Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 21:10, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ индивида, личности, и индивидуальности.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что личность выступает объектом целого ряда наук и являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.
Введение.
§1. Определение понятия «личность»…………………………………….5
§2. Определение понятия «индивид»…………………………………….14
§3. Определение понятия «индивидуальность»………………………...20
§4. Соотношение понятий: личность, индивид, индивидуальность....24
Заключение.
Список литературы.
«Сущность» каждого индивида, относящегося к данному «роду», заключается, согласно логике мышления К. Маркса, в той совершенно конкретной системе взаимодействующих между собой индивидов, которая только и делает каждого из них тем, что он есть.[46] В данном случае это принадлежность к роду человеческому, понимаемому не как естественно-природная, биологически заданная «немая связь», а как исторически возникшая и исторически же развивающаяся социальная система, т. е. общественно-исторический организм как расчлененное целое.[47]
Индивид – социальное явление, и чтобы понять, как он возникает, развивается и выражает себя, нужно исследовать те общественные отношения и ту социально-практическую деятельность, в которых он существует. По мысли К. Маркса, «Индивид – это общественное существо и поэтому всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, является проявлением и утверждением общественной жизни».[48]
В первобытную эпоху при неразвитости производительных сил и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают как бы частью природного и социального целого (рода, общины). Жизнь индивида не отделена от коллективной жизнедеятельности. И начинает постепенно проявляться значение индивидуальности. Удлиняется период индивидуального существования, в течение которого накапливается индивидуальный опыт. Увеличивается морфологическое, физиологическое и психологическое многообразие вида. Встав над естественным отбором, человек впервые в животном мире получил возможность сохраняться биологически в возникшем многообразии индивидов. К индивидуально-природным различиям начинают добавляться различия социальные, а затем и индивидуально-личностные.
Иными словами, вначале человек выступает просто как особый индивид (особь), затем как социальный индивид (персонификация определенной социальной функции или социальной общности) и затем как личность.
§ 4. Соотношение понятий «
«индивидуальность».
Длительное
время в марксистской литературе указанные
понятия почти не различались и употреблялись
как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был
Индивид – человек как единица общества
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый
только как общественное существо. Говоря
о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его
личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека
как неповторимое сочетание своеобразных
психических особенностей..
Одни ученые
считают, что психика человека
биологически обусловлена, что все
стороны личности являются
Другие ученые
считают, что каждый человек всегда находится
в определенных отношениях с другими людьми.
Эти общественные отношения и формируют
человеческую личность, т.е. человек усваивает
принятые в данном обществе правила поведения, обычаи,
Но и природные
биологические особенности совершенно
необходимы для психического развития
человека. Необходимы человеческий мозг
и нервная система, чтобы на этой основе
стало возможно формирование психических
особенностей человека.
Развиваясь
вне человеческого общества, существо,
обладающее человеческим мозгом, никогда
не станет даже подобием личности.
Большинство
психологов полагает, что человек личностью
не рождается, а становится. Однако в современной
психологии нет единой теории формирования
и развития личности.
Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя hominis sapien-tis, человеческой общности, который одновременно вбирает в себя ее наиболее существенные признаки и выделяется из нее в силу своих индивидуальных особенностей. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен..[50]
Бердяев рассматривал личность, в отличие от индивида, как духовную сущность и качество человека. "Как образ и подобие Бога, человек является личностью. Личность следует отличать от индивида. Ее своеобразие выражается в способности «возвыситься» над уровнем биологической детерминации, определяющим жизнедеятельность животного мира. По словам М. Шелера, «человек — это единственное существо, которое может в любой момент сказать «нет» своим витальным биологическим влечениям». Личность выступает в качестве субъекта сознания и самосознания и преимущественно понимается как феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений. Личность не может быть часть чего-то...".[51]
Кроме того, личность способна достигнуть относительной автономии и независимости по отношению к своему культурному окружению, противостоять расхожим мнениям, верованиям, предрассудкам и стереотипам. В такой автономии непосредственно выражается человеческая индивидуальность.
Индивидуальность
человека проявляется в том
особом, уникальном способе, с помощью
которого он реализует свой
личностный потенциал, т.е. заложенные
в нем коммуникативные, познавательные,
ценностные и творческие
Социальная индивидуальность человека не возникает, конечно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность, как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.
Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности.[53]
Личность представляет собой предельно персонифицированного индивида, социальную, психофизиологическую и духовную индивидуальность. Но эта индивидуальность не начало, а итог процесса формирования, становления личности, который называют социализацией. Социализация в широком смысле - процесс усвоения индивидом знаний, норм, ценностей, позволяющих ему быть полноправным членом общества.[54]
Информация о работе Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность