Современные подходы к проблеме алалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 21:12, доклад

Описание работы

Факторы развития речи в норме

врожденная языковая способность;
первично сохранный интеллект;
стимулы из внешней среды;
мотивация к речи;
полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;
полноценная связь между обоими полушариями;

Файлы: 1 файл

Современные подходы к проблеме алалии..pptx

— 266.48 Кб (Скачать файл)

Современные подходы к проблеме алалии.

 

Выполнила студентка

Базарова Н.С. 221 группы

Преподаватель

Гридина О.Н.

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение  
среднего профессионального образования города Москвы  
"Медицинский колледж №4 Департамента здравоохранения города Москвы"

Факторы развития речи в норме

 

    • врожденная языковая способность;
    • первично сохранный интеллект;
    • стимулы из внешней среды;
    • мотивация к речи;
    • полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация;
    • полноценная связь между обоими полушариями;

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, проявляющееся нарушением механизмов речепорождения восприятия  на языковом (знаковом) уровне, обусловленное поражением центральной нервной системы в пренатальный, перенатальный или ранний постнатальный периоды

Этиология алалии:

 

    • неблагоприятная неврологическая или психопатологическая наследственность;
    • поздние беременности, которым предшествовали прерывания беременности, мертворождения;
    • возраст родителей от 30 до 40 лет;
    • угроза прерывания беременности; патологические ролы и др.
    • Отмечается, что около 80 % детей были рождены в асфиксии или присутствовала гипоксия, как внутриутробная, так и во время родов. 

Понятия «Алалия» и «ОНР» в классической и современной литературе

 

    • Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи (Р.Е. Левина, 1967).
    • Алалия — это недоразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга.
    • Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
    • Моторной алалией называется тяжелое недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней.
    • По аналогии: сенсорная алалия – недоразвитие импрессивной речи, вызванное органическим поражением языкового и гностического уровня функциональной системы речи.

Об уровнях ОНР: уровень развития или недоразвития?

 

    • Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет….(Р.Е.Левина, 1967)

Отметим, что правильнее говорить об уровнях речевого развития при ОНР, а не уровнях недоразвития. Обращаем так же внимание на возраст описываемых детей! В условиях современной тенденции к ранней диагностики очевидно, что не совсем верно опираться на результаты, полученные при обследовании детей 5-6 лет!

Патогенез сенсорной алалии

 

Сенсорная алалия связана с отсутствием или недоразвитием необходимых связей между височными областями правого и левого полушарий мозга; либо с локальным поражением левой височной области

 

 

Патогенез моторной алалии

 

При моторной алалии не сформированными оказываются проводящие пути между премоторной, постцентральной областями мозга и височной, причем преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии.

Неврологическая симптоматика алалии

 

    • Агнозии ;
    • Апраксии;
    • Снижение активности нейродинамических процессов;
    • Снижение функциональных возможностей подкорковых структур.

Агнозия – нарушение процесса распознавания и понимания предназначения предметов или стимулов обычно в пределах одной сенсорной модальности при сохранности сознания и функции органов чувств.

 

Неречевая слуховая агнозия возникает при поражении правой височной доли.

Доминантная слуховая агнозия возникает при поражении левого полушария, проявляется в трудностях понимания речи.

 

Различают следующие виды зрительной агнозии: предметная агнозия, цветовая агнозия, агнозия на лица, пальцевая агнозия

Виды апраксии

 

    • При афферентной (кинестетической) апраксии ребенок не может воспроизводить единичные артикуляционные позы. В результате отмечаются поиски позы, замены одних поз другими.
    • При эфферентной (кинетической) апраксии отмечается несостоятельность в воспроизведении серии движений. Воспроизведению серии поз препятствуют персеверации (застревания).

Речевая симптоматика при алалии

 

    • Речевой негативизм;
    • Нарушения понимания речи;
    • Замена вербальных средств коммуникации невербальными;
    • Системное нарушение речи: стойкий аграмматизм, нарушения актуализации в лексике и нарушения слоговой структуры;

Спасибо за внимание


Информация о работе Современные подходы к проблеме алалии