Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 19:40, статья
Если для коррекционной работы психологическая диагностика имеет исключительно важное значение (иначе невозможна коррекция вообще), то для развивающей деятельности она имеет уже меньшее значение. Определить объект, направление и предмет коррекции без тщательной диагностики в принципе невозможно, но определить направление развивающей деятельности исходя из интересов личности не только можно, но и нужно. При этом также нельзя забывать о диагностике и особенно зоны ближайшего развития личности, чтобы развивающая деятельность была эффективна. Но если это не сделано или сделано поверхностно, никакого вреда от развивающих упражнений, какой бы характер они не носили, в любом случае не будет.
Содержание коррекционно - развивающей деятельности практического психолога
Практический психолог имеет дело с людьми самого разного возраста. Одной из важных функций психолога является коррекция психологических проблем и развитие потенциальных возможностей личности.
Если для коррекционной работы психологическая диагностика имеет исключительно важное значение (иначе невозможна коррекция вообще), то для развивающей деятельности она имеет уже меньшее значение. Определить объект, направление и предмет коррекции без тщательной диагностики в принципе невозможно, но определить направление развивающей деятельности исходя из интересов личности не только можно, но и нужно. При этом также нельзя забывать о диагностике и особенно зоны ближайшего развития личности, чтобы развивающая деятельность была эффективна. Но если это не сделано или сделано поверхностно, никакого вреда от развивающих упражнений, какой бы характер они не носили, в любом случае не будет.
Развивающая деятельность ориентируется не на проблемы, возникающие перед личностью, а на личностный рост человека, на его жизненные перспективы, на его будущее. В отличие от коррекционной деятельности, развивающая деятельность может носить комплексный характер, охватывая одновременно несколько сторон личности и переключаясь с одной стороны на другую.
Психологогические требования к содержанию развивающей и коррекционной работы психолога.
Разработка вопросов содержания и организации развивающей и психокоррекционной работы осуществляется исходя из следующих принципов:
1. Содержание развивающей
работы прежде всего
2. Содержание коррекционной работы прежде всего соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса индивида, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям.
3. Развивающая и психокоррекционная работа организуется прежде всего по итогам проведения психодиагностики.
Реализация первого принципа позволяет психологу выделить приоритетные направления работы, опираясь, с одной стороны на знание психологических закономерностей развития психики на данном возрастном этапе, а с другой стороны, на содержание психолого — педагогических требований, являющихся приоритетными на данной возрастной ступени. Например, на этапе адаптации к школе в начальном звене целесообразно проводить развивающую работу в основном когнитивного содержания, а также занятия, способствующие развитию произвольной регуляции эмоциональной и поведенческой сферы. При переходе из начального в среднее звено сохраняет свое значение когнитивное развитие, однако ведущей становится работа по формированию новой социальной и личностной позиции школьников в отношении обучения, отношений со сверстниками и взрослыми. В подростковом возрасте актуальной становится социально - психологическая развивающая деятельность (освоение навыков эффективного общения) и вновь бретает большой психологический смысл работа с эмоционально - волевой сферой школьников (формирование навыков эмоциональной и поведенческой саморегуляции, повышение уверенности в себе, развитие потребности в самовоспитании). В старшем школьном возрасте наиболее значима личностно ориентированная развивающая работа.
Данный принцип существенно облегчает процесс подготовки психолога к тем или иным формам развивающей работы, и, главное, делает ее более осмысленной.
В целом может быть предложен следующий принцип отбора содержания для развивающей работы ( М.Р. Битянова).
Выделение важнейших параметров психолого - педагогического
статуса
Анализ требований к содержанию этих параметров на данной
ступени развития
Разработка и подбор методических приемов, которые могут быть
использованы в развивающей работе и описание требований к
ним
Подбор конкретных упражнений, соответствующих описанным
требованиям
Сказанное относится и к коррекционной психологической работе. Различие состоит лишь в том, что в данном случае психолог, в соответствии со вторым принципом, в больше степени отбирает содержание занятий с индивидом, исходя из тех параметров статуса, в рамках которого обнаружены определенные проблемы.
Данный принцип не означает, что коррекционная работа сводится к "исправлению конкретных недостатков". Она должна носить целостный характер, ориентироваться на развитие личности и психического мира личности в целом.
При разработке конкретных программ коррекционной работы М. Р. Битянова предлагает следующий алгоритм построения коррекционной работы:
Определение сути проблемы: с точки зрения затронутых
параметров и с точки зрения природы самих трудностей
(несформированность, усвоение неадекватных способов и
приемов, неуспешность в использовании индивидуальных
особенностей)
Разработка представлений о предполагаемых результатах
коррекционной работы (задачи работы)
Приемы и методы работы, которые соответствуют
поставленным задачам. Конкретные виды коррекционной
работы (упражнения, техники,задания)
Нецелесообразность разработки жестких психокоррекционных программ обусловлена многовариативностью психологического неблагополучия. В каждом конкретном случае психолог должен решать самостоятельно аналитическую задачу:
2.2. Использование
В последние годы разработан целый ряд эффективных методов, с помощью которых психолог может оказывать практическую помощь в преодолении разного рода психологических проблем. Психологический тренинг принадлежит к эффективным методам психологической помощи. В процессе тренинговых занятий, организованных специальным образом, индивид имеет возможность познать самого себя, задуматься над своими индивидуально - психологическими особенностями, оценить их, определить к ним свое отношение. Все это обеспечивается использованием различных игр, в ходе которых участники тренинга получают от своих партнеров соответствующую “обратную связь”, причем более интенсивную и концентрированную, чем это имеет место в обычной жизни. Коррекционный эффект тренинга достигается за счет получения и осмысления личностью новых знаний как о себе, так и о других членах группы.
Следует отметить, что метод психологического тренинга активно применяют в системе подготовки специалистов различного профиля, в сфере супружеских отношений, для коррекции поведения подростков, в работе со студентами. Однако в школьной практике он пока не получил заметного распространения. Сделаны лишь первые шаги использования Т- групп в коррекционно - развивающей деятельности школьной психологической службы.
Информация о работе Содержание коррекционно - развивающей деятельности практического психолога