Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель данной контрольной работы – изучить природу возникновения и разработать пути разрешения конфликтной ситуации в трудовом коллективе. Исходя из поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- дать характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 2
1. Понятие конфликта, его сущность........................................................... 5
2. Виды конфликтов..................................................................................... 9
3. Причины возникновения конфликтов.................................................... 14
4. Последствия конфликтов........................................................................ 16
5. Стратегия руководителя при разрешении конфликтов........................ 18
6. Структура предприятия......................................................................... 23
7. Управление конфликтной ситуацией на предприятии.......................... 24
8. Направления по совершенствованию деятельности управления конфликтными ситуациями на предприятии............................................................................ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. Понятие конфликта, его сущность......................
2. Виды конфликтов....................
3. Причины возникновения конфликтов....................
4. Последствия конфликтов....................
5. Стратегия руководителя при разрешении
конфликтов....................
6. Структура предприятия...................
7. Управление конфликтной ситуацией
на предприятии...................
8. Направления по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................
ПРИЛОЖЕНИЯ....................
«Конфликт сам по себе не есть проблема,
проблема в том, что нам делать с нашими
различиями. Лучший способ предупредить
конфликт - не допустить его.»
Р. Фишер
ВВЕДЕНИЕ
Общественная жизнь немыслима
без столкновения идей, жизненных
позиций, целей, как отдельных людей,
так и малых и больших
Каждому из нас приходилось
сталкиваться с конфликтными ситуациями.
Конфликты проявляются в
Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
Большинство конфликтов возникает
помимо желания их участников. Это
происходит из-за того, что большинство
людей, не имеет элементарного
Руководитель организации
согласно своей роли находится обычно
в центре любого конфликта и призван
разрешать всеми доступными ему
средствами. Управление конфликтом является
одной из важнейших функций
В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликтом управляют. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может «распадаться на глазах».
Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
Цель данной контрольной
работы – изучить природу
- рассмотреть теоретические аспекты конфликтологии;
- дать характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и
вид конфликта на
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Объектом данного исследования является персонал предприятия. Предметом исследования – управление конфликтами на предприятии.
1. Понятие конфликта, его сущность
Как у многих понятий у конфликта имеется множество определений и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое [10. c.605]. Конфликт (от лат . conflictus - столкновение), столкновение сторон, мнений, сил [1, с.597].
Западными социологами и
философами конфликты признаются важнейшими
факторами социального
Участники конфликта называются оппонентами, ими могут быть отдельные люди, формальные или неформальные группы и организации. Конфликт всегда порождается некоторой причиной противоборства оппонентов, которая называется объектом конфликта [3,с.284]. Итак, конфликт - это весьма сложное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
Наиболее распространены
два подхода к пониманию
Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные. Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют "управление конфликтом", "управление конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя. Такое отношение часто прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.
Сторонники второго подхода
считают конфликт естественным условием
существования
Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям.
Второй подход предполагает
невозможность управления конфликтом
и оптимизацию взаимодействия, теоретически
обосновывая развитие конфликта
как саморегулирующегося
Современная точка зрения
заключается в том, что далее
в организациях с эффективным
управлением некоторые
Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями.
Отсутствие конфликтов
в организации в определенной
мере может служить
Поэтому задача руководителя состоит не в предотвращении конфликта, а в управлении им, т. е. в его урегулировании и разрешении причин конфликта. Целью управления конфликтом является минимизация неизбежных экономических, социальных и нравственных потерь и максимизация такого же рода приобретений. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.
Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент [2, с.78]
Характерной особенностью любого конфликта является то, что ни одна из участвующих сторон не знает заранее точно и полностью всех решений, принимаемых другими сторонами, их будущее поведение, и, следовательно, каждый вынужден действовать в условиях неопределенности.
Однако общепринятой теории конфликтов, объясняющих их природу, влияние на развитие коллективов, общества, нет, хотя имеются многочисленные исследования по вопросам возникновения, функционирования конфликтов, управления ими.
Общность всех конфликтов
независимо от их природы заключается
в столкновении интересов, стремлений,
целей, путей их достижения, отсутствии
согласия двух или более сторон –
участников конфликта. Сложность конфликтов
обусловливается разумными
2. Виды конфликтов
Источником обострения конфликтов
между большими группами является накопление
неудовлетворенности
1.Отношения силы и
Информация о работе Совершенствования деятельности управления конфликтными ситуациями на предприятии