Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 08:11, реферат
Описание работы
Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества
Упражнения, направленные на
развитие познавательной сферы, должны
быть включены в структуру занятия и осуществляться
параллельно с реализацией учебных и воспитательных
целей или в форме самостоятельных упражнений
в виде игры, беседы или зарядки. Так как
познавательные процессы развиваются
в тесной взаимосвязи между собой и представляют
сложные системные образования, то каждое
упражнение, адресованное к какому-либо
определенному познавательному процессу,
одновременно влияет и на другие. Так,
например, упражнения, направленные на
развитие моторики ребенка, одновременно
укрепляют его внимание и моторную память;
рисование помимо развития моторики положительно
влияет на внимание, пространственные
представления, мышление; таким образом,
деление методических рекомендаций на
разделы несколько условно, поскольку
задача их едина. В каждом разделе задания
располагаются от простых к сложным. Задания
в зависимости от ведущей задачи должны
отвечать закономерностям развития любой
психической функции: от наглядной деятельности
к образной, затем к словесно-логической
и абстрактной.
В процессе обучения необходимо
сочетать упражнения, направленные на
развитие различных познавательных функций
(например, в течение одного занятия предъявляются
задания на развитие моторной сферы и
на внимание). Для того чтобы занятия дали
максимальный результат, рекомендуется
использовать различные игры, как индивидуальные,
так и групповые, повышающие заинтересованность
ребенка в достижении результата и в самом
процессе деятельности, вовлекающие в
процесс познавательной деятельности
эмоциональные и личностные аспекты детей
данного возраста. Большое значение придается
развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой
активности, организации речевого поведения
в группе".
Жизненно необходимо, при составлении
коррекционной педагогической программы
учитывать и медицинские показания ребенка.
Вот основные направления медицинской
и педагогической помощи детям, при речевых
нарушениях.
Лечебные мероприятия:
· медикаментозное лечение
(по показаниям),
· гомеопатия (по показаниям),
· фитотерапия (по показаниям),
· психотерапия индивидуальная
и групповая (по показаниям),
· физиотерапия (по показаниям),
· массаж,
· лечебная физкультура.
2. Развитие познавательной
деятельности.
3. Развитие речи:
· развитие понимания обращенной
речи;
· развитие пассивного словаря
(понимание значения слов, простого сюжета,
лексико-грамматических конструкций);
· развитие собственной речи
(лексики, грамматики, фонематического
восприятия и произношения);
· развитие подвижности органов
артикуляции (массаж, пассивная и активная
артикуляционная гимнастика);
· работа над дыханием и голосом;
· работа над темпом и ритмом
речи.
4. Логоритмика
5. Формирование различных видов
деятельности: игровой, продуктивной (рисование,
лепка, аппликация, конструирование, ручной
труд), элементов трудовой деятельности.
6. Формирование математических
представлений.
7. Подготовка к обучению
грамоте.
8. Физическое развитие.
9. Эстетическое воспитание.
10. Социальная адаптация:
· формирование умения ребенка
сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
· формирование представлений
о самом себе».
Таким образом, для нормального
развития детей с речевыми нарушениями
применяют целый комплекс мер, направленных
на восстановление тех или иных функций
организма ребенка. Также необходимым
условием коррекции является сочетание
лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической
работы с учащимися.
А если учитывать, то, что дети
с речевой патологией, как правило, имеют
трудности в обучении, то знание педагогом
особенностей детей с речевыми нарушениями,
значительно облегчат работу и помогут
найти адекватные формы обучения и воспитания.
Заключение
Дети с речевыми нарушениями
- это особая категория аномальных детей
(сохранен слух, не нарушен интеллект),
но значительны речевые нарушения.
Вообще понятие «Нарушение
речи - собирательный термин для обозначения
отклонений от речевой нормы, принятой
в данной языковой среде, полностью или
частично препятствующих речевому общению
и ограничивающих возможности социальной
адаптации человека».
Причины, вызывающие нарушения
речи: биологические - это причины, воздействующие
на организм в период внутриутробного
развития ребенка и в первые месяцы жизни
и социально-психологические - они связаны
с психической депривацией (психическое
состояние, возникшее в результате таких
жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется
возможности для удовлетворения некоторых
его основных психических потребностей
в достаточной мере в течение длительного
времени) ребенка.
Рассматривая классификацию
речевых нарушений, видим, что «дети с
нарушениями речи подразделяются на ряд
субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза,
клинической формы речевого дефекта, глубины
и системной распространенности речевого
расстройства, задач, содержания и методов
логопедического воздействия».
-дислексия- частичное (полное)
нарушение процессов чтения;
- дисграфия - частичное (полное)
специфическое нарушение процессов письма.
Психолого-педагогическую квалификацию:
Нарушение языковых
средств общения:
-фонетико-фонематическое недоразвитие;
-общее недоразвитие речи.
Нарушение в применении
языковых средств общения в речевой деятельности:
-заикание;
-речевой негативизм.
Знания классификации речевых
нарушений служат основой для выявления
отклонений в речевом развитии, которые
требуют своевременной коррекции, в зависимости
от этиопатогенеза, клинической формы
речевого дефекта, глубины и системной
распространенности речевого расстройства.
Для обеспечения полноценного
развития ребенка с речевыми нарушениями,
применяют целый комплекс мер, направленных
на восстановление тех или иных функций
организма. Лечебно-оздоровительные мероприятия
переплетаются с психолого-педагогическими
и тем самым, не травмируя ребенка, достигаются
цели направленные на восстановление
полноценной речи.
А если учитывать, то, что дети
с речевой патологией, как правило, имеют
трудности в обучении, то знание педагогом
особенностей детей с речевыми нарушениями,
значительно облегчат работу и помогут
найти адекватные формы обучения и воспитания.
Литература
1. Коррекционная педагогика:
Основы обучения и воспитания
детей с отклонениями в развитии/
Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская,
Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова.
- М.: Издательский центр «Академия», 1998.
2. Лапшин В.А., Пузанов
Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение,
1991.
3. Специальная дошкольная
педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева,
А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред.
Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
4. Специальная педагогика/
Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова
и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.:
Издательский центр «Академия»,
2004.
5. Интернет ресурсы:: http://www.invalid
-detstva.ru