Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:00, контрольная работа
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. При этом воспитатель передает опыт, накопленный человечеством, вводит в мир культуры, стимулирует к самовоспитанию, а так же помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.
1. Соотношение понятий «обучение» и «воспитание». 3
2. Методы, используемые в обучении и их классификация 7
3. Педагогические понятия и их характеристика 11
Список использованной литературы 12
Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить.
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жи
Воспитанник же в свою очередь овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры, работает над собой, обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.
Выделяют следующие цели воспитания:
Вторая категория - «обучение» - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
При этом учитель не только преподает, т.е целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания, но и руководит процессом освоения знаний, навыков и умений и создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
В свою очередь ученик овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно, пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить, проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.
Категория обучения является подсистемой образования. Под образованием обычно понимают процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков, умений, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а так же теоретической и практической подготовке человека;
Образование – это не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию;
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определённое положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности.
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.
В процессе получения
образования человек
Итак, результатом образования
является всестороннее
Вывод: Сравнивая понятия «обучение» и «воспитание», мы видим, что воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам и методам. Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.
Если сравнить основные функции процессов обучения и воспитания, то в первую очередь надо отметить, что оба они реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Обучение идет впереди развития, а развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников.
Типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя процессами, в котором они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.
2. Воспитание
осуществляется в
3. Воспитание осуществляется вне
образовательного процесса (но в
соответствии с его общими
целями) семьей, трудовым коллективом,
группой, общностью, где
4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением.
В процессе обучения возводится «здание» (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки. Они основываются на: мировоззрении, кругозоре, эрудиции, качестве ума, навыках самообразования, интересе, активности, работоспособности, профориентации. Венчает всё - развитие и воспитание, формирование личности.
Обучение – это самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Полноценное интеллектуальное,
социальное и нравственное
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Традиционная классификация методов обучения:
Классификация методов по назначению:
- Приобретение знаний;
- Формирование умений и навыков;
- Применение знаний;
- Творческая деятельность;
- Закрепление;
- Проверка знаний, умений и навыков;
Классификация методов по типу познавательной деятельности:
- Объяснительно - иллюстративный;
- Непродуктивный;
- Проблемное изложение;
- Частично – поисковый (эвристический);
- Исследовательский;
Формы педагогического процесса
- Фронтальная работа (со всеми учащимися);
- Групповая работа (с частью учащихся);
- Индивидуальная работа детей и с детьми;
Форма организации педагогического процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.
Методы и средства
обучения раскрываются в
Основным
видом учебной деятельности, направленным
на первичное овладение
Лекция - форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учащимися учебного материала. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционными функциями лекции являются: информационная, систематизирующая и разъясняющая.
Преподаватель
на лекции сообщает новые
Педагоги выделяют
три основных типа лекций, применяемых
для передачи теоретического
материала: вводная лекция, информационная
лекция и обзорная лекция. В
зависимости от предмета
Формы учебной деятельности учащихся – это формы обучения, которые представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:
- познавательного и воспитательного общения;
- взаимодействия;
- отношений обучающего и обучаемых.
Результатом такого взаимодействия является:
- профессиональное совершенствование педагога;
- усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;
- развитие психических
процессов учеников и
- развитие нравственных качеств учеников и студентов.
Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:
- коллективной;
- групповой;
- индивидуальной.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания, обучающих средств, методов обучения.
Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.
Цели обучения – это организующее и направляющее начало учебного
процесса.
Метод обучения – это упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями.
Средства обучения – это совокупность материальных, технических, информационных ресурсов, используемых для обеспечения обучения.
Информация о работе Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»