Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 15:55, контрольная работа
Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д., всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформулировано. В понятии "индивид" выражено родовая принадлежность человека.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности…5
2. Назовите представителей психоанализа, обосновывающих ведущую роль социальных факторов………………………………………………………………...9
3. Соотношение основных положений психоаналитических концепций и их авторов……………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………..…………..18
Список литературы...………………………………
План
Введение…………………………………………………………
1. Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности…5
2. Назовите представителей
психоанализа, обосновывающих ведущую
роль социальных факторов…………………………………………………………
3. Соотношение основных
положений психоаналитических
Заключение……………………………………………………
Список литературы...…………………………
Введение
Человек - это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с третьей стороны существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.
Человек рождается на свет
уже человеком. Строение тела обуславливает
возможность прямохождения, структура
мозга - потенциальный развитый интеллект,
строение рук - перспективу использования
орудий труда и т.д., всеми этими
возможностями оно отличается от
детеныша животного. Человек как
субъект и продукт трудовой деятельности
в обществе является системой, в
которой физическое и психологическое
генетически обусловлено и
"Индивид" - человек
как единичное природное
- целостность психофизической организации;
- устойчивость во
- активность.
Появляясь на свет, человек становится личностью.
"Индивид" - гипотетическое образование - набор наследственных черт.
"Личность" - понятие
социальное, на которую большое
влияние имеет среда; тот же
человек, но рассматриваемый
Периоды изучения личности:
- философско-литературный {древность-начало
19 в.}- рассматриваются проблемы
- клинический {до начала
20 в.}- работа врачей, психиатров, упор
делался на нездоровых людей.
Представление о личности как
об особом феномене
- экспериментальный метод
- изучение личности ведут
1.Психоанализ З. Фрейда и его влияние на развитие психологии личности
Ни одно направление не приобрело столько известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, "вытесняется" из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных "комплексов" видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе ("анализе") можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному ("либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию.
Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях:
психоанализ - как метод психотерапии;
психоанализ - как метод изучения психологии личности;
психоанализ - как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.
В результате творческой эволюции
З. Фрейд рассматривает
Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).
Эго - следует принципу
реальности, вырабатывая ряд механизмов,
позволяющих адаптироваться к
среде, справляться с ее
Особое значение придавалось
сверх-Я (супер-Эго), которое служит
источником моральных и
Учение Фрейда прославилось
прежде всего тем, что
Идея о том, что
на наше повседневное
Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в "Трех очерках по теории сексуальности" (1905). Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх.
В период первой
мировой войны Фрейд вносит
коррективы в свою схему
2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.
Сам Фрейд в одно время считал именно Юнга своим первым учеником и последователем. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близостьпозиций и стремлений, между ними существуют и значительные разногласия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессознательного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным». Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Не менее значимыми были и разночтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, которое испытывает человек в данный момент, он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.
Определенные расхождения
существовали и по вопросу психокоррекции.
Фрейд утверждал, что зависимость
пациента от психотерапевта постоянна
и не может быть уменьшена, т. е. он
придерживался концепции
Юнг считал, что структура
личности состоит из трех частей - коллективного бессознательно
Типология Юнга базируется
на двух основаниях - доминировании
экстра-интровертности и
В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом - еще одно достоинство его теории.
Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит от позиции Фрейда индивидуальная психология Альфреда Адлера.
Адлер стал основателем нового,
социально-психологического под
Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, -вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг - первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
Информация о работе Соотношение основных положений психоаналитических концепций и их авторов