагораживает чувства и даёт ощущение вечности и стабильности. В хосписе отмечается особое воздействие на больного звуков колокола. По старым церковным традициям для больных и умирающих создавали особый ритм звона.

Помимо звукотерапии особое внимание уделяется запахам, ведь чистый воздух, а также использование фитотерапии – одно из условий хорошего самочувствия пациента. Психотерапевтическим воздействием обладают старые, «до больничные» фотографии пациентов. Они помогают лучшему контакту пациентов с персоналом. Это «совместное» проживание «лучших времен» жизни больного способствует также его более полноценному восприятию самого себя. Так в хосписах существуют альбомы, где помещены фотографии пациентов этого учреждения и записаны последние или наиболее значимые их слова. Это способствует сохранению и улучшению качества взаимоотношений с вновь поступающими больными.

Сказкотерапия часто используется в детских больничных отделениях, хотя не исключаются случаи эффективности этого метода в работе с взрослыми людьми, так как заболевание может сделать даже зрелого человека беспомощным, психически он превращается в ребёнка.

 

Очень важный вид терапии – терапия домашними животными. Эмоциональное тепло, которое дают человеку животные (собаки, кошки и др.), не соизмеримо ни с каким иным источником эмоций.

Еще одним из важнейших разделов психотерапевтической работы является невербальная психотерапия – создание бессловесных контактов. Известны три вида невербальных контактов: физический, эмоциональный, интеллектуальный.

1. Физический контакт. Следует  помнить, что у каждого человека  есть свое личное пространство, или дистанция, которую он держит  с окружающими. Прикосновение одного  человека к другому – уже  вторжение в его личностное  пространство, которое в зависимости  от обстановки несет определенные  последствия. Прикосновение к человеку  в момент сообщения ему информации (или же получения ее от пациента) создает ощущение близости, эмпатии, очень естественного контакта. Рукопожатие – это не только дань традиции, в которой сохранена память о временах, когда оно было жестом, показывающим отсутствие в руке камня или оружия. Рукопожатие в наше время – это и физический контакт, помогающий определить совместимость людей, и готовность их к взаимодействию.

2. Эмоциональный контакт. Находясь в толпе, в окружении незнакомых людей, человек может испытывать по отношению к ним антипатию или же наоборот, симпатию.

В нас уже заложены некие архетипы, вызывающие расположение или отвержение. Именно эта особенность психики человека позволяет социальному работнику, имеющему установку на вспомоществование и добро, находить полноценный контакт с больными, остро нуждающимися в положительных эмоциях и взаимопонимании. Последствия такого контакта неоценимы. Стоит вспомнить случаи, как одно и то же лекарство, выписанное разными врачами, действует неодинаково.

3. Интеллектуальный контакт. Это, прежде всего, общение с пациентом  на уровне представлений, мыслей, понятий, в отрыве от других  типов контактов.

Уметь слушать, не навязывая своего мнения, сочувствовать и поддерживать больного – один из основных принципов психосоциальной работы в медучреждении. И в этом отношении все виды и способы взаимодействия с больным хороши, поскольку они взаимодополняют друг друга.

Так, физический контакт, дополняя эмоциональный и интеллектуальный, представляет собой язык тела и предполагает не только какие-то конкретные приемы, но и самые обычные действия, поступки: присутствие около больного, даже в те минуты, когда он находится в бессознательном состоянии, держание за руку, создающее чувство безопасности, умение всеми способами отогнать одиночество и оказать, таким образом, необходимую больному психологическую помощь и поддержку.

Применяется психотерапия и через родственников, близких больного. Гармонизация их отношений даёт возможность передать тяжелую информацию менее болезненно. Имея больший опыт общения, они легче находят с больным общий язык.

Таким образом, психотерапия является одним из важнейших методов психосоциальной работы в системе здравоохранения, поскольку позволяет облегчить эмоциональное состояние пациента в тяжелых для него условиях, хотя бы частично реабилитировать его психологические силы для дальнейшей борьбы с болезнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обзор литературы по указанной проблематике показал, что лечение человека, пребывающего в учреждении здравоохранении, это дело не только врачей. Комплексное оказание помощи и поддержки пациента возможно только на стыке трех основных направлений: медицины, психологии и социальной работы.

Находясь в медучреждении, человек сталкивается не только с болезнью и (в некоторых случаях) угрозой смерти, но и с рядом психосоциальных проблем, таких как одиночество, непонимание со стороны близких и друзей, разрыв социальных контактов с внешним миром, возможно, проблемы на работе и многое другое. Поэтому очень важно, чтобы рядом оказался специалист, способный вовремя оказать первичную психологическую помощь. Таким образом, содержание психосоциальной работы заключается в предупреждении психологических расстройств и дополнительных стрессовых ситуаций, помощи в социальной адаптации и мобилизации внутренних сил клиента.

Важно, чтобы социальный работник проявлял к клиенту доброжелательность, внимание, умеренный оптимизм, искреннюю заинтересованность в его проблеме. Это позволит наладить доверительные отношения с клиентом и оказать ему более эффективную помощь.

В учреждениях здравоохранения социальный работник может использовать такие методы психосоциальной работы как профилактика, психообразование и психотерапия. Первые два метода призваны предупредить возможные отклонения в поведении и деятельности пациентов, последний же призван обеспечить условия для восстановления сил клиентов, их способности (хотя бы частично) к нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, психосоциальная работа имеет большое значение в системе здравоохранения, но она ни в коем случае не подменяет собой деятельность медицинского сотрудника или психолога, а наоборот, имея свои специфические черты, гармонично дополняет её.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Психология социальной работы: учебник для бакалавров [Текст] / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина; под ред. О.В. Красновой. – М.: изд-во «Дашков и К°», 2013.

Психология социальной работы: учебник [Текст] / под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: изд-во «Питер», 2002.

Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики [Текст] /М.В. Фирсов, Б.Ю.Шапиро. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Халанская В.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.А. Халанская, М.А. Ситникова. – Белгород: изд-во БелГУ, 2009.

 Психология социальной  работы: учебник [Текст] / под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002.

Психология социальной работы: Учебник для бакалавров [Текст] / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина; под ред. О.В. Красновой. – М.: изд-во «Дашков и К°», 2013

 Психология социальной  работы: Учебник для бака лавров [Текст] / И.Н. Галасюк, О.В. Краснова, Т.В. Шинина; под ред. О.В. Красновой. — М.: изд-во «Дашков и К°», 2013

Халанская В.А., Ситникова М.А. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учебно-методическое пособие [Текст]. – Белгород: изд-во БелГУ, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение

2. Содержание психосоциальной работы в медицинских учреждениях

3.Формы и методы психосоциальной работы в учреждениях здравоохранения

4.Заключение

5. Список литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Саратовский Государственный Технический Университет

Им. Гагарина Ю. А.

Кафедра психология

 

 

Реферат

По дисциплине: «Основы консультативной психологии»

На тему: «Содержание и методика психологического консультирования в учреждениях здравоохранения»

 

 

 

 

                                                                    Выполнил: студент Исмаилов М. А.

                                                                  Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

                                    Саратов 2015


Информация о работе Содержание и методика психологического консультирования в учреждениях здравоохранения