Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 12:00, контрольная работа

Описание работы

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. При этом воспитатель передает опыт, накопленный человечеством, вводит в мир культуры, стимулирует к самовоспитанию, а так же помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

Содержание работы

1. Соотношение понятий «обучение» и «воспитание». 3
2. Методы, используемые в обучении и их классификация 7
3. Педагогические понятия и их характеристика 11
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

кр психология.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)


 


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Соотношение понятий «обучение» и «воспитание».

  Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. 

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обучение» и «образование».

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. При этом воспитатель передает опыт, накопленный человечеством, вводит в мир культуры, стимулирует к самовоспитанию, а так же помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложившегося положения.

Воспитанник же в свою очередь овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры, работает над собой, обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение  к людям и самому себе.

Выделяют следующие  цели воспитания:

  • формирование отношений личности к миру и себе;
  • воспитание всесторонне развитой личности;
  • воспитание социально - компетентной личности;
  • приобщение человека к культуре;
  • воспитание гражданской личности;
  • воспитание автономной личности;
  • развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении;

   Вторая категория -  «обучение» - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.

При этом учитель не только преподает, т.е целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания, но и руководит процессом освоения знаний, навыков и умений и  создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).

В свою очередь ученик овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно, пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить, проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Категория обучения является подсистемой образования. Под образованием обычно понимают процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков, умений, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а так же теоретической и практической подготовке человека;

Образование – это не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, их переработке и совершенствованию;

    В процессе  образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определённое положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности.

    Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.

   В процессе получения  образования человек накапливает  опыт эмоционально - волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что даёт ему возможность совершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, поддерживать отношения с социальной средой.

  Итак, результатом образования  является всестороннее развитие  личности, т.е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, человека с высокими нравственными идеалами.

 

Вывод:   Сравнивая  понятия «обучение» и «воспитание», мы видим, что воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности по задачам, принципам и методам.  Процесс обучения осуществляет функцию воспитания, а процесс воспитания не возможен без обучения воспитуемых определенным нормам, правилам поведения, деятельности, общения и пр.

    Если сравнить основные  функции процессов обучения и  воспитания, то в первую очередь  надо отметить, что оба они  реализуют в единстве три основные функции - образовательную, воспитательную и развивающую. Но процесс обучения вносит особый вклад в образовательную функцию, а процесс воспитания - в воспитательную. Оба они являются исходной основой для осуществления развивающей функции обучения. Обучение идет впереди развития, а развитие создает благоприятные предпосылки для более успешного обучения и воспитания на последующих этапах педагогического процесса. Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников.

 

Типы взаимосвязи между обучением и воспитанием:

          1. Воспитание  неотрывно от обучения, в процессе  которого оно осуществляется (через  содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения  между двумя процессами, в котором  они как бы сливаются воедино. В такой форме воспитание входит в учебный процесс, который определяется как воспитывающее обучение.

          2. Воспитание  осуществляется в образовательном  процессе определенной системы  или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь оно должно действовать на воспитание.

          3. Воспитание осуществляется вне  образовательного процесса (но в  соответствии с его общими  целями) семьей, трудовым коллективом,  группой, общностью, где происходит  и некоторое стихийное обучение  соответственно.          

          4. Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда целенаправленным обучением. 

    В процессе обучения возводится «здание» (сравнение К.Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения и навыки. Они основываются на: мировоззрении, кругозоре, эрудиции, качестве ума, навыках самообразования, интересе, активности, работоспособности, профориентации. Венчает всё - развитие и воспитание, формирование личности.

  Обучение – это самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.

 Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие  личности – это результат реализуемых в единстве образовательной и воспитывающей функции.

 

  1.  Методы, используемые в обучении и их классификация

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Традиционная классификация  методов обучения:

  1. Практический - это опыт,  упражнение, учебно-производительный труд;
  2. Наглядный - иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
  3. Словесный - объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут;
  4. Работа с книгой – это чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование;
  5. Видеометод - просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль;

Классификация методов  по назначению:

- Приобретение знаний;

- Формирование умений  и навыков;

- Применение знаний;

- Творческая деятельность;

- Закрепление;

- Проверка знаний, умений  и навыков;

 

Классификация методов  по типу познавательной деятельности:

- Объяснительно - иллюстративный;

-  Непродуктивный;

- Проблемное изложение;

- Частично – поисковый  (эвристический);

- Исследовательский;

 

Формы педагогического  процесса

- Фронтальная работа (со всеми учащимися);

- Групповая работа (с  частью учащихся);

- Индивидуальная работа  детей и с детьми;

Форма организации педагогического  процесса - внешнее выражение акта воспитательного взаимодействия учителя  и учащихся. Форма характеризуется  числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

   Методы и средства  обучения раскрываются в формах  организации учебного процесса, в основных видах учебной деятельности. Учебные занятия проводятся в  виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Все виды учебной деятельности должны быть обеспечены учебно-методическими материалами, которые могут различаться в зависимости от вида учебной деятельности.

      Основным  видом учебной деятельности, направленным  на первичное овладение знаниями, является лекция.

   Лекция - форма организации учебного процесса, направленная на формирование ориентировочной основы для последующего усвоения учащимися учебного материала. Главное назначение лекции - обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать у обучающихся ориентиры для самостоятельной работы над курсом. Традиционными функциями лекции являются:  информационная,  систематизирующая и  разъясняющая.

     Преподаватель  на лекции сообщает новые знания  в систематизированном виде, а  также разъясняет наиболее трудные  вопросы учебного курса. Лекции  могут также выполнять  стимулирующую и развивающую функцию.

    Педагоги выделяют  три основных типа лекций, применяемых   для передачи теоретического  материала: вводная лекция, информационная  лекция и обзорная лекция. В  зависимости от предмета изучаемой  дисциплины и дидактических целей  могут быть использованы такие лекционные формы, как проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-пресс-конференция, лекция с заранее запланированными ошибками и др.

 

Формы учебной  деятельности учащихся – это формы обучения, которые представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

- познавательного и  воспитательного общения; 

- взаимодействия;

- отношений обучающего  и обучаемых. 

Результатом такого взаимодействия является:

- профессиональное совершенствование педагога;

- усвоение учениками  и студентами знаний, умений и  навыков; 

- развитие психических  процессов учеников и студентов; 

- развитие нравственных  качеств учеников и студентов. 

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

- коллективной;

- групповой; 

- индивидуальной.

Форма обучения реализуется  как органическое единство целенаправленной организации: содержания, обучающих средств,  методов обучения.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.

 

  1. Педагогические понятия и их характеристика

Цели обучения – это организующее и направляющее начало учебного                             

процесса.

Метод обучения – это упорядоченная деятельность, обеспечивающая эффективное руководство преподавателя работой учащихся по овладению знаниями.

Средства обучения – это совокупность материальных, технических, информационных ресурсов, используемых для обеспечения обучения.

 

Список использованной литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2000.
  2. Кроль В.М. Психология и педагогика.- М.: Высшая школа, 2003.
  3. Крысько В. Психология и педагогика.- М.: ЮНИТИ-дана, 2010.
  4. Островский Э.В., Чернышева Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2007.
  5. Столяренко С.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах.- 2-е изд., перераб. и доп.,Ростов н/Д.: Феникс, 2003.           

Информация о работе Соотношение понятий «обучение» и «воспитание»