Современные представления о нарушениях речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 08:11, реферат

Описание работы

Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.86 Кб (Скачать файл)

Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, деление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной.

В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе".

Жизненно необходимо, при составлении коррекционной педагогической программы учитывать и медицинские показания ребенка. Вот основные направления медицинской и педагогической помощи детям, при речевых нарушениях.

Лечебные мероприятия:

· медикаментозное лечение (по показаниям),

· гомеопатия (по показаниям),

· фитотерапия (по показаниям),

· психотерапия индивидуальная и групповая (по показаниям),

· физиотерапия (по показаниям),

· массаж,

· лечебная физкультура.

2. Развитие познавательной  деятельности.

3. Развитие речи:

· развитие понимания обращенной речи;

· развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

· развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия и произношения);

· развитие подвижности органов артикуляции (массаж, пассивная и активная артикуляционная гимнастика);

· работа над дыханием и голосом;

· работа над темпом и ритмом речи.

4. Логоритмика

5. Формирование различных видов деятельности: игровой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд), элементов трудовой деятельности.

6. Формирование математических  представлений.

7. Подготовка к обучению  грамоте.

8. Физическое развитие.

9. Эстетическое воспитание.

10. Социальная адаптация:

· формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,

· формирование представлений о самом себе».

Таким образом, для нормального развития детей с речевыми нарушениями применяют целый комплекс мер, направленных на восстановление тех или иных функций организма ребенка. Также необходимым условием коррекции является сочетание лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы с учащимися.

А если учитывать, то, что дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, то знание педагогом особенностей детей с речевыми нарушениями, значительно облегчат работу и помогут найти адекватные формы обучения и воспитания.

 

Заключение

Дети с речевыми нарушениями - это особая категория аномальных детей (сохранен слух, не нарушен интеллект), но значительны речевые нарушения.

Вообще понятие «Нарушение речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека».

Причины, вызывающие нарушения речи: биологические - это причины, воздействующие на организм в период внутриутробного развития ребенка и в первые месяцы жизни и социально-психологические - они связаны с психической депривацией (психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени) ребенка.

Рассматривая классификацию речевых нарушений, видим, что «дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства, задач, содержания и методов логопедического воздействия».

А также рассмотрели:

Клинико-педагогическую классификацию:

Нарушения устной речи:

-расстройства фонационного  оформления речи;

-нарушение структурно-семантического  оформления высказывания;

Нарушения письменной речи:

-дислексия- частичное (полное) нарушение процессов чтения;

- дисграфия - частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.

Психолого-педагогическую квалификацию:

Нарушение языковых средств общения:

-фонетико-фонематическое недоразвитие;

-общее недоразвитие речи.

Нарушение в применении языковых средств общения в речевой деятельности:

-заикание;

-речевой негативизм.

Знания классификации речевых нарушений служат основой для выявления отклонений в речевом развитии, которые требуют своевременной коррекции, в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого дефекта, глубины и системной распространенности речевого расстройства.

Для обеспечения полноценного развития ребенка с речевыми нарушениями, применяют целый комплекс мер, направленных на восстановление тех или иных функций организма. Лечебно-оздоровительные мероприятия переплетаются с психолого-педагогическими и тем самым, не травмируя ребенка, достигаются цели направленные на восстановление полноценной речи.

А если учитывать, то, что дети с речевой патологией, как правило, имеют трудности в обучении, то знание педагогом особенностей детей с речевыми нарушениями, значительно облегчат работу и помогут найти адекватные формы обучения и воспитания.

 

Литература

1. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания  детей с отклонениями в развитии/ Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.

2. Лапшин В.А., Пузанов  Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991.

3. Специальная дошкольная  педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Специальная педагогика/ Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова  и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

5. Интернет ресурсы:: http://www.invalid -detstva.ru

 

 

 


Информация о работе Современные представления о нарушениях речи