Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:57, контрольная работа
Реализация дидактических принципов в предметных методиках- это,по существу, частный случай связи теории с практикой. И важно понять этот механизм связи.
Целями изучения предмета являются общеобразовательное,интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных установок, формирование личности. Чтобы эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения.
1. Ведение……………………………………………………………….3
2.Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»……………..5
3. Методы обучения, их классификация……………………………..9
4. Соотношение характеристик педагогических понятий………………………….............................................................12
5. Заключение………………………………………………………… 13
6. Литература…………………………………………………………. 14
Содержание
1. Ведение……………………………………………………………
2.Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»……………..5
3. Методы обучения, их классификация……………………………..9
4. Соотношение характеристик педагогических
понятий………………………….............
5. Заключение……………………………………………………
6. Литература……………………………………………………
Реализация дидактических принципов в предметных методиках- это,по существу, частный случай связи теории с практикой. И важно понять этот механизм связи.
Целями изучения предмета
являются общеобразовательное,
История дидактики характеризуется
настойчивым стремлением
Современные принципы дидактики
обуславливают требования ко всем компонентам
учебного процесса- логике обучения, целям
и задачам, формированию содержания
, выбору форм и методов, стимулированию
и анализу достигнутых результа
Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:
- сознательность и активность;
-наглядность;
-системность и последовательно
-прочность;
-научность;
-доступность;
-связь теории с практикой.
В своей совокупности принципы современной педагогики образуют единую системную целостность.
Связь дидактических
принципов с предметными
2.Соотношение понятий «обучение» и «воспитание».
В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обучение», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом
человеческих отношений и
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Цели воспитания:
- формирование отношений личности к миру и себе;
- воспитание всесторонне развитой личности;
- воспитание социально - компетентной личности;
- приобщение человека к культуре;
- воспитание гражданской личности;
- воспитание автономной личности;
- развитие самосознания
личности, помощи ей в самоопределении,
самореализации и
Вторая категория - «обучение» - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик:
1) учится — овладевает
передаваемой информацией и
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Категория обучения является подсистемой образования. Под образованием обычно понимают:
- процесс поиска и
усвоения человеком
- результат этого усвоения,
выраженный в определённом
- образование – не
только сумма знаний, но и основа
психологической готовности
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определённое положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности.
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.
В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоционально - волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что даёт ему возможность совершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, поддерживать отношения с социальной средой.
Итак, результатом
образования является
Вывод: Сравнивая понятия «обучение» и «воспитание», мы видим, что воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам и методам. Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.
Если сравнить
основные функции процессов
Типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:
1. Воспитание неотрывно от
2. Воспитание
осуществляется в
3. Воспитание
осуществляется вне
4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением.
В процессе обучения возводится «здание» (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки. Они основываются на: мировоззрении, кругозоре, эрудиции, качестве ума, навыках самообразования, интересе, активности, работоспособности, профориентации. Венчает всё - развитие и воспитание, формирование личности.
Обучение – это
самый важный и надежный
Полноценное интеллектуальное,
социальное и нравственное
3. Методы обучения, их классификация.
Классификация
методов обучения – это
Традиционная классификация методов обучения:
- Практический: опыт, упражнение, учебно-производительный труд;
- Наглядный: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- Словесный: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж,
- Работа с книгой: чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр,
- Видеометод: просмотр, обучение, упражнения под контролем
Классификация методов по назначению:
- Приобретение знаний;
- Формирование умений и навыков;
- Применение знаний;
- Творческая деятельность;
- Закрепление;
- Проверка знаний, умений и навыков;
Классификация методов по типу познавательной деятельности:
- Объяснительно - иллюстративный;
- Непродуктивный;
- Проблемное изложение;
- Частично – поисковый (эвристический);
- Исследовательский;
Формы педагогического процесса
- Фронтальная работа (со всеми учащимися);
- Групповая работа (с частью учащихся);
- Индивидуальная работа детей и с детьми;
Форма организации педагогического процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
Методы и средства
обучения раскрываются в
Основным
видом учебной деятельности, направленным
на первичное овладение
Лекция - форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учащимися учебного материала. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционными функциями лекции являются: информационная, систематизирующая и разъясняющая.
Преподаватель
на лекции сообщает новые
Педагоги выделяют
три основных типа лекций, применяемых
для передачи теоретического
материала: вводная лекция, информационная
лекция и обзорная лекция. В
зависимости от предмета
Информация о работе Соотношение характеристик педагогических понятий