Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:41, контрольная работа

Описание работы

Необходимость изучения индивидуальности и личности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом. Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных и личностных характеристик членов организации не вызывает сомнения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..3
1. Понятие человека………………………………………………………….6
2. Понятие личности………………………………………………………....9
3. Человек как индивидуальность…………………………………………12
4. Понятие человека как индивида………………………………………...18
5. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность………………………………………………………………..........20
Заключение…………………………………………………………….....…23
Библиографический список………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее общим, родовым  понятием является человек. Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее -- субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы [11, с. 155].

Индивид - это единичный  представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность - это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «Сущность «особой личности»,- писал К. Маркс,- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков [12, с. 146].

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность - это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств - общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса [26, с. 48].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Человека можно рассматривать  как минимум с трех позиций: как  субъекта, индивидуальность и как  личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект бытия человека.

Личность - это человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.

Понятие личности выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование  особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.

Если принять во внимание, что личность всегда выступает как  субъект своих действительных отношений  с конкретным социальным окружением, в ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности.

Субъект - это человек  в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Субъект также можно рассматривать как участника исторического процесса.

Индивидуальность - это  совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей.

Личность - конкретный человек, представитель определенного общественного  класса, коллектива, осознающий свое отношение  к окружающей действительности, занимающийся общественно полезной деятельностью, наделенный индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Слово «личность», как  и многие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Однако при использовании  этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Однако очевидно, что эти понятия как-то различаются. Можно ли сказать, что всякий человек есть личность? Вероятно, нет. Личностями не рождаются, личностями становятся. Для того чтобы отразить процесс становления личности, зафиксировать особенности личностных качеств человека, необходимо провести разграничение понятий «субъект», «индивид», «личность» и «индивидуальность», что и было сделано в ходе написания данной курсовой работы.

Хотелось бы в очередной раз подчеркнуть практическую значимость этих понятий, как в повседневной жизни, так и в конкретной профессиональной деятельности, в том числе в деятельности менеджера. Ведь в условиях развития российского общества необходимо углубление представлений о закономерностях функционирования субъектов и объектов деятельности в организации, совершенствование деятельности субъекта управления в рамках управленческого воздействия. Успех организации всегда напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Свойства личности оказывают непосредственное влияние на успех в профессиональной деятельности. Характер, темперамент, способности играют очень важную роль при выборе профессии. Менеджер должен формировать такие черты характера, как инициативность, предприимчивость, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, справедливость, корпоративность, самокритичность, стремление к самосовершенствованию и многие другие качества, которые позволят добиваться поставленных целей и быть не только формальным, но и неформальным лидером в организации.

Личность постепенно выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти  внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внешние условия становятся более глубокими, в результате чего одно и то же социальное воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность -- это не только объект, продукт общественных отношений, но и активный субъект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Большунова Н.Я. Субъектность и условия ее развития // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении. Материалы вторых Филологических чтений. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2008. - С. 19-23.

2. Брушлинский А.В.  О критериях субъекта // Психология  индивидуального и группового субъекта.- М.: ПЕР СЭ, 2008. - С. 9-33.

3. Брушлинский А.В.  Психология субъекта.- СПб.: Алетейя, 2008. -С. 30-34.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 2009. - С. 163-166.

5. Гиппенрейтер Ю.Б.  Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: ЧеРо, 2009. - 336 с. - С.244-287.

6. Грановская Р.М. Элементы  практической психологии. - М., 2009.-С.87 - 92.

7. Дружинин В.Н. Психология  общих способностей. - СПб.: Питер, 2008.- С. 23-27.

8. Егорова М.С. Психология  индивидуальных различий. - М., 2007. - С. 43-48.

9. Коваль Н.А., Родионова  Е.В. Методика исследования индивидуального  духовного пространства. - М., 2007. - С. 14-15.

10. Колесников В.Н. Лекции  по психологии индивидуальности. - М., 2009. - С. 48-52, 59-62.

11. Лысенко Е.Е., Коваленок  Т.П. Общая психология. Учебно-практическое пособие. - М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2008. - 100 с. - С. 57-60, 76-94.

12. Маклаков А.Г. Общая  психология: ответы на экзаменационные билеты. - СПб.: Питер, 2008. - 224 с. - С. 178-210.

13. Немов Р.С. Психология. Кн.1 Основы общей психологии. - М., 2006.- С. 389-397.

14. Общая психология: Курс  лекций / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2009. - 448 с. - С.312-334.

15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М., 2009. - С. 328 - 331.

16. Психология личности  в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2009. - С. 153-156.

17. Психология /Под общ.  ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2001. - С. 447-454.

18. Психология / Под ред.  А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2008. - С. 310 - 318.

19. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Центр, 2007. - С.180-221.

20. Реан А.А., Бордовская  Н.В., Розум С.И., Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2009. - С. 231-234.

21. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. - СПб.: Питер, 2008. - С. 190-199.

22. Сергиенко Е.А. Природа  субъекта: онтогенетический аспект. // Проблема субъекта в психологической науке. М., ИПРАН, 2008, с. 13- 27.

23. Сластенин В.А., Каширин  В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2009. - С. 340-359.

24. Смысловое поле категории «индивидуальность » // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития (Материалы ІІ Международной научной конференции ) / Отв. ред. Л. А. Кандыбович: в 2-х частях, Минск: Учебно-издательский центр БГУ, 2009. - С . 19-21.

25. Смысловое поле категории «личность» // Личность и проблемы развития: Сборник работ молодых ученых / Отв. ред. Е.А. Чудина. - М.: Издательство Института психологии РАН , 2008. - С . 5-9.

26. Столяренко Л.Д. Основы  психологии: Учебное пособие. - Ростов  н/Д: Феникс, 2008. - С.264-281.

27. Хьелл Л., Зиглер  Д. Теории личности. - СПб. - 2009. - С. 26-29.


Информация о работе Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность