Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:14, реферат
В педагогике проблема взаимосвязи обучения и развития имеет давнюю историю. Вначале педагогам представлялось, что развитие детей происходит спонтанно, затем, усмотрев влияние обучения на развитие, они полагали, что это влияние носит автоматический характер. В силу своей широты и многосторонности указанная проблема понималась и как проблема взаимосвязи воспитания и развития (термин воспитание включает и обучение).
Задачи:
1. Рассмотреть подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
2. Определить соотношение обучения и развития.
Введение
Структура педагогической психологии
Соотношение обучения и развития
Заключение
Список литературы
МОСКОВСКИЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
на тему:
«Соотношение и взаимосвязь обучения, воспитания и развития»
Студентка группы ФКзд/35
Перцева И.Б.
Руководитель: к.н.Щербина Т.А.
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
В педагогике проблема взаимосвязи
обучения и развития имеет давнюю
историю. Вначале педагогам
Задачи:
1. Рассмотреть подходы к разработке теории
личностно-развивающего обучения.
2. Определить соотношение обучения и развития.
1. Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
1. Предмет психологии обучения - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:
Психология обучения исследует, прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.
Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения - это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик.
Учение - это система специальных действий, необходимых учащимся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, что и любые другие.
Большинство исследований по психологии учения направлено на выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях сложившейся системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, вскрывающий типичные недостатки в усвоении различных научных понятий учащимися средней школы. Изучена также роль жизненного опыта учащихся, характера предъявляемого учебного материала в усвоении знаний.
В 70-х гг. XX в. в педагогической психологии все чаще стали использовать другой путь: изучение закономерностей становления знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения. Исследования показали, что управление процессом учения существенно меняет ход усвоения знаний и умений. Проведенные исследования имеют важное значение для нахождения наиболее оптимальных путей обучения и выявления условий для эффективного умственного развития учащихся.
Педагогическая психология изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся.
В отечественной педагогической психологии созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила бихевиористская теория.
2. Предмет психологии воспитания - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе. Исследования в этой области направлены на изучение:
3. Предмет психологии учителя - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
2. Соотношение обучения
и развития
Проблема соотношения обучения и
развития всегда признавалась одной
из стержневых проблем педагогики.
Начиная с работ Я.А. Коменского
шел поиск научных основ
Не был снят с повестки дня вопрос о соотношении
развития и обучения и в более позднее
время. К его рассмотрению обращался один
из наиболее известных отечественных
психологов Л.С. Выготский. Он подверг
резкой критике теорию швейцарского психолога
Ж.Пиаже, отстаивающего идею о том, что
развитие идет безотносительно к обучению,
а также другие позиции, которые в целом
приводили к отрицанию роли обучения в
развитии ребенка.
Л.С. Выготский выделил и обобщил следующие
наиболее широко распространенные точки
зрения на вопрос о соотношении обучения
и развития:
- обучение и развитие - два независимых
друг от друга процесса; обучение "надстраивается"
над созреванием; обучение чисто внешне
использует возможности, которые возникают
в процессе развития;
- обучение и развитие - два тождественных
процесса;
- обучение может идти как вслед за развитием,
так и впереди развития, продвигая его
дальше.
По мере обогащения психологической и
педагогической теорий уточнялись представления
о каждом из этих понятий. Постепенно понятия
обучения и развития обретали статус междисциплинарных
и базовых категорий. Общеупотребляемыми
стали следующие трактовки этих понятий:
- развитие - это процесс количественных
и качественных изменений организма, нервной
системы, психики, личности;
- обучение - процесс целенаправленной
передачи общественно-исторического опыта,
организация усвоения знаний, умений и
навыков.
Со временем ученые и практики пришли
к пониманию того, что педагогика интересуется
не только развитием психики (психическим
развитием), но и развитием личности. Отправной
точкой для разработки педагогических
стратегий обучения и воспитания становились
психологические концепции личности.
Смена концепции развития личности в психологии
немедленно сказывалась на смене концепций
обучения и воспитания, принимаемых педагогической
теорией и практикой.
В педагогических исследованиях проблема
обучения и развития зачастую сводилась
к организации учебного процесса. Задача
формулировалась так: отыскать объективные
педагогические закономерности обучения
и развития детей различных возрастных
групп.
Для этого в первую очередь необходимо
было раскрыть связь между построением
процесса обучения и ходом общего развития
школьников. Требовалось апробирование
различных типов построения процесса
обучения, которые выступали в качестве
причин, обусловливающих ход общего развития
школьников. Важно было установить, что
дает развитию та или иная система обучения,
каковы ее возможности и пределы. Поэтому
апробировались и сравнивались по строению
и эффективности различные способы обучения.
Немаловажным представлялся и вопрос
о зависимости качества усвоения знаний,
умений и навыков от общего развития школьников.
Так как в массовой практике использовались
традиционные методы обучения, то требовался
эксперимент, чтобы находить более прогрессивные
методы обучения и затем заменять старые
способы обучения вновь найденными.
Заключение
Обучение строится не
только на завершенных циклах, но прежде
всего на тех психических функциях,
которые еще не созрели, и двигают
вперед их формирование. Так, например,
ребенка начинают обучать письму
тогда, когда у него еще не сложились
все те психические функции, которые обеспечивают
письменную речь. Поскольку овладение
письменной речью требует от школьника
сознательности и произвольности его
речевой деятельности, ребенок, обучаясь
письменной речи, значительно продвигается
в своем умственном развитии.
Отечественные психологи, опираясь на
учение Л.С. Выготского, внесли большой
вклад в изучение проблемы взаимосвязи
обучения и развития. Исходным является
признание того, что обучение есть двусторонний
процесс, в нем взаимодействуют два вида
деятельности: преподавание и учение,
участвуют два субъекта деятельности:
учитель и ученик.
Список литературы
Информация о работе Соотношение и взаимосвязь обучения, воспитания и развития