Соотношение психического развития и обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Соотношение психического развития и обучения

Файлы: 1 файл

Соотношение психического развития и обучения.docx

— 34.15 Кб (Скачать файл)

Л.С. Выготский выделил в этой теории две основные черты. Первая - это признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения.

В основу разрабатываемой  в отечественной возрастной и  педагогической психологии концепции  о соотношении обучения и умственного  развития ребенка легло положение  о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Л.С. Выготский показал, что реальное соотношение умственного развития к возможностям обучения может быть выявлено с помощью определения уровня актуального развития ребенка и его зоны ближайшего развития. Обучение, создавая последнюю, ведет за собой развитие; и только то обучение действенно, которое идет впереди развития.

Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем  актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем  потенциального развития (которого ребёнок  может достигнуть, решая задачи под  руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Ученый считал, что ЗБР  определяет психические функции, находящиеся  в процессе созревания. Она связана  с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение  обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребёнка. Зона ближайшего развития - следствие становления высших психических  функций, которые формируются сначала  в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта.

Зона ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. "Обучение только тогда хорошо, - писал Л.С. Выготский, - когда оно идёт впереди развития". Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития - это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на ЗБР, - это высший порог обучения; между этими порогами и находится оптимальный период обучения. ЗБР даёт представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития ребенка и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отдельного ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также ЗБР составляет то, что Л.С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. В этом аспекте зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отечественной и зарубежной психологии проводятся исследования с целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить ЗБР.

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе .

Проблема возраста. Социально-историческая природа детства

Проблема возраста:

По теоретическим  основам предложенные в науке  схемы периодизации детского развития можно разделить на три группы.

  1. на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. ( Биогенетическая теория ) К этой группе принадлежит, попытка периодизации детства в соответствии со ступенями воспитания и образования ребенка. (так как процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а само разделение воспитания на ступени опирается на огромный практический опыт, то расчленение детства по педагогическому принципу чрезвычайно близко подводит нас к истинному расчленению детства на отдельные периоды.)
  2. на основе выделения какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его членения на периоды. (попытка П.П. Блонского расчленить детство на эпохи на основании появления и смены зубов)

Схемы этой группы, во-первых, субъективны - сам признак берется по субъективным основаниям, в зависимости от того, на каких процессах больше остановится наше внимание. Возраст - объективная категория, а не условная, произвольно выбранная и фиктивная величина. Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст.

Второй недостаток - они выдвигают для разграничения всех возрастов единый критерий, состоящий в каком-либо одном признаке. Признак, показательный и существенный для суждения о развитии ребенка в одну эпоху, теряет значение в следующую, так как в ходе развития те стороны, которые раньше стояли на первом плане, отодвигаются на второй план.

Третий недостаток - их принципиальная установка на исследование внешних признаков детского развития, а не внутреннего существа процесса.

  1. связана со стремлением перейти от чисто симптоматического и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития. (Гезелл) Роковым препятствием оказываются для них методологические затруднения, проистекающие от антидиалектической и дуалистической концепции детского развития, не позволяющей рассматривать его как единый процесс саморазвития.

Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста. Теория Гезелла делает раннее детство высшей инстанцией для истолкования личности и ее истории.

Основные, элементарные органы и функции вызревают раньше, чем высшие. Если же рассматривать  высшие стороны, то результат будет  обратным; темп и ритм их становления  окажется минимальным в первых актах  общей драмы развития и максимальным в ее финале.

Выготский - принципы построения периодизации - только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка, которые мы называем возрастами.

Таким образом, критерием для возрастных периодизаций служат новообразование  данного периода. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Динамика возраста - Последовательность возрастных периодов должна в схеме Выготского определяться чередованием стабильных и критических периодов. Сроки стабильных возрастов, имеющих более или менее отчетливые границы начала и окончания, правильнее всего определять именно по этим границам. Критические же возрасты из-за другого характера их протекания правильнее всего определять, отмечая кульминационные точки, или вершины, кризиса и принимая за его начало ближайшее к этому сроку предшествующее полугодие, а за его окончание - ближайшее полугодие последующего возраста.

Основной закон динамики возрастов - силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени.

Следует отметить существенные отличия схемы развития ребенка Выготского:

  1. введение в схему возрастной периодизации критических возрастов;
  2. исключение из схемы периода эмбрионального развития ребенка;
  3. исключение периода развития, называемого обычно юностью, охватывающего возраст после 17-18 лет, вплоть до наступления окончательной зрелости;
  4. включение возраста полового созревания в число стабильных, устойчивых, а не критических возрастов.

Эмбриональное развитие - особый тип развития, подчиненный другим закономерностям.

По общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет начальное звено в цепи зрелых возрастов.

Включение пубертатного возраста в число стабильных - период огромного подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, совершающихся в личности.

Возрастная  периодизация Выготского:

  • Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2 мес-1 год).
  • Кризис одного года. Раннее детство (1 год-3 года).
  • Кризис 3 лет.
  • Дошкольный возраст (3 года-7 лет).
  • Кризис 7 лет.
  • Школьный возраст (8 лет-12 лет).
  • Кризис 13 лет.
  • Пубертатный возраст (14 лет-18 лет).
  • Кризис 17 лет.

Возрасты - целостное динамическое образование, структура, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую возрастную эпоху личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части.

На основе понятия о возрасте обозначенного  Выготским Эльконин ввел понятие о Ведущей деятельности (у Выготского основная линия развития – близко) и построил периодизацию возрастного развития на основе деятельностного подхода.

Социально историческая природа детства:

Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.

Д.Б. Эльконин – 2 основных парадокса детского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства:

  1. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию на момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства.
  2. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился.

Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

Д.Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности.

Д.Б. Эльконин, удлинение во времени детства происходит путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства.


Информация о работе Соотношение психического развития и обучения