Содержание коррекционно - развивающей деятельности практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:40, статья

Описание работы

Если для коррекционной работы психологическая диагностика имеет исключительно важное значение (иначе невозможна коррекция вообще), то для развивающей деятельности она имеет уже меньшее значение. Определить объект, направление и предмет коррекции без тщательной диагностики в принципе невозможно, но определить направление развивающей деятельности исходя из интересов личности не только можно, но и нужно. При этом также нельзя забывать о диагностике и особенно зоны ближайшего развития личности, чтобы развивающая деятельность была эффективна. Но если это не сделано или сделано поверхностно, никакого вреда от развивающих упражнений, какой бы характер они не носили, в любом случае не будет.

Файлы: 1 файл

Soderzhanie_korrektsioono-razvivayuschey_deyayelnost.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

Содержание коррекционно - развивающей деятельности практического психолога

Практический психолог имеет дело с людьми самого разного возраста. Одной из важных функций психолога является коррекция психологических проблем и развитие потенциальных возможностей  личности.

Если для коррекционной работы психологическая диагностика имеет исключительно  важное значение (иначе невозможна коррекция вообще), то для развивающей деятельности она имеет уже меньшее значение. Определить объект, направление и предмет коррекции без тщательной диагностики в принципе невозможно, но определить направление развивающей деятельности исходя из интересов личности не только можно,  но и нужно.  При этом также нельзя забывать о диагностике  и  особенно  зоны  ближайшего развития личности,  чтобы развивающая деятельность  была эффективна.  Но если это не сделано или сделано  поверхностно, никакого вреда от развивающих упражнений,  какой бы характер они не  носили, в любом случае не будет.

Развивающая деятельность  ориентируется не на проблемы, возникающие перед личностью, а на личностный рост человека, на его жизненные перспективы, на его будущее. В отличие от коррекционной деятельности, развивающая деятельность может носить комплексный характер, охватывая одновременно несколько сторон личности и переключаясь с одной стороны на другую.

Психологогические требования к содержанию развивающей и  коррекционной работы психолога.

Разработка вопросов содержания и организации развивающей и  психокоррекционной работы  осуществляется  исходя из следующих принципов:

1. Содержание  развивающей  работы прежде всего соответствует  тем компонентам психолого - педагогического  статуса индивидов, формирование  и  полноценное развитие которых  на данном возрастном этапе  наиболее актуально.

2. Содержание  коррекционной  работы  прежде всего соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса индивида, уровень развития и  содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям.

3. Развивающая  и  психокоррекционная  работа организуется прежде всего по итогам проведения психодиагностики.

Реализация первого принципа позволяет психологу выделить приоритетные направления работы, опираясь, с одной стороны на знание психологических закономерностей развития психики на данном  возрастном  этапе, а  с другой стороны,  на содержание психолого — педагогических  требований, являющихся приоритетными на данной возрастной ступени. Например, на этапе  адаптации к школе в начальном звене целесообразно проводить развивающую работу в основном когнитивного содержания, а также занятия,  способствующие развитию произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы. При переходе из начального в среднее звено сохраняет свое значение когнитивное развитие, однако ведущей становится работа по  формированию  новой  социальной  и личностной позиции  школьников  в отношении обучения,  отношений со сверстниками и взрослыми. В подростковом возрасте актуальной становится социально - психологическая развивающая деятельность (освоение     навыков эффективного общения) и вновь бретает большой психологический смысл работа с эмоционально - волевой сферой школьников (формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции,  повышение уверенности в себе,  развитие потребности в самовоспитании).  В старшем школьном возрасте наиболее значима личностно  ориентированная развивающая работа.

Данный принцип существенно облегчает процесс подготовки психолога к тем или иным формам развивающей работы,  и, главное, делает ее    более осмысленной.

В целом может быть предложен следующий  принцип отбора содержания для развивающей работы ( М.Р. Битянова).


Выделение важнейших параметров психолого - педагогического 

статуса



Анализ  требований к содержанию этих параметров на данной

ступени    развития



Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть       

использованы в развивающей работе и описание требований к

ним


 


Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным

требованиям                                                            

 

Сказанное относится  и  к  коррекционной психологической работе.     Различие состоит лишь в том,  что в данном случае психолог, в соответствии со вторым принципом,  в больше степени отбирает содержание занятий с индивидом, исходя из тех параметров статуса, в рамках которого обнаружены определенные проблемы.

 Данный принцип не  означает,  что коррекционная  работа сводится к "исправлению  конкретных  недостатков".  Она  должна носить целостный   характер, ориентироваться на развитие  личности и психического  мира личности в целом.

При разработке конкретных программ  коррекционной  работы М. Р. Битянова предлагает следующий алгоритм построения коррекционной работы:


     Определение сути  проблемы: с точки зрения затронутых 

параметров и с точки зрения природы самих трудностей

(несформированность,     усвоение  неадекватных способов и 

приемов, неуспешность в использовании индивидуальных

особенностей)


 

Разработка представлений о предполагаемых результатах


коррекционной работы (задачи работы)                                    


 

Приемы и методы работы, которые соответствуют


поставленным задачам. Конкретные виды коррекционной

работы (упражнения, техники,задания)

 

Нецелесообразность разработки  жестких  психокоррекционных программ обусловлена многовариативностью  психологического  неблагополучия.  В каждом конкретном  случае  психолог  должен  решать самостоятельно аналитическую задачу:

  • какого типа проблемы, существуют у клиентов?
  • какие из них могут быть собраны в группу, а с какими нужно работать     индивидуально или малыми группами по 2-3 человека?
  • каким содержанием наполнить  работу с ними,  исходя из особенностей их проблем?  и т.д.

 

2.2. Использование психологического  тренинга  в деятельности практического  психолога

В последние годы разработан целый ряд эффективных методов, с помощью которых психолог может оказывать практическую помощь в преодолении разного рода психологических проблем. Психологический тренинг принадлежит к эффективным методам психологической помощи. В процессе тренинговых занятий, организованных специальным образом,  индивид имеет возможность познать самого себя, задуматься над своими индивидуально - психологическими особенностями, оценить их, определить к ним свое отношение. Все это обеспечивается использованием различных игр, в ходе которых участники тренинга получают от своих партнеров соответствующую “обратную связь”, причем более интенсивную и концентрированную, чем это имеет место в обычной жизни. Коррекционный эффект тренинга достигается за счет получения и осмысления личностью новых знаний как о себе, так и о других членах группы.

Следует отметить, что метод психологического тренинга активно применяют в системе подготовки специалистов различного профиля, в сфере супружеских отношений, для коррекции поведения подростков, в работе со студентами. Однако в школьной практике он пока не получил  заметного распространения. Сделаны лишь первые шаги использования Т- групп в коррекционно - развивающей деятельности школьной психологической службы.

 


Информация о работе Содержание коррекционно - развивающей деятельности практического психолога