Соотношение характеристик педагогических понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:57, контрольная работа

Описание работы

Реализация дидактических принципов в предметных методиках- это,по существу, частный случай связи теории с практикой. И важно понять этот механизм связи.
Целями изучения предмета являются общеобразовательное,интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных установок, формирование личности. Чтобы эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения.

Содержание работы

1. Ведение……………………………………………………………….3
2.Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»……………..5
3. Методы обучения, их классификация……………………………..9
4. Соотношение характеристик педагогических понятий………………………….............................................................12
5. Заключение………………………………………………………… 13
6. Литература…………………………………………………………. 14

Файлы: 1 файл

Общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)



Содержание

 

1. Ведение……………………………………………………………….3

2.Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»……………..5

3. Методы обучения, их классификация……………………………..9

4. Соотношение характеристик педагогических понятий………………………….............................................................12

5. Заключение…………………………………………………………   13

6. Литература………………………………………………………….  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Реализация дидактических  принципов в предметных методиках- это,по существу, частный случай связи  теории с практикой. И важно понять этот механизм связи.

Целями изучения предмета являются общеобразовательное,интеллектуальное развитие учащихся, создание профессиональных установок, формирование личности. Чтобы  эти цели были реализованы в предметных методиках, необходимо использовать потенциал принципов обучения.

История дидактики характеризуется  настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов.

Современные принципы дидактики  обуславливают требования ко всем компонентам  учебного процесса- логике обучения, целям  и задачам, формированию содержания , выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические  принципы:

- сознательность и  активность;

-наглядность;

-системность и последовательность;

-прочность;

-научность;

-доступность;

-связь теории с  практикой.

В своей совокупности принципы современной педагогики образуют единую системную целостность.

Связь дидактических  принципов с предметными методиками не является односторонней. Здесь следует  иметь ввиду общую диалектику связи теории с практикой. Дидактические  принципы,являясь одной из теоретических предпосылок предметных методик, сами обогащаются за счет последней. В этом и проявляется творческая взаимосвязь дидактических принципов и предметных методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Соотношение понятий «обучение» и «воспитание».

   В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) - «воспитание», «обучение», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный  человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться  в трудных жизненных ситуациях  и найти выход из сложившегося  положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом  человеческих отношений и основами  культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам  общения и манерам поведения.

В результате воспитанник  изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Цели воспитания:

- формирование отношений  личности к миру и себе;

- воспитание всесторонне  развитой личности;

- воспитание социально  - компетентной личности;

- приобщение человека  к культуре;

- воспитание гражданской  личности;

- воспитание автономной личности;

- развитие самосознания  личности, помощи ей в самоопределении,  самореализации и самоутверждении;

   Вторая категория -  «обучение» -  понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно  передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры  и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия  для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает  передаваемой информацией и выполняет  учебные задания с помощью  учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно  наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу  в поиске новых знаний, дополнительных  источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Категория обучения является подсистемой образования. Под образованием обычно понимают:

- процесс поиска и  усвоения человеком определённой  системы знаний, навыков, умений;

- результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне  развития познавательных сил,  а так же теоретической и практической подготовке человека;

- образование – не  только сумма знаний, но и основа  психологической готовности человека  к непрерывности в накоплении  знаний, их переработке и совершенствованию;

    В процессе  образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определённое положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности.

    Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.

   В процессе  получения образования человек  накапливает опыт эмоционально - волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что даёт ему возможность совершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, поддерживать отношения с социальной средой.

  Итак, результатом  образования является всестороннее  развитие личности, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, человека с высокими нравственными идеалами.

 

Вывод:   Сравнивая  понятия «обучение» и «воспитание», мы видим, что воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам и методам.  Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.

    Если сравнить  основные функции процессов обучения  и воспитания, то в первую очередь  надо отметить, что оба они  реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Обучение идет впереди развития, а развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников.

 

Типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

          1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства  обучения). Это именно тот тип  отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются  воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

          2. Воспитание  осуществляется в образовательном  процессе определенной системы  или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная  работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

          3. Воспитание  осуществляется вне образовательного  процесса (но в соответствии с  его общими целями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение соответственно.          

          4. Воспитание осуществляется и  другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением. 

    В процессе обучения возводится «здание» (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки. Они основываются на: мировоззрении, кругозоре, эрудиции, качестве ума, навыках самообразования, интересе, активности, работоспособности, профориентации. Венчает всё - развитие и воспитание, формирование личности.

  Обучение – это  самый важный и надежный способ  получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

 Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие  личности – это результат реализуемых  в единстве образовательной и  воспитывающей функции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы обучения, их классификация.

 

    Классификация  методов обучения – это упорядоченная  по определенному признаку их  система. 

Традиционная классификация  методов обучения:

- Практический:        опыт,  упражнение, учебно-производительный  труд;

- Наглядный:             иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- Словесный:             объяснение, разъяснение, рассказ,  беседа, инструктаж,

                                    лекция, дискуссия, диспут;

- Работа с книгой:     чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр,                 

                                    цитирование, изложение, составление плана,    

                                    конспектирование;

- Видеометод:           просмотр, обучение, упражнения под  контролем  

                                   «электронного учителя», контроль;

 

Классификация методов  по назначению:

- Приобретение знаний;

- Формирование умений  и навыков;

- Применение знаний;

- Творческая деятельность;

- Закрепление;

- Проверка знаний, умений  и навыков;

 

Классификация методов  по типу познавательной деятельности:

- Объяснительно - иллюстративный;

-  Непродуктивный;

- Проблемное изложение;

- Частично – поисковый  (эвристический);

- Исследовательский;

 

Формы педагогического  процесса

- Фронтальная работа (со всеми учащимися);

- Групповая работа (с  частью учащихся);

- Индивидуальная работа  детей и с детьми;

Форма организации педагогического  процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя  и учащихся. Форма характеризуется  числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

   Методы и средства  обучения раскрываются в формах  организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности. Учебные занятия проводятся в  виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Все виды учебной деятельности должны быть обеспечены учебно-методическими материалами, которые могут различаться в зависимости от вида учебной деятельности.

      Основным  видом учебной деятельности, направленным  на первичное овладение знаниями, является лекция.

   Лекция - форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учащимися учебного материала. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционными функциями лекции являются:  информационная,  систематизирующая и  разъясняющая.

     Преподаватель  на лекции сообщает новые знания  в систематизированном виде, а  также разъясняет наиболее трудные  вопросы учебного курса. Лекции  могут также выполнять  стимулирующую и развивающую функцию.

    Педагоги выделяют  три основных типа лекций, применяемых   для передачи теоретического  материала: вводная лекция, информационная  лекция и обзорная лекция. В  зависимости от предмета изучаемой  дисциплины и дидактических целей могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.

Информация о работе Соотношение характеристик педагогических понятий