Совесть и долг – выражение императивности морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:58, доклад

Описание работы

Чувство долга оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения отдельной личности. Очевидно, чувство долга предполагает отказ от собственного выбора, согласие с теми требованиями, которые содержатся в императивах долга. Сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека и является главным понятием морального сознания.

Файлы: 1 файл

нелли.docx

— 24.91 Кб (Скачать файл)

 

 Совесть и долг – выражение императивности морали 

 

Совесть и долг – эти  категории выражают императивность морали.

Человек не может жить в  обществе и быть свободным от него, поэтому уже в силу своей социальной сущности он несет по отношению к  обществу определенные обязанности; их осознание, внутреннее восприятие и  прочувствование составляют основу нравственного долга. Поэтому категория долга выражает необходимость выполнения своих нравственных обязанностей, подчинения воле более значимой, чем собственная.

Чувство долга  оказывает большое влияние на всю деятельность и поведение  человека, свидетельствует о том, что требования общественной морали стали нравственными мотивами поведения  отдельной личности. Очевидно, чувство  долга предполагает отказ от собственного выбора, согласие с теми требованиями, которые содержатся в императивах  долга. Сила морального долга была отмечена еще в этике И. Канта, считавшего, что долг присущ человеческому сознанию до всякого опыта, и только он определяет поведение человека и является  главным понятием морального сознания. Соответственно долг – это осознание человеком необходимости исполнения того, что предписывается моральным сознанием, более высокого начала, нежели наши собственные потребности, желания и планы.

В современной этике существует специальный раздел о долге –  деонтология. Выделяется два вида долга: эмпирический и моральный.

Эмпирический долг имеет  множество видов и форм: долг родительский, братский, дружеский, долг перед родиной, или патриотический, профессиональный долг. Моральный долг – это в  первую очередь долг перед самим  собой, а затем долг бескорыстного  неизбирательного отношения ко всем разумным, живым существам. Этот вид  долга ориентируется на «золотое правило морали», которое всегда выступает как формула житейской  мудрости и как практическая рекомендация.

В реальной жизни в зависимости  от конкретных обстоятельств выполнение долга может представлять: во-первых, самоценность; во-вторых, давление на личность, принуждение со стороны общепринятых норм, социальной дисциплины. Как самоценность выполнение долга приносит удовлетворение, радостное чувство соответствия моральным требованиям, вызывает гордость за себя. В втором случае долг требует самопринуждения, заключающегося:

– в осознании человеком  неприемлемости какого-либо своего качества;

– сопротивлении этому качеству;

– принуждении себя в случае необходимости к совершению того, что противоречит желаниям человека.

Таким образом, долг понимается  не как самоотречение, аскетизм, отказ от земных благ, а как ощущение своей общественной полезности. Требования долга самоценны, человек выполняет долг бескорыстно, независимо от внешних норм, утверждая приоритет по отношению к своим страстям, пользе и пр., что позволяет рассматривать долг как внутреннюю потребность человека.

Понятие совести фиксирует  в этике способность морального сознания к самооценке и самоконтролю. Она удерживает человека от неправильного  решения и позволяет производить  оценку совершаемых поступков. Иначе  говоря, совесть есть соизмерение  своих поступков с моральными нормами общества, это комплекс реакций  нравственного сознания на поведение  человека и других людей, который  выражается в чувстве удовлетворения поступком или осуждения его. Следовательно, в содержании понятия  «совесть» преобладает оценочный  аспект, и она является внутренним контрольным механизмом морального сознания.

Нравственное сознание есть отражение моральных отношений, сложившихся в социуме в процессе общественной жизни людей. Таким  образом, содержание совести вначале определяется через моральные отношения, а затем уже она зависит и от индивидуальных особенностей человека.

У каждого человека есть совесть, однако она отнюдь не прирожденное чувство. Совесть, как и долг, формируется в процессе воспитания человека, его социализации и проходит несколько этапов:

– совесть ориентируется на мнения авторитетных людей, связана с боязнью неодобрения, наказания – авторитарная;

– зрелая совесть является голосом «второго Я» – гуманистическая.

Содержание совести напрямую зависит от характера личности, ее способности к самоанализу. Совесть  помогает человеку увидеть свой поступок, понять, что данный поступок правильный, напоминает о соблюдении моральных  норм, т. е. она есть нравственная потребность  индивида поступать по-человечески.

Особенность совести состоит  в том, что она есть результат  осознания человеком своей причастности к судьбам других людей, непосредственно  связана с убежденностью, активной жизненной позицией личности, как  самооценка может выступать мотивом  поведения личности и по-разному  проявляться в человеке. Формы  проявления совести:

– положительные переживания – моральное удовлетворение, ощущение чистой совести;  

– отрицательные (негативные) переживания – сомнения, мучительные колебания, нерешительность, угрызения совести, раскаяние, аргументы оправдания, самоупреки, укоры, исповедь и как следствие – чувства вины и стыда.  

Чувство вины – это переживание  несоответствия моральным нормам и  невыполнения своего долга перед  собой и окружающими людьми. Способность  испытывать стыд означает процесс пробуждения  и развития морального сознания человека.

Итак, совесть – совокупность определенных мыслей, чувств и переживаний человека, критически оценивающего мотивы и последствия своего поведения и мышления на основе свободного выбора нравственного сознания и морального долга.

 

Свобода и ответственность. Права  и обязанности

Каждому человеку от рождения даются определенные права и свободы. С течением времени  он взрослеет, происходит становление  его личности, и, соответственно, увеличивается  количество свобод. В большинстве  стран к совершеннолетию он приобретает  все возможные для него личные, социально-экономические и политические права. Однако с этого момента, с  точки зрения закона и этических  норм, он несет полную ответственность  за свои действия. Свободы неизменно  шагают рядом с ответственностью – таков закон любого цивилизованного  общества. Из личных свобод, присущих каждому  человеку, особо следует выделить свободу совести (нравственную свободу) и свободу вероисповедания.

Нравственная  свобода – это возможность  выбирать, как будет верно с  моральной точки зрения поступить  в каждой конкретной ситуации. Здравая  моральная оценка собственных действий просто необходима для принятия решений. Чтобы иметь возможность ее дать, нужно обладать правильными нравственными  принципами, четко понимать, хорошим  или плохим является поступок. Такой  вывод может сделать только достаточно зрелая личность, хорошо усвоившая  этические ценности. На умение оценивать  собственные поступки, как и на формирование личности в целом, примерно в равной степени влияют четыре основных фактора: генетика, среда, воспитание и  самовоспитание. Генетика создает врожденную личную предрасположенность к определенной линии поведения, неосознанную тягу к ней. Чаще всего она играет свою роль, когда речь идет о заболеваниях, негативно оцениваемых обществом  с этической точки зрения. В  таком случае у человека, не обладающего  сильной волей, ее влияние может  перевесить важность других факторов вместе взятых. А уж если на ее стороне находится воспитание или среда, шансов избавиться от навязываемой линии поведения у человека довольно мало. Так зачастую становятся алкоголиками дети в семьях, где родители страдали алкоголизмом. Однако случается и обратная ситуация, когда, в результате сознательного самовоспитания, человек приобретает здравую моральную оценку своих действий и избавляется от любой предрасположенности к вредным привычкам.

Умение  предвидеть последствия своих поступков  напрямую связано с осознанием необходимости  нести за них ответственность. Понимание  того, что поступать надо не так, как хочется, а так, как будет  правильно с нравственной точки  зрения, к человеку приходит не сразу. Обычно такой вывод делается после  серии совершенных ошибок. К тому же, эмоционально зрелая личность спокойно принимает неизбежность наступления  ответственности за свои поступки, и не пытается ее избежать. Более  того, именно на основании умения предвидеть последствия своих поступков, она  выстраивает всю линию поведения. Наличие этого качества еще более  важно, если человек занимает высокую  должность, и от его действий и  решений зависит жизнь, здоровье, материальное или иное благополучие остальных людей. Это в разы увеличивает  возложенную на него ответственность.

На  основании моральной оценки своих  действий и умения предвидеть их результаты, человек осуществляет контроль над  своими желаниями и действиями. Осознанное принятие решений с оглядкой на последствия  и уровень нравственности своего поступка со временем сменяется бессознательным, автоматическим учетом и того, и  другого, в результате чего человек  принимает лучшее из возможных решений, практически не прикладывая к  этому умственных усилий. Такое поведение  говорит о высоком уровне этического развития личности.

Основное  условие, при котором можно говорить о нравственном уровне человека при  совершении хорошего поступка – это  отсутствие давления на него. Решение  должно быть принято без стороннего влияния и абсолютно осознанно. Если на решении индивида сказывается  чувство страха, мнения остальных  людей или другие рычаги воздействия, заслуга (и ответственность) за него не может лежать только на нем. Подобные ситуации часто возникают тогда, когда от человека многое зависит.

Что касается свободы вероисповедания, то она тоже накладывает на человека определенную ответственность. Права  и обязанности, которые дает ему  выбранная им религия, должны соответствовать  не только законам государства, в  котором он проживает, но и его  личным этическим нормам. Как правило, этот вопрос не актуален, если он с детства  воспитывался в той среде, где  все, что связано с данной религией, абсолютно естественно воспринимается как единственно верный вариант. Если же она была выбрана в сознательном возрасте, ценности, которые он уже  получил к тому моменту, могут  вступить в конфликт с пропагандируемыми ею взглядами. В таком случае произойдет либо переоценка ценностей, либо отказ от новоприобретенных взглядов. Результат может быть разным в каждой конкретной ситуации и зависит от того, насколько велик разрыв между собственными этическими нормами человека и теми, что пытается ввести для него выбранная религия, а также от того, какие личные жизненные обстоятельства привели его к ней. В любом случае, следует учитывать, что ответственность за его действия по-прежнему возлежит на нем в полной мере.

 

Как правильно сервировать стол.

Сегодня лишь малая часть  людей уделяет внимание правильной сервировке, а зря. Ведь красиво, и, главное, по правилам, сервированный стол обязывает  к определенному поведению. За таким  столом хочется держать осанку, не класть локти на стол и говорить о приятных вещах. Сегодня мы расскажем  Вам о том, как правильно сервировать  стол. Надеемся, что каждый Ваш прием  пищи будет праздничным и красивым. 
 
Сервировка стола — это правильно подобранные скатерти, салфетки, столовые приборы и тарелки, цветы и общая гармония с помещением. Наверняка Вы в курсе, что к правильной сервировке предъявляются особенные требования по поводу правильного расположения столовых приборов и посуды, соответствия меню поводу, по которому проходит застолье. Несмотря на видимую сложность все достаточно просто. Ведь существует логическая определенная последовательность действий, которая упростит Вам сам процесс сервировки. Немного практики, и Вы будете делать это автоматически.

Сервировка начинается со скатерти, которой накрывают стол. Скатерть должна быть идеально выглажена  и безупречно чиста. По правилам, концы  скатерти должны опускаться с краем  стола на 25-30 см, а углы скатерти закрывать  ножки стола.

После этого стоит приступить к расстановке посуды. Тарелки также рекомендуется не только тщательно вымыть, но и протереть до блеска. Тарелки для закусок располагают напротив каждого человека на расстоянии 2 см от края стола. Слева от нее, на расстоянии 5-15 см ставят пирожковую тарелку. При этом, тарелки должны стоять строго по одной линии. Учтите, что тарелок может быть несколько. Обычно, под закусочные тарелки ставят мелкие столовые, а пирожковую тарелку, или тарелку для хлеба ставят так, чтобы дальние от края стола края тарелок были на одной линии с мелкой столовой тарелкой.

Столовые приборы кладутся по логической схеме, таким образом, чтобы человек не запутался в их применении. Нож с вилкой лежат рядом с главным блюдом, а десертную ложку нужно положить за тарелкой, черенком направо. Столовые приборы кладут в порядке их использования: ближе всего — приборы для главного блюда (нож и вилка), потом — нож для рыбы и закусочный нож. Если Вы планируете угостить гостей супом, то ложку положите между рыбным и закусочным ножами. Если рыба не предусмотрена меню, тогда рыбный нож можно не класть. Расстояние между всеми этими приборами должно быть не более 1 см.

Обычно, за столом пьются спиртные напитки, чаще всего вино. Справа за ножом стоит расположить бокал  для вина. За ним располагают все  остальные бокалы.

При полной сервировке допустимо  выстраивать посуду, бокалы и столовые приборы не более, чем в три ряда по три предмета в каждом.  Конечно, посуда  важна, но не забывайте о салфетках. Их раскладывают после основного этапа сервировки. Свернутые салфетки кладут на закусочную тарелку, допустима замена тканевых салфеток на бумажные.

Приборы со специями и солью ставят в центре стола. Также рядом ставятся сосуды с уксусом, маслом или соусами. И конечный штрих Вашей идеальной сервировки — цветы. Их размещают в невысоких вазах или на плоских тарелках, чтобы они не мешали общению и приему пищи.

 


Информация о работе Совесть и долг – выражение императивности морали